«Один день с…»: журналист "АП" осваивал профессию таксиста
13:07 / 10.12.2016
О том, как отличить настоящего работника службы такси от желающего «просто помочь» за деньги, нужны ли подобные услуги в нашем небольшом городе и стоит ли обижать водителя «с шашечками», попробуем разобраться, проведя один день с островецким таксистом.
«Я ЕДУ… С ВАМИ!»
Подойдя к стоянке возле почты, где такси обычно поджидают своих клиентов, замечаю свободный «Мерседес» – машина только подъехала к месту стоянки, а значит, в ней будет тепло, что очень актуально в холодную погоду.
Запрыгивая на пассажирское сидение, сразу сообщаю водителю о цели своего «визита» и с нетерпением жду ответа.
Иван Гриневич, спокойствию и невозмутимости которого можно позавидовать, долго не думая, согласился повозить с собой такого невыгодного, но очень любопытного пассажира.
«РУЛИМ» ПО РАСПИСАНИЮ
Начнем с того, что у водителя такси тоже есть график, в котором проставлены рабочие и выходные дни. Как и многим, ему тоже положен восьмичасовой рабочий день – и нарушать это правило запрещено.
Так что в этот день железный «кормилец» Ивана выезжает на смену в 9.00, заворачивая по пути в Островецкую ЦРБ – чтобы подтвердить, что хозяин, который несет ответственность не только за свое здоровье, но и за безопасность пассажиров, трезв, как стеклышко. А потом наступает очередь СТО, где механик тщательно проверит готовность машины выехать на дорогу.
Что отличает таксиста от «бомбилы»:
– «шашечки» на машине;
– наличие свидетельства водителя такси;
– путевой лист, свидетельствующий об исправности автомобиля;
– таксометр, который информирует о расстоянии и стоимости поездки.
ЗАМКНУТЫЙ КРУГ
Кому-то больше по душе ночные «дежурства», но Иван любит дневную смену: людей больше и время проходит быстрее. Бывают дни, когда приходится крутить «баранку» весь день, а случается, восемь часов работы выливаются в ноль. Но таксист не расстраивается и, пока мы продвигаемся на вызов, вспоминает, как все начиналось:
– Девять лет назад свою мечту стать таксистом воплотил в жизнь мой отец. А потом и я присоединился. Правда, пришлось на время прервать работу – в армии отслужить. Но, вернувшись, я снова сел за руль такси. Сегодня мы работаем на трех машинах, чтобы люди могли пользоваться нашими услугами круглосуточно.
Чаще всего, по словам водителя, приходится колесить по городским улицам: кого-то на работу подвезти – и это далеко не редкость, кого-то в детский сад подбросить, кто-то вечером домой спешит.
– Временами кажется, что это замкнутый круг, – улыбается Иван.
…«Подрулив» под подъезд одного из многоквартирных домов по улице Володарского, подсаживаем мужчину с ребенком – ему нужно в больницу. Иван предупредил, что переднее сидение уже занято (мной), – пассажир не против.
Кстати, цены на такси довольно приемлемые и меняются не с наступлением зимнего сезона, как думают многие, а с изменением цены на топливо. Так, доехать с южной части города – к примеру, с улиц Солнечная, Янки Купалы или Незавимости – в центр можно где-то за 4 рубля.
«ЯМОЧНЫЕ» РЕЙСЫ
Несколько раз «проутюжив» улицы города, возвращаемся к стоянке возле почты, где почти сразу к машине подходит очередной клиент.
…Дорога на Трайги никогда не отличалась «гладкостью» и качеством покрытия. К тому же после нескольких дней снежно-дождевой непогоды «гравийка» сплошь покрылась ямами и выбоинами –– ехать по ней приходится медленно и осторожно.
– Это еще ничего, – говорит водитель такси. – Машину, конечно, жалко: с такой ездой некоторые части ходовой скоро придется менять. Но «Мерседес» – надежный и крепкий автомобиль, поэтому я и выбрал его для работы. Случалось и застревать – особенно на полевых дорогах, ведущих к хуторам. Бывало, и толкали, но, по счастью, все всегда заканчивалось хорошо.
К разговору присоединяется пассажирка, которая оказалась общительной и веселой женщиной. От нее мы узнали много интересного о перспективах дороги, по которой только что пробирались, последние новости района и о том, что ее волнует и зачем ей нужно было в Островец.
Поблагодарив женщину за то, что она выбрала именно его такси, Иван отдал ей сдачу и чек об оплате.
– Люблю свою работу, – прокомментировал он, когда мы выехали обратно. – Интересно с людьми общаться – ведь все они разные. Для одних важен совет постороннего человека – и они спрашивают. Для других за несколько минут успеваешь стать жилеткой, в которую можно поплакаться. А третьи просто не любят молчать, когда едут.
Опытный водитель такси с первой минуты понимает, что за человек садится к нему в машину.
– Случается, в машине пытаются выпивать и курить, – рассказывает Иван. – Но я прошу потерпеть: выйдете – курите-пейте, сколько влезет. Как другой человек будет чувствовать себя в прокуренном такси, да еще из которого разит спиртным? Подумает, что это водитель пьян.
Были в практике Ивана и «забывчивые» пассажиры, которые, надеясь на быстрые ноги и эффект неожиданности, дают деру, как только машина довозит их до места назначения.
Вы думаете, таксист побежит за ним, размахивая бейсбольной битой? Да не, он напишет заявление в милицию, указав причину и номер телефона нерадивого клиента. Остальное – дело правоохранительных органов.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
* Использовать машину-такси для собственных нужд водитель, даже если он является ее хозяином, может, только если снимет с нее опознавательные «шашечки» и укажет в дорожном листе маршрут передвижения.
* Время работы водителя и нахождение машины-такси контролирует транспортная инспекция.
* Правильность расчета с пассажирами проверяет налоговая инспекция.
* Машина такси проходит техосмотр 2 раза в год – независимо от года ее выпуска.
* Хозяин такси обязан застраховать пассажиров от несчастных случаев.
На каверзный вопрос, боится ли молодой и сильный водитель такси пьяных дебоширов, Иван признается: это неприятно, но коллеги, которые, как правило, находятся неподалеку, помогут справиться с разбушевавшимся пассажиром.
«ДАЛЬНОБОЙ»
Немало, особенно с начала строительства атомной станции, клиентов, которые просят доставить их в Минск: кто-то возвращается из командировки, кому-то срочно нужно в аэропорт или на столичный вокзал.
Один из таких звонков Ивану и был подобным «дальнобойным» заказом.
– Минск не так уж и далеко, – комментирует водитель. – Как, впрочем, и Вильнюс, куда тоже приходится возить клиентов.
К слову, ни за плохие дороги, ни за «особенное» состояние некоторых пассажиров, ни за предварительный заказ или подачу такси к дому дополнительно платить не придется. Как и за вещи, которые клиенты берут с собой, – а среди них бывали и большие телевизоры, и новогодние елки.
НА ЗАМЕТКУ
– Расплатиться за проезд в такси можно наличными, с помощью пластиковой карточки и даже по безналичному расчету.
– Детям до 12 лет специальные сидения в такси не требуются.
МНЕНИЕ «БЫВАЛЫХ»
Денис и Андрей, постоянные пассажиры:
Денис:
– Мы часто пользуемся услугами такси, причем именно этого. Когда нужно срочно попасть на другой конец города, поможет только такси.
Андрей:
– Ведь случается, что своя машина подводит. А тут не успел позвонить – «карета» подана.
ДЛЯ ЛЮБОПЫТНЫХ
Говорить о деньгах всегда непросто, особенно если это касается зарплаты. Но Иван согласился приоткрыть для таких любопытных, как я, завесу тайны, со смехом заметив, что это вовсе не является тайной. И в пух и прах развеял миф о заоблачных заработках таксистов.
Оклад работников службы такси – чуть меньше 300 рублей. Остальное – как у всех: премия за хорошие показатели, которые в случае таксистов зависят в первую очередь от того, есть ли клиенты. Поэтому и зарплата их каждый месяц «скачет».
Но даже если учесть, что зарабатывают они больше, чем многие островчане, не стоит забывать о выплатах, которые делает каждый индивидуальный предприниматель: налоги, пенсионный фонд, ежемесячная оплата работы механика на СТО и медицинского персонала, обслуживание пластиковой карточки в банке и заправка бензобака. А еще техосмотр два раза в год, страховка пассажиров, ремонт и приобретение запчастей на машину…
Все это, да еще семья, которая хочет видеть отца и мужа дома хотя бы в ночное время, наталкивает на мысль, что богатым таксист вряд ли будет. И что эту работу, порой убыточную, а временами – как белка в колесе, нужно любить. Как, впрочем, и любую другую.
Восьмичасовой рабочий день Ивана подходит к концу, и ему пора отдохнуть. Да и мне: вот уж не думала, что то, к чему тянусь всей душой – «порулить», может вылиться в онемение пятой точки и боль в спине. Не такая уж легкая работа у таксиста, как ее «малюют». Хотя очень нужная и не менее интересная.
«Таксовала» Ольга ХОТЯНОВИЧ.