За асоциальное поведение и проступки подростка из Островца отправили в специальное учебно-воспитательное учреждение
В островецкой средней школе №3 прошло выездное заседание суда, на котором решали вопрос о направлении 13-летнего подростка в специальное учебно-воспитательное учреждение.
Глядя на лицо подростка, невольно думала: чем же он мог провиниться, что дело дошло до суда? Но чем больше озвучивали дела и поступки мальчишки за последний год, тем яснее становилась картина и то, почему заседание сделали показательным для других школьников.
Подросток давно под пристальным вниманием комиссии по делам несовершеннолетних – оказалось, он попадал в поле зрения милиции за совершение мелких проступков и раньше, но был ещё мал, чтобы отвечать за них по закону. Отец мальчика лишён родительских прав, мать – восстановлена и сейчас, как может, старается воспитывать сына. Только и она в последнее время порой не в силах с ним справиться: мальчик всё чаще агрессивно реагирует на её просьбы, кричит в ответ, в гневе может что-то разбить или поломать, а то и пустить в дело кулаки и даже ударить самого близкого человека. Словом, стал неконтролируемым. Чаще всего скандал вспыхивает, когда женщина просит пойти его в школу, ведь учиться он не желает. Весной прошлого года мать по просьбе сына перевела его в другую школу, но ситуация усугубилась. В этом учебном году мальчик был на занятиях в общей сложности около 3-х недель. Соответственно, по большинству предметов он не аттестован.
Пытались вразумить подростка и педагоги, и сотрудники правоохранительных органов. И если помощнику прокурора или инспектору инспекции по делам несовершеннолетних ещё удавалось отвести его в школу и даже получить от мальчика обещание, что он изменится, возьмётся за ум, то когда домой приходили классный руководитель, психолог, социальный педагог, подросток зачастую просто отмахивался от них, не вставая с кровати. Школьника не интересовали ни кружки, ни спортивные секции, ему не нужно было общение со сверстниками. Его привлекали лишь игры и видео в мобильном телефоне. Отличился юный островчанин не только систематическими прогулами уроков, но и поступками, приравниваемыми к административным правонарушениям: оскорбил человека неприличным жестом, ударил малолетнего ребёнка, устроил дома скандал и разбил двери, в гневе ударил мать… Подростка вызывали на заседании комиссии по делам несовершеннолетних, убеждали, предупреждали, рассказывали об ответственности, объясняя, что это плохо закончится. Мальчик не слышал. И даже за день до заседания суда снова устроил скандал дома.
Во время процесса судья задавала опрашиваемым один и тот же вопрос: вся ли профилактическая работа была проведена с мальчиком? В ответ звучало одно: мы сделали всё, что смогли, но ситуация не меняется.
Грустно, когда на суде рассматривают дела несовершеннолетних. Печально, когда дети не прислушиваются к советам, не позволяют себе помочь, ломая себе судьбу.
По решению суда подросток отправится на 2 года в специальное учебно-воспитательное учреждение. Будет ли ему там лучше, чем дома? Вряд ли. Но, возможно, этот пример заставит кого-то задуматься.
Светлана Лабор, председатель суда:
– Когда профилактические меры не приводят к положительным результатам, нужно бить тревогу – ради самого же несовершеннолетнего. Иначе через несколько лет он, скорее всего, попадёт на скамью обвиняемых, но уже совсем по другой статье и с другой, более строгой, мерой наказания. Надеюсь, эти 2 года не пройдут для подростка бесследно, он осознает своё поведение и станет юношей, способным отвечать за свои поступки и опорой для семьи.
Анастасия Юркойть, старший помощник прокурора:
– В спецучреждения помещаются несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, в том числе с особенностями психофизического развития или страдающие другими заболеваниями, перечень которых устанавливается Министерством здравоохранения. В 2022 году гражданские дела этой категории судом района не рассматривались, в 2023-м – это первый случай. Для оказания корректирующего воздействия судебное заседание было выездным и прошло в школе в присутствии несовершеннолетних, склонных к девиантному поведению.