Елизавета Плюто любит шить – и увлечение стало её делом

12:26 / 16.08.2022
Елизавета Плюто решила заняться ремонтом одежды, потому что умеет это делать. А ещё она уверена, что её работа нужна: в гардеробе каждого из нас обязательно найдётся вещь, которую нужно «посадить» по фигуре, отремонтировать, укоротить или перешить.

– Когда вы решили начать работать «на себя»?

– Наша семья приехала в Островец в конце декабря прошлого года из Гомельского района. Муж устроился в строительную фирму, а я не знала, чем заняться. 

Но так сошлись звёзды: нашлось свободное помещение, у меня было швейное оборудование – решила ремонтировать одежду. 

Оформила самозанятость – этот способ заработка упрощает возможность встать на ноги: можно работать, не открывая ИП. Заплати единый налог – и трудись.

– Работаете по специальности или самоучка?

– Моя специальность «моделирование и конструирование одежды». Это  больше, чем швея: нас учили делать чертежи, лекала и выкройки. Было время, шила себе, знакомым, подругам. Работала швеёй на гомельской фабрике «Коминтерн» – сложно. Целый день за машиной – света божьего не видишь. Поняла, что больше не могу, хочется движения, общения. Перевелась на комплектовщика материалов и кроя и по совместительству выполняла обязанности бригадира.

Но я люблю швейное дело – это моё. Очень жаль, что женщины теперь слишком эмансипированы, часто одежду выбирают с точки зрения не красивости, а удобства. А хочется создавать что-то индивидуальное, что украшало бы женщину, делало её единственной и неповторимой. Оригинальное пальто, например…



– Уже были заказы на пошив?

– Пока у меня только ремонт, с пошивом ещё не приходили, ведь для клиента это недешёвое удовольствие. Нужно купить ткань, заплатить мастеру, да и сам процесс занимает немало времени. Чаще всего такое изделие оказывается дороже магазинного.

К слову, я не знаю, где островчане при желании могут купить ткань. В городе выбора нет. Заказать по интернету – не вариант: нужно пощупать, покрутить в руках, в идеале – сшить кусочек и «потягать» утюгом, чтобы понять, как ткань ложится и сидит. 

Ремонт, кстати, тоже не совсем простое дело. На фабрике оборудование налаживают под каждый тип ткани, а тканей-то множество! Машины в мастерской тоже настраивают, поэтому прежде чем приступить к работе, я тщательно изучаю свойства изделия, которое нужно отремонтировать. Некоторые клиенты этого не понимают, удивляются: мне ведь нужно просто прострочить?!

– На что ориентируетесь, оценивая свою работу?

– Ценниками интересовалась: смотрела в интернете, правда, по Гомелю – и в основном в ателье. Цены в областных центрах и регионах отличаются. В Минске они вообще космические. 

Я отталкиваюсь от затраченного времени и сложности работы. Некоторые говорят, что за работу я беру до смешного мало. Может, и так. Но я так оцениваю.

Удивляет, что некоторые клиенты торгуются. Как так? В магазине это им и в голову не придёт, а здесь, оказывается, можно… Даже если сумма небольшая, они хотят ещё меньше, предлагая мне работать за бесценок, а то и в минус. От этого опускаются руки – думаю, у любого мастера так.

– Все клиенты разные. Каких вы рады видеть больше всего?

– Тех, кто точно знает, что им нужно: укоротить, сделать выточки или «закрыть» протёртость или дырку… С такими клиентами легко мне – им со мной, думаю, тоже. Я сразу объясняю: это могу сделать, это будет сложно, этого раньше не делала. И мы сразу договариваемся, берусь ли я за работу. Как-то клиентка мне сказала: «Никогда не говорите, что чего-то не можете». А я, наоборот, считаю, что с людьми нужно быть честной. И свою работу стараюсь делать аккуратно и качественно.
Текст: