Дмитрий Радомский: «Чтобы стать спасателем, им нужно родиться»

09:21 / 19.01.2022

IMG_5375.jpg

Он прошёл путь от простого пожарного до заместителя начальника, освоив инспекторское дело. За его спиной более 25 лет службы в МЧС, которые дают ему право делиться опытом с теми, кто только ищет профессиональную стезю, подсказывать тем, кто уже идёт по пути спасателя, и давать советы тому, кто должен заботиться о безопасности. 

Большая часть карьеры Дмитрия Радом­ского связана с Лидским районным отделом по чрезвычайным ситуациям, в Островце он работает только третий год. Сейчас мужчина может уверенно сказать, что быть спасателем – это именно его дело. А ведь чуть было не пошёл в другую сферу.
Он, уроженец деревни Подвеликое Дятловского района, с отличием окончивший 9 классов в местной школе, поступил в Лидское педагогическое училище на учителя начальных классов.
– Свою роль сыграл пример мамы, которая преподавала в школе белорусский язык и литературу, а также успешные выступления на районных олимпиадах по математике, физике, немецкому языку – в РОНО мне дали целевое направление в пед­училище, – вспоминает Дмитрий Радомский. – Потом я планировал пойти в Гродненский университет имени Янки Купалы на факультет истории и иностранного языка – здесь сказалось влияние классного руководителя Сергея Урбановича, историка, авторитетного для меня человека. А немецкий язык просто нравился, 2-е место на районной олимпиаде позволяло считать, что у меня хорошие знания.
Однако педагогом поработать ему довелось лишь на практике: 2 смены в детском оздоровительном лагере и преддип­ломная в школе. Отовсюду были лучшие характеристики и отличные оценки. Но едва Радомский получил диплом, как через несколько дней пришла повестка в армию – на полтора года ушёл служить в 38-ю Брестскую отдельную гвардейскую Венскую Краснознамённую десантно-штурмовую бригаду. 
– Этот период стал для меня переломным: я осознал, что профессия учителя не ошибка, но не совсем правильный выбор. Понял, что хочу служить на благо Родины под погонами, – делится мужчина. 
Вернувшись на гражданку, он просто зашёл в Лидский РОЧС – да так там и остался. Путь спасателя Дмитрий Мечеславович начал 6 сентября 1996 года. 
Прежде чем выехать на свой первый пожар, молодому человеку предстояло пройти подготовку в учебном центре Гродненского областного управления – экзамены он сдал на «отлично». 
Но знания – это одно, а в жизни не всё по алгоритму. В службе бывали разные случаи: приятные – когда кого-то удалось спасти и трагичные – когда спасатели уже ничем не могли помочь…
– Расскажу про один вызов. Это было ночью, в сельской местности. Мы приехали по адресу: открытого горения не было, в доме  – задымление. Соседи сказали, что внутри находятся 2 человека, один из них инвалид, – рассказывает мужчина. – Я выносил этих людей на улицу и до последнего надеялся, что они живы. Но, увы… Жильцы задохнулись дымом.  В доме особого материального ущерба не было – только стенка около газовой плиты, которую бабушка-инвалид забыла выключить, немного обгорела. 

– Эмоционально тяжело было пережить эту ситуацию. Поддержали те, кто учил, как действовать при ликвидации происшествий. Дословно воспроизведу их слова: «Сынок, это не первый и не последний раз, это наша работа»,  – слегка дрожащим голосом произносит Радомский.
И всё же служба ему была по душе – ведь спасённых насчитывалось больше. Мужчина решил, что надо учиться дальше, и выбрал Высшее пожарно-техническое училище МВД, куда поступил в 1999 году, а в 2004-м закончил его, уже переименованное в Командно-инженерный институт МЧС. 
Вместе с учёбой началось и движение по карьерной лестнице: в 2002-м его назначили инспектором государственного пожарного надзора на объектах ОАО «Лакокрас­ка», а вскоре перевели на инспектора по профессиональной подготовке и спорту группы воспитательной работы, где проработал до 2015-го. 
– В 2013 году ко Дню спасателя я получил специальное звание майор внутренней службы – это была награда, звание, на одну ступень выше предусматриваемого по занимаемой должности. Погоны  эти храню с особым трепетом, потому что их вручал министр Владимир Ващенко – вспоминает Дмитрий Мечеславович. 
Затем Радомский служил старшим инспектором группы обучения гражданской защиты – проводил занятия для работников организаций и предприятий Лидского, Вороновского, Ивьевского, Ошмянского, Сморгонского и Островецкого районов; старшим инспектором группы идеологической работы и кадрового обеспечения. 
В 2019-м ему предложили должность заместителя начальника Островецкого РОЧС по идеологической работе и кадровому обеспечению. 
– Здесь специфика в том, что это прогрессивно развивающийся район, соответственно, молодой коллектив, средний возраст, к слову,  составляет 29 лет. Большая часть работников – члены Белорусского республиканского союза молодёжи. Это активные, инициативные люди,  готовые, порой не считаясь с личным временем, принять участие в акциях. К примеру, «Чистый водоём» и «Чистый лес»: спасатели первыми пришли, последними ушли, зато водоём и лес стали на самом деле чистыми, – отмечает заместитель начальника. – Во всех мероприятиях, которые проводит сектор идеологической работы и по делам молодёжи Островецкого райисполкома, мы участвуем не для галочки, а от души.
– Работы здесь много, потому что приходят молодые ребята – после армии, после учёбы. Но дело это мне хорошо знакомо: приказы, назначения, звания; подбор кандидатов в учреждения образования МЧС, повышение квалификации работников, подбор кандидатов на службу, подготовка команд на спортивные соревнования – всем этим я занимался и в Лиде, – продолжает Дмитрий Мечеславович. 
В Островецком районе, по словам Радомского, сильная конкуренция за кадры между силовыми структурами. Правила приёма у всех практически одинаковые: нужны молодые, физически крепкие и психологически устойчивые люди. А вот к спасателю предъявляют наиболее строгие требования на военно-врачебной комиссии, потому что сам он попадает в непригодную для дыхания среду, а ему нужно не только тушить огонь, но и обладать силой, чтобы спасти другого человека.
– С кандидатами на службу в МЧС всегда начинаю разговор с того, что профессия спасателя – это профессия для души. То есть, если ты физически развит и можешь пройти военно-врачебную комиссию, но при этом у тебя внутри нет искорки этого самого желания помогать, ты не будешь спасателем. Чтобы стать спасателем,  мне кажется, им нужно родиться, – отмечает Дмитрий Мечеславович. – Простая ситуация: на улице упал человек. Пятеро пройдут мимо, а кто-то остановится и попытается помочь – вот его и можно рассматривать в качестве кандидата. 

К слову, педагогическое образование мужчине пригодилось на службе в МЧС – помогает в работе с кадрами и в проф­ориентационной деятельности со школьниками. Знания по психологии, полученные в Лидском училище, тоже нашли своё применение, поскольку эмоциональное и душевное состояния и спасателя, и спасаемого имеют важное значение. 
– И за что я особенно благодарен училищу, так это за знания белорусского языка, – говорит Радомский. – Мне не надо смот­реть словарь, я помню и знаю, что чрезвычайных – это «надзвычайных», уважение – это «павага».
Дмитрий Мечеславович отмечает, что в службе за много лет ничего не изменилось: они спасали и продолжают спасать людей. И признаётся: идя по городу, он ощущает чувство гордости за организацию, которая помогает человеку. 
Что поменялось, так это оснащение. Благодаря правительству и министерству, пожарная аварийно-спасательная техника теперь выпускается в Беларуси, и в отделы поступают новейшие, усовершенствованные машины. Это раньше автоцистерна могла привезти на пожар максимум 2,5 тонны воды, а сегодня есть на 5, 8 и даже 10. 
– Абсолютно безосновательны обвинения некоторых, дескать, спасатели без воды приехали. Понимаю хозяина, у которого горит дом: едва мы начали тушить, как нам уже нужна заправка. Но можно легко посчитать: при работе двух стволов расходом по 3,5 л/сек за минуту уходит 420 л, а это значит, что 2 500 л выльются минут за 6. Для хозяина это время летит мгновенно, – объясняет мужчина. – Не может быть ситуации, что машина приехала на пожар пустой. Даже с ликвидации в подразделение она возвращается уже заправленная – сделать это спасатели должны на первом же водоисточнике. А организовать забор воды сегодня мы можем из гидрантов, открытых водоёмов и даже с помощью гидро­элеватора с источников на расстоянии 100 м и глубины до 30 см. 

На встречах с населением Дмитрий Мечеславович часто разъясняет подобные моменты. Как и те, когда люди сами создают ситуации риска. Он не раз обращался с такими словами: «Мы, конечно, на чеку, и работаем 25 часов из 24, но позаботьтесь о своей безопасности в первую очередь сами». А между тем не каждый прислушивается: одни активно используют современные бытовые электроприборы при старой проводке; другие оставляют спички и зажигалки на виду у детей; третьи вовремя не ремонтируют печи и так далее. 
– Работа у нас есть. Страшно представить, что было бы, если бы мы опустили руки и не консультировали, не проводили профилактические беседы, – замечает Радомский. – Радует, что большинство граждан – законопослушные, они просто могут не знать каких-то правил, а узнав, всё исправляют. К тому же многие учатся на примерах: если по соседству случился пожар, то человек, узнав причину, пойдёт и проверит, всё ли в порядке у него самого.




Подписывайтесь на телеграм-канал «Островецкая правда» по короткой ссылке https://t.me/ostrovetsby.

Телеграм-канал «Островецкая правда»  – всё самое интересное из жизни Островца и Островецкого района. 


Подписывайтесь на телеграм-канал «Гродно Медиа Group» по короткой ссылке t.me/GrodnoMediaGroup.

Телеграм-канал «Гродно Медиа Group» – это ежедневные новости районов Гродненской области и города Гродно.



Текст:
Фото: 055