Великая Отечественная война на Островетчине: гудогайские жертвы геноцида

15:41 / 06.12.2022

NARB_LA_1569_1_163_028.jpg

Великая Отечественная война пришла в Гудогай в первый её день, 22 июня 1941 года. Как свидетельствуют исторические документы, тогда фашисты сбросили на железнодорожные станцию и мост через реку Лошу несколько бомб. 
В целом же военный Гудогай больше известен тем, что здесь был создан филиал «Шталаг 342». В нём на протяжении нескольких лет находились военнопленные. Многие погибали и были захоронены недалёко в братской могиле – теперь на этом месте возвышается обелиск. По разным сведениям здесь покоится от 200 до 300 человек. Имена 75 из них стали известны благодаря архивным сведениям, открытым в последнее десятилетие.
Но не только военнопленные погибали в годы войны, были жертвы и среди мирного населения.

…евреи
О том, что в Гудогае в Великую Отечественную было гетто, официальной информации практически нет. К сожалению, людей, которые могли бы помнить это, уже, наверное, не осталось.
Из открытых источников, найденных в интернете, известно, что «около железнодорожной станции Гудогай во время нацистской оккупации было создано гетто. Большинство евреев были вывезены и убиты в Понарах».
В этом году, благодаря проводимой Генеральной прокуратурой работе по расследованию уголовного дела о геноциде белорусского народа, появились новые факты о Великой Отечественной войне. В открытый доступ выложены документы послевоенного периода. Один из них – протокол допроса свидетеля от 24 апреля 1945 года.
Из документа следует, что прокурор Островецкого района Бутенский в 1945 году опросил Нину Ивановну Кондратович. Женщина родилась в 1912 году в Новой Вилейке Литовской СССР. В 1945-м она работала секретарём Гудогайского сельсовета. 
«В мае 1943 года во время оккупации нашего района немецкими захватчиками всех евреев собрали в специальный вагон, сказали, чтобы они взяли свои вещи и их повезут в Вильно в общее гетто. Но в городе закрыли двери вагона и повезли всех на станцию Понары, где зверски расстреляли. Кто пытался убежать, того заставала пуля, так как были выставлены пулемёты. Было расстреляно 14 евреев,» – говорится в протоколе допроса.
Среди открытых документов есть и список евреев, живших в то время в Гудогае и расстрелянных в годы войны. В нём значатся Лева Мовсевич Тевель, Мосей Мовсевич Мимоковский, Эльчак Абрамович Гордон, Абрам Иосифович Тевель, Нона Абрамовна Лашанская, Гирш Гиршевич Лазовник, Янкель Израилевич Барковский, Евель Семёнович Лявданский, Гирш Рубинович Лазовник, Мойсей Ефимович Повелевич, Абрам Абрамович Левин, Израил Исакович Бостомский, Ульфа Эльяшевич Ройберг, Роха Ройберг – всего 14 человек.
К сожалению, ни в музее Гудогайской средней школы, ни в сельсовете никаких сведений об этих людях найти не удалось. Однако в детстве я слышала рассказы бабушки и дедушки, которые вспоминали, что в посёлке жил еврей Левин, который занимался торговлей. Наверное, он – один из тех, кто в годы войны был в том самом гетто.

…активисты 
Среди протоколов опроса есть два, датиро­ванных 17 марта 1945 года.
В одном из них записаны показания жителя деревни Вавераны, тогдашнего заместителя председателя Гудогайского сельсовета Ивана Михайловича Шлыковича, 1889 года рождения, который рассказал об убийстве одного из жителей Гудогайского сельсовета – Игната Степановича Замары.
«До прихода и оккупации нашего района немцами Игнат Степанович Замара работал портным. С приходом немецко-фашистских захватчиков продолжал работать и был честным гражданином нашей Родины. Часто были случаи, когда товарищ Замара проявлял недовольство против немцев и за это они его ненавидели. И вот пришёл для немецких палачей удобный случай».
Из повествования известно, что немцы пьянствовали в одном из домов, здесь же находился и Замара. Когда мужчина увидел, что фашисты начинают спорить, решил уйти к себе домой – в деревню Груздовщина Гудогайского сельсовета.
«В момент, когда товарищ Замара стал переходить железнодорожное полотно, немцы его задержали, а затем сказали, чтобы он шёл домой. Товарищ Замара прошёл метров 100, а потом немецкие палачи зверски пустили ему пулю в спину и убили наповал,» – записано в протоколе опроса.
Во втором протоколе свидетель Михаил Иванович Нагорский из деревни Палуши рассказывает о смерти Казимира Ивановича Гилевича.
«До оккупации нашего района товарищ Казимир Иванович Гилевич работал заместителем председателя Гудогайского сельсовета с 1 марта 1940 года, затем работал председателем сельпо и был активным работником нашего с/С. С приходом немцев, приблизительно через 2 недели, товарища Гилевича К.И. немецкие палачи арестовали и посадили в тёмную комнату, которая охранялась немецкими палачами».
Дней через 15 Гилевича отпустили. Но через некоторое время, 25 ноября 1942 года, его вновь арестовали и увезли в м. Островец.
«… а на следующий день, 26 ноября 1942 года, – зверски расстреляли,» – свидетельствует Михаил Нагорский.
Вначале фашисты якобы отпустили Гилевича домой, но как только он начал уходить – пустили ему пулю в спину. Произошло это на месте нового строительства, говорится в протоколе (интересно, где это было?) 
И это всего лишь единичные факты – таких в годы войны было немало, и о них нам ещё предстоит узнать.

…цыгане
О расстреле в годы войны возле деревни Дайновка цыган наша газета уже рассказывала. В этом году на том месте установлена памятная табличка, прошёл торжественный митинг.
Интересные воспоминания женщины 1925 года рождения удалось отыскать на сайте музея Гудогайской средней школы. В них рассказывается, что в 1942 году, в начале зимы, немцы на окраине леса за хутором Чубэйка расстреляли цыган. Сколько их было, никто не знает. «...Яма была широкая, а недалеко нашли цыганский кувшин». 
Пока эту историю подтвердить какими-либо фактами невозможно – среди документов, опубликованных в общем доступе, подобного упоминания нет.
Пострадал Гудогай и его жители и во время освобождения. От снарядов загорелись крыши нескольких домов, с них огонь перебросился на соседние участки. В итоге за один день в посёлке сгорело 19 домов из 39.

ВАЖНО
Если вы или ваши родственники были свидетелями расстрела или вывоза белорусов на принудительные работы в годы Великой Отечественной войны, вы что-то знаете или слышали об этом, позвоните в редакцию газеты или прокуратуру. Ваши воспоминания очень важны.

Как продвигается расследование геноцида белорусского народа в годы войны и в послевоенный период, рассказал прокурор Островецкого района Алексей Томченок:

– В апреле прошлого года Генеральная прокуратура возбудила уголовное дело по факту геноцида населения страны в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период.

К работе подключились все прокуратуры респуб­лики. В итоге установлен не один десяток мест массовых захоронений мирных граждан, уничтоженных оккупантами на территории Беларуси. 

В Островецком районе выявлены ранее непаспортизированные и незадокументированные факты убийства мирных граждан разных национальностей. Установлены лица, обладающие информацией о ранее неизвестных фактах, – они допрошены как свидетели.

Работа по выявлению фактов геноцида белорусского народа продолжается.




Подписывайтесь на телеграм-канал «Островецкая правда» по короткой ссылке https://t.me/ostrovetsby.

Телеграм-канал «Островецкая правда»  – всё самое интересное из жизни Островца и Островецкого района. 

Подписывайтесь на телеграм-канал «Гродно Медиа Group» по короткой ссылке t.me/GrodnoMediaGroup.

Телеграм-канал «Гродно Медиа Group» – это ежедневные новости районов Гродненской области и города Гродно.


Текст: Главный администратор