О вакцинации и коронавирусе говорил с жителями Гродненщины губернатор Владимир Караник

12:17 / 23.09.2021

Разговор с губернатором Гродненской области Владимиром Караником для жителей региона стал своего рода традицией. В этот раз в центре внимания была тема профилактики коронавирусной инфекции. К обсуждению вопросов присоединились главный внештатный специалист по инфекционным заболеваниям Министерства здравоохранения, заведующий кафедрой инфекционных болезней БГМУ Игорь Карпов и начальник главного управления здравоохранения Гродненского облисполкома Людмила Кеда.

Задать вопрос можно было в прямом эфире и многие воспользовались такой возможностью.

– Основная тема разговора – вакцинация от коронавирусной инфекции. И я удивлен, что в обществе возникли дебаты о её необходимости. На мой взгляд, этот вопрос решён уже давно. Первый зафиксированный случай вакцинации произошёл более 225 лет назад. И за это время основные точки над «i» уже расставлены. По определению ВОЗ вакцинация – это простой, безопасный и эффективный способ борьбы с болезнями до момента встречи человека с возбудителем. И если брать статистику по ВОЗ, то вакцинация спасает в год от 2 до 3 миллионов жизней, – коснулся истории вопроса Владимир Караник.

– С другой стороны, наша страна не единственная, где некоторые граждане неоднозначно относятся к прививкам – скептики есть в любом государстве. И в 2019 году ВОЗ настороженное отношение к вакцинации включила в список 10 главных проблем, с которыми она работает. Сегодня наша задача – ответить на вопросы, которые волнуют население, и убедить их в том, что ещё до периода пандемии вакцинация спасала миллионы жизней. Если есть опасения по вакцинированию, надеюсь, ответив на вопросы, мы убедим, что прививка – это жизненная необходимость в наше время, – подчеркнул Владимир Караник.

– Врачи моего поколения, которые пришли в медицину в конце 70 – начале 80-х годов, столкнулись с проблемой игнорирования вакцинации – к примеру, против дифтерии, число заболевших измерялись десятками тысяч только в Советском Союзе.

Следует помнить, что продолжительность жизни, которая выросла к концу 20 века по сравнению с его началом, была обусловлена тремя причинами – все они лежали в ракурсе инфекционных заболеваний. Первая из них – вакцинация, которая резко уменьшила детскую смертность. Вторая – гигиенические мероприятия, в том числе по гигиене питания. И третья – антибиотикотерапия.

И надо понимать, что вакцинацию нельзя игнорировать, ведь потом приходится платить очень дорогую цену.

Человечество, к сожалению, не всегда учится на своих ошибках. 

Сейчас предотвратить тяжёлое течение заболевания вакцинацией намного проще, чем тем арсеналом средств, которыми мы боремся с уже возникшим заболеванием. Это очень важный посыл и хотелось бы, чтоб его услышали, – отметил Игорь Карпов.

Председатель облисполкома Владимир Караник провел стрим на тему вакцинации от COVID-19. Какие вопросы прозвучали в студии? (+видео)

Вопросы и ответы

– Почему в поликлиниках доступны только две вакцины: российская и китайская?

Владимир Караник:

– Российская и китайская вакцины зарегистрированы в Республике Беларусь и доступны нам. У нас налажено производство Спутник V, с КНР у Беларуси дружественные отношения и есть возможность при остром дефиците приобретать её вакцину. Чтобы обеспечить доступность вакцинации, проводится работа по закупке и производству этих видов вакцин.

Имеющиеся у нас вакцины полностью перекрывают все показания. Китайская инактивированная, как правило, используется у ослабленных пациентов и имеющих противопоказания. Российская – векторная, современная вакцина, которая позволяет покрыть всю потребность, имеющуюся в нашей стране.

– Почему люди порой заболевают после применения вакцин?

Игорь Карпов:

– Надо чётко понимать, что достигается возможный эффект вакцины. Что это значит? Прежде всего, вакцина используется, чтобы ослабить течение заболевания в случае его возникновения, и не приводить его к тяжёлой форме – и с этим она неплохо справилась. Да, бывают случаи заболевших, но в основном это лёгкое или средне-тяжёлое течение болезни.

Вакцинируя граждан, прежде всего заботимся, чтобы течение инфекции было максимально нетяжелым. И ещё одна вещь. Заботясь о старшем поколении, надо проявить где-то убеждение, терпение, чтобы уберечь наиболее ранимый контингент от тяжелого течения заболевания. В настоящее время это очень важно сделать.

Владимир Караник:

– Эффективность Спутник V против развития болезни по разным данным составляет от 88 до 97%, от тяжелых форм заболеваниям – 95 – 99%. У нас ещё не тотальная вакцинация, поэтому люди болеют.

По данным прошлой недели среди заболевших ковид-инфекцией средне-тяжёлой и тяжёлой степени – вакцинированных только 3,3%, а 97 % – не вакцинированные. Среди находящихся в отделениях интенсивной терапии – реанимации – вакцинированных 3%, среди находящихся на ИВЛ – нет ни одного вакцинированного. Какие ещё нужны доказательства того, что вакцинация даёт уровень защиты.

IMG_4045.JPG

– Прокомментируйте опыт Израиля, где сейчас в больницах 80 % вакцинированных. Почему не помогла прививка, а только усугубила ситуацию?

Владимир Караник:

– Во-первых, и в Израиле не все вакцинированы, были организованные группы, которые отказывались от привики – и среди них больший процент тяжелых форм заболевания.

Во-вторых, если сравнить Израиль с другими странами, то у них меньше тяжёлых форм и летальных исходов. А если посмотреть опыт Сан-Марино, который добился практически 100% вакцинации Спутник V, то последний смертельный исход от болезни здесь был 26 апреля. Периодически случаи инфицирования бывают, потому что иммунная система не всегда реагирует эффективно, особенно против дельта-штамма. Но вакцина защищает именно от развития тяжёлых форм.

– У вас не вызывает подозрения тот факт, что человечество приходится уговаривать или принуждать к уколам спасительной вакцины?

Владимир Караник:

– Да, вызывает. Но я уже говорил: это характерно не только для нашей страны. Мы видим по сообщениям из других государств, что уговаривать приходится не только белорусов.

Игорь Карпов:

– Технологии производства вакцины разрабатывались давно. Первые кирпичики в создание подобного рода вакцин были заложены в 70-х годах. Потом прошло много исследований, технологии улучшились. Первые вакцины, которые применялись против лихорадки Эбола, были векторные, которые не встраиваются в геном человека. И они показали свою эффективность. Думаю, это не последняя вакцина, которую человечество разработало по подобному принципу.

–Как коронавирус влияет на репродуктивную систему женщин?

Людмила Кеда:

– Доказано, что вакцинация не влияет на систему репродуктивного здоровья ни женщин, ни мужчин. А вот сам коронавирус может повлиять.

Может ли она привести к бесплодию? Ответ однозначный: нет, не может. Здесь нет никакой связи, ведь сама вакцинация не способна вызвать заболевание.

– Нужно ли соблюдать масочный режим тем, кто прошёл вакцинацию?

Игорь Карпов:

– Те, кто вакцинировался, не должен терять бдительность: необходимо соблюдать все правила безопасности. Они просты: дистанцирование, гигиена, маски. Необходимо чувствовать ответственность перед обществом. Большинство людей, заболевших коронавирусом, инфицировались от лиц не имеющих симптомов.

Внешне здоровый человек может быть переносчиком вируса. На следующий день у него появится температура, а накануне он, чувствуя себя здоровым, контактировал с другими людьми.

Владимир Караник:

– Ношение маски в общественных местах – это, в первую очередь, демонстрация ответственности. С ее помощью мы не себя защищаем от других, а окружающих от себя.

– Является ли бронхиальная астма противопоказанием к вакцинации?

Игорь Карпов:

– Бронхиальная астма не является противопоказанием. Наоборот, люди с этим заболеванием обязательно должны провакцинироваться, потому что входят в группу риска.

– Прививают ли беременных и планируют ли прививать детей?

Людмила Кеда:

– На сегодняшний момент беременных не прививают. Для имеющихся у нас вакцин беременность или грудное вскармливание являются противопоказанием. Не потому, что они опасны – просто еще не проведено достаточно исследований, чтобы сказать, что беременных можно прививать.

Надо отметить, что беременность может приводить к более тяжёлому течению заболевания, особенно с ростом срока беременности. Поэтому беременные должны себя защищать с помощью масок, социального дистанцирования, меньше находиться в общественных местах.

Игорь Карпов:

– При массовой вакцинации в некоторых странах были случаи, когда женщины прививались, не зная о беременности. И влияния на плод не было. Во многих странах стараются включить на последнем триместре беременности прививку для таких женщин, ибо они находятся в группе риска.

Владимир Караник:

– Чтобы отменить противопоказание, должны быть проведены серьёзные клинические исследования. Многие страны сегодня работают над тем, чтобы снизить возраст вакцинации с 16 до 12 лет. Появились первые работы, говорящие о применении вакцины детям с 5 до 12 лет. Клинический опыт накапливается – и после этого даются рекомендации.

– Многие интересуются ревакцинацией. Когда её следует делать и чем?

Игорь Карпов:

– В ряде стран проводится так называемая бустерная вакцинация – усиление иммунологического ответа на введение вакцины. Её иногда называют ревакцинацией. Дело в том, что у людей старше 65 лет – а у них есть вероятность течения заболевания в тяжёлой форме – не всегда вырабатывается иммунитет. И в этом случае третья вакцинация целесообразна.

– Какой из регионов лидирует по вакцинации и профилактики коронавируса? Какой район больше всего подвержен более высокой заболеваемости?

Владимир Караник:

– Провальных районов у нас нет. Работа ведётся под пристальным контролем главного управления здравоохранения и райисполкомов – рассматриваем показатели вакцинации в ежедневном режиме. Упор изначально делался на спецконтингент – это медицинские и социальные работники, процент вакцинации которых приближается к 92%, люди старше 61 года, имеющие хронические заболевания, педагоги – особенно с учётом, что дельта-штаммом чаще инфицируются дети, работники торговли. А также желающие, для которых тоже созданы условия для вакцинации.

Последние две недели люди вакцинируются более активно – и это не может не радовать. В области привито 22% населения первым компонентом, 16,3% – вторым. А в целом у нас в стране уже более 1,5 миллиона привитых.

– Почему прививки теперь делают даже в торговых центрах или на вокзалах?

Людмила Кеда:

– Мобильные точки открывают для того, чтобы сделать прививку было быстро и удобно: не надо идти в поликлинику, стоять в очереди.

При открытии мобильных пунктов вакцинации соблюдаются все санитарные меры, проводится осмотр пациента врачом, уточняются противопоказания.

Владимир Караник:

– По мере того, как увеличиваются наши знания о вирусе, вакцине и ее переносимости, частично меняются и подходы к вакцинации. Если на первом этапе определяли уровень антител к коронавирусу, то сейчас по мере накопления опыта мы видим, что аллергических реакций нет, не зарегистрировано ни одного летального исхода или длительной госпитализации после прививки.

– Надо ли в этом году вакцинироваться от гриппа?

Игорь Карпов:

– Вакцинация против коронавируса не отменяет прививки против гриппа.

Вирус гриппа – это сезонное заболевание, оно приходит как правило, во второй половине зимы – начале весны, и к этому времени необходимо готовиться. В прошлом году вируса гриппа практически не было, но в этом году ситуация может измениться. И вопрос вакцинации против гриппа остаётся актуальным.

– Правда ли, что после прививки против коронавируса высокий риск развития инфаркта миокарда?

Владимир Караник:

– Неправда. Есть публикации, что у пациента, инфицированного ковид, после перенесенного заболевания за счёт нарушения свертываемости крови и микроциркуляции риск микротромбозов повышается. Тогда возникает проблема с некоторыми органами. Но прививка не вызывает тромбообразование. 

– После какой из вакцин лучше иммунитет?

Игорь Карпов:

– Признано в том числе и зарубежными экспертами, что Спутник V является одной из иммуногенных вакцин. У некоторых вакцин несколько снизился процент клинического эффекта при появлении дельта-штамма, у Спутник V этот процент остается высоким.

– Какие анализы надо сдавать перед вакцинацией?

Людмила Кеда:

– В первую очередь надо подготовиться морально. Если есть хронические заболевания и у врача будут опасения, то он назначит дополнительное обследование. В остальных случаях перед вакцинацией нет необходимости проходить клинико-лабораторные исследования.

– Можно ли прививаться больным с онкологией в послеоперационном периоде?

Игорь Карпов:

– Если человек получает иммуносупрессивные препараты – химиотерапию, то ответ на вакцинацию может быть более слабым или недостаточным. Но именно этот контингент нуждается в прививке больше других.

После прививки может на день-два подняться температура. А вот, когда пожилой человек или онко-пациент заболевает коронавирусом, причём в тяжёлой форме, на восстановление потребуются недели.

Владимир Караник:

– Вакцинация не увеличивает риск рецидива болезни. Рекомендуется вакцинироваться через месяц после завершения специального лечения: будь то операция, лучевая- или химиотерапия.

– Через какое время после вакцинации можно выезжать за границу?

Владимир Караник:

– Медицинских противопоказаний нет. Но на полное формирование иммунитета уходит 42 дня. Желательно переждать 21 день после введения 2-го компонента.

– Когда лучше вакцинироваться после перенесенного заболевания?

Игорь Карпов:

– Вакцинация после болезни может быть сделана после полного выздоровления от острой инфекции и предусматривает срок от 2 до 8 недель.

– Когда появится вакцина Спутник Лайт?

Людмила Кеда:

– В ближайшее время. Вакцина уже в Беларуси, проходит контроль министерством здравоохранения. После этого она попадёт в Гродненскую область – и мы отдадим по районным центрам.

0W1A0835.JPG

– Как будет складываться четвёртая волна коронавируса?

Владимир Караник:

– Тяжело что-то прогнозировать. Хотелось бы, чтобы она была ниже, чем вторая и первая.

Игорь Карпов:

– Медицина должна быть готова к любой ситуации. Но во многом это зависит от всех нас. Мы очень надеемся, что мероприятия по вакцинации, противоэпидемические правила, сознательность наших граждан приведут к тому, что рост коронавирусной инфекции будет не настолько значительным, как раньше.

– Возможно ли введение у нас обязательной вакцинации, как в других странах?

Владимир Караник:

– Необходимо информировать о вакцинации, чтобы люди понимали степень ответственности перед собой, своими близкими, особенно пожилыми, и, конечно, перед обществом. Это более правильно, чем если бы мы начали заставлять людей это делать.

Фото: «Гродзенская праўда»

Текст: