Граждан, злоупотребляющих спиртными напитками, ограничивают в дееспособности

15:00 / 03.04.2013
Тему статьи выбирать долго не пришлось – её подсказывает жизнь. Выглянув в окно, я обратила внимание на очередного пьяненького гражданина, бредущего по улице и шатающегося из стороны в сторону. Наверняка типичный представитель армии пьяниц и алкоголиков, коих в нашей стране только официально насчитывается свыше 178 тысяч человек.

В Островецком районе на данный момент на диспансерном учете у врача-нарколога с синдромом зависимости от алкоголя состоит 627 человек, из них 156 – женщин. И это только вершина айсберга: нельзя забывать о тысячах «тихих» пьяниц, которые остаются в не поле зрения официальной статистики.


По данным Всемирной организации здравоохранения, показатель потребления выше 5 литров алкоголя на душу населения в год уже является проблемой для государства. Потребление же в Беларуси чистого этилового спирта на душу населения (включая младенцев и стариков) составляет 12,3 литра.
Вдумайтесь в эти цифры! А ведь за ними прячутся людские судьбы. И не столько судьбы самих алкоголиков – им на это наплевать, а судьбы их родных и близких, людей, которые живут проблемой алкоголика.
Представьте себе: возвращается с работы женщина после тяжелого трудового дня, а дома ее ждет «сюрприз» – пьяненький супруг. Тот, который когда-то клялся любимой, что будет надежной опорой и поддержкой в жизни. Зачастую следы такой «любви» приходится видеть на лицах наших женщин. Несмотря на то, что некоторые из них утешают себя словами: «бьет – значит, любит», мне кажется, данное высказывание никогда не являлось правдоподобным.
У многих состояние алкогольного опьянения вызывает неадекватное поведение. Складывается впечатление, что они зачастую не могут контролировать свои действия и поступки. За примерами далеко ходить не надо, стоит только пролистать милицейские сводки о происшествиях. Они скорее напоминают сводки боевых действий на семейно-бытовом фронте.
Истязание и нанесение побоев в семье стали нормой нашей жизни. Из года в год повторяются ситуации, когда супруга или сожительница, не выдержав издевательств со стороны мужа-пьяницы, хватаются за нож и совершают необдуманные поступки. Я уже не говорю о самоубийствах, зачастую являющихся следствием злоупотребления спиртными напитками.
Таких примеров можно приводить великое множество. На страницах средств массовой информации регулярно освещаются формы и методы борьбы с пьянством и алкоголизмом, описываются конкретные уголовные дела и наказание, которое назначено судом. Вместе с тем, зачастую вне поля зрения граждан остается такая форма предупреждения пьянства и алкоголизма, как ограничение в дееспособности.
И здесь на помощь приходят органы прокуратуры. Выполняя возложенные законодательством Республики Беларусь полномочия по предъявлению в суды заявлений об ограничении в дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками, прокуратурой Островецкого района только за прошлый год предъявлено 12 таких заявлений.
Возможность ограничения граждан, которые вследствие злоупотребления спиртными напитками ставят свою семью в тяжелое материальное положение, предусмотрена статьей 30 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Для признания гражданина ограниченно дееспособным не требуется, чтобы он являлся хроническим алкоголиком.
Так, в январе 2013 года закончилось терпение одной из жительниц Островецкого района, которая, устав от пьяных выходок своего мужа, по совету участкового инспектора милиции решила поставить на этом точку. С целью не допустить в будущем траты супругом своей заработной платы на приобретение спиртного, она обратилась в прокуратуру Островецкого района. «Пусть лучше эти деньги остаются в семье», – сказала она, подавая заявление прокурору. В итоге постоянно пьянствующий супруг, который пропивал заработанные деньги и выгонял жену из дома, по решению суда Островецкого района лишился возможности приобретать спиртные напитки. Сэкономленные деньги пошли на нужды семьи и детей.
Следует обратить внимание, что такие граждане без согласия попечителя (в данном случае – супруги) не имеют права продавать, дарить, обменивать, покупать имущество, совершать другие сделки, кроме мелких бытовых, а также сами получать заработную плату, пенсию и иные виды доходов.
Важно помнить, что не всех злоупотребляющих можно ограничить в дееспособности, а лишь тех, которые своими действиями ставят семью в тяжелое материальное положение (иными словами – не приносят деньги в семью, не участвуют в несении расходов по обеспечению соответствующих бытовых условий, в содержании детей и др.).
Хотелось бы, чтобы мои слова не остались без внимания любителей приложиться к стакану. Подумайте, кто и что вам дороже – семья или водка?


-----------------------------
Анастасия Юркойть,
и.о. помощника прокурора района.


Фото с сайта mentol.info.