Приёмные мамы о себе, семье и детях

08:49 / 01.06.2020
Накануне Дня защиты детей мы встретились с многодетными мамами, которые ответили на пять вопросов о главном:


1. Как бы вы представились нашим читателям и что рассказали о своей семье? 

2. Как и когда вы поняли, что вашей любви хватит не только на собственных детей?

3. Как изменилась жизнь и уклад вашей семьи с появлением приёмных деток?

4. Могли бы вы предложить свою «формулу» воспитания?

5. Что бы вы посоветовали людям, которые думают взять детей из детских домов, но ещё сомневаются?

Наталья КОВГАНКО:

1.jpg


1. По образованию я агроном, а по призванию – мама. (Улыбается.) Мой муж военнослужащий. У нас трое кровных детей – десятилетняя Ксения, семилетний Алексей, четырёхлетний Даниил – и приёмная дочка Катюша, которой скоро исполнится два года. 

Мы самые обычные родители. Мне кажется, если бы каждая семья взяла хотя бы одного ребёнка, детские дома перестали бы существовать. Люди во время войны давали кров сиротам, хоть жили гораздо хуже нас. Теперь многие опасаются ответственности и наследственнос­ти – ребёнок ведь не виноват, что родился в семье алкоголиков или наркоманов. 

2. О том, что возьму ребёнка из детского дома, знала с детства. Я росла в дружной и любящей семье – у меня было счастливое детство. По соседству с нами жили неблагополучные семьи – я заботилась о их детях: умывала и кормила, проводила с ними свободное время,  несмотря на мамины запреты.

Однажды даже спасла жизнь годовалому ребёнку. Были летние каникулы, я гуляла с подругами на улице, поднимаю голову и вижу голого мальчишку, свисающего с четвёртого этажа. Позвала на помощь прохожих. Пока внизу люди растягивали одеяло, чтобы поймать малыша, один мужчина бросился в дом – квартира была закрыта – выломал дверь и в последнюю секунду успел ухватить мальчишку за руку. Мать этого ребёнка спала пьяная. 

Мы с мужем из Пружан. Познакомились в церкви. Когда Денис делал мне предложение, первое, что я ему сказала: что в будущем хочу взять ребёнка из детского дома. Мне было очень важно знать его мнение. Денис ответил, что только «за» – об этом говорили и его глаза. 

Активно обсуждать эту тему с мужем стали в последние три года, но из-за постоянных переездов откладывали на потом. В Островце нам дали служебное жильё, дети  подросли – и я поняла, что момент взять в семью ребёнка из детского дома настал. 

3. В нашей семье появилась годовалая  девчушка со своими историей, характером, травмами. Катюша не ползала, не ходила, не пользовалась руками, упавшую на пол соску поднимала ртом. Она боялась умываться и выходить на улицу. До крови кусала Даника. У малышки было расстройство пищевого поведения: она ела до рвоты и не могла насытиться, доходило до того, что мы с мужем не могли в её присутствии попить чаю, детям даже жвачку запрещали жевать. Такое на первый взгляд ненормальное поведение ребёнка объяснимо: потребность в материнской любви Кате заменяла бутылочка с тёплым молоком. Не зря говорят, что все проблемы родом из детства. До года наша девочка была одна в доме ребёнка, и все проблемы, с которыми мы столкнулись, – последствия социальной депривации. 

Младший сын сначала очень ревновал, но потом всё стало на свои места. Вместе мы со всем справились. 

За год Катюша так изменилась! Стала нежной девочкой и превратилась в настоящую голубоглазую красавицу. 

4. Наши дети разные, но мы воспитываем их одинаково. Всё большую популярность в мире набирает так называемый либеральный стиль воспитания – проще сказать вседозволенность. В нашей семье такого нет. Вместо того чтобы дать ребёнку гаджет или включить мультики, я почитаю с ним книгу или сочиню историю. Детям нужен контакт с родителями, их внимание и любовь, ведь с каждым годом, взрослея, они будут отдаляться. 

2.jpg



Когда муж дома, мы устраиваем семейные вечера: смотрим мультфильмы, играем, читаем, обсуждаем многие темы, в  том числе сиротство и замещающие семьи.

У нас установлен график дежурства по кухне: по очереди моем посуду, подметаем пол. Дети часто помогают друг другу наводить порядок.

Мальчишки сами стирают свои носки. Как-то проснулась в пять утра от звука льющейся воды, подумала, что кто-то забыл вечером закрыть кран – а это Лёшка носки стирал. У ребёнка должны быть обязаннос­ти – это приучает к ответственности.

Мальчики и старшая дочь убирают свои комнаты. А Ксюша – моя помощница во всём. Когда мы забрали Катюшу, она очень плохо спала и рано просыпалась. Ксюша после школы давала мне отдохнуть – занималась сестрёнкой. 

5. Катя для нас не приёмная, а дочка от сердца – так, кстати, называется мой блог в «Инстаграм». В нём я делюсь с читателями историей нашего родительства: рассказываю об адаптации и принятии ситуации нашими детьми и родственниками, о сложностях и маленьких победах Катюши. В своё время мне очень не хватало подобной информации, поэтому пытаюсь помочь другим приёмным родителям. Благодаря блогу, четыре ребёнка уже обрели семью. 

Помню, первый месяц я пыталась Катю залюбить, мол, она такая одинокая и бедная – но одной любви недостаточно. Ребёнка нужно не жалеть, а принимать таким,  какой он есть, с его жизненной историей, травмами, особенностями характера.

Каждый сам принимает решение – брать ли ребёнка из детского дома. Тут я плохой советчик, каждая ситуация, как и ребёнок, уникальна. Если вы готовы вырастить маленького человека по зову сердца и не будете ждать за это от него благодарности – бегите в детский дом!

Юлия ГРОДЕЛЬ:

3.jpg


1. Я счастливая мама шестерых замечательных деток – старшему восемнадцать лет, самому младшему – два. У нас большая дружная семья!

Полгода назад в канун рождественских праздников мы получили настоящий новогодний подарок: с нами стали жить брат и сестра Арсений и Катя, а я стала приёмной мамой. У меня  необыкновенный муж – мне с ним очень повезло. В семье мы не делим обязанности на мужские и женские: Виталик, если нужно, может прополоть грядки, а я – без проблем закрутить гайку. За ним я, как за каменной стеной, он меня бережёт и лелеет. Муж и дети делают меня счастливой.

Старший сын Женя учится в Смолевичах. Дарья заканчивает девятый класс – она у нас умница и активистка. Второклассник Макар – настоящая «лисичка», а четырёхлетняя Ульяна – лапочка-дочка. Арсюша и Катюша – наши любимки, мы и старшие дети уделяем им всё своё внимание. 

2. У ребёнка должно быть настоящее  детство. Я имею в виду не изобилие  игрушек и красивых вещей, а в первую очередь любовь родителей. 

О большой дружной семье  мечтала с детства. А ещё – о доме и собаке. Почти все мечты исполнились! 

Я очень люблю детей. Много  лет отработала помощником воспитателя в «Дубке». Первым мысль о том, чтобы взять в семью сирот, озвучил муж. Как-то за ужином он заговорил о приёмном родительстве: мол, где четверо, там и пятеро деток, да и  дома мне будет гораздо лучше… Решила: почему бы и нет! Если моего внимания и любви в саду хватало на двадцать малышей, а то и больше, то, взяв в семью одного ребёночка, я точно справлюсь! 

Когда увидела Арсения и Катю, почувствовала, что это мои дети, хоть девчушка сначала даже не подошла ко мне.  

3. По большому счёту в жизни ничего не изменилось! Да, нас стало больше, но появление двух маленьких членов семьи ещё больше нас сплотило. Конечно, трое маленьких деток в доме – это постоянно разбросанные игрушки, шум и гам, но в то же время это непередаваемые эмоции: нет ничего дороже в мире, чем объя­тия детских ручек! 

Безусловно, мы с мужем привыкали к детям, а они к нам. Мне  кажется, адаптация прошла быстро и без проблем. Глядя на этих двух сорванцов, не могу поверить, что такие кардинальные изменения произошли с ними за каких-то полгода. Когда забрали детей, Арсений  только ползал, Катя не знала, что такое горшок, боялась кроватки и плохо разговаривала. Они были социально запущенными, остерегались людей и незнакомых ситуа­ций, но быстро всё схватывали и повторяли за старшими детьми, особенно за Улей. И если раньше смена обстановки заканчивалась слезами, теперь, например, дети с удовольствием ходят с нами в гости к семье Синкевич, Наталья и Геннадий несколько лет назад стали первыми в районе родителями-воспитателями дома семейного типа. 

Свободное время стараемся проводить вместе. К сожалению, из-за ситуа­ции с пандемией выходы в город пришлось ограничить. Зато дети резвятся во дворе: катаются на качелях или велосипеде, отдыхают в гамаке, лепят песочные пироги. (Улыбается.)

4.jpg



4. Универсальной формулы воспитания нет – все дети разные и каждый требует особого подхода: кого-то нужно лишний раз обнять, кого-то – похвалить, с кем-то – поиграть. Я не делю детей на своих и чужих – для меня они все родные! За провинности и шалости никогда не наказываю, стараюсь всё объяснять. По дому и в присмотре за младшими мне очень помогает старшая дочь Даша. 

В нашей семье есть традиция: завтракаем, обедаем и ужинаем все вместе. Да и всю работу стараемся делать вместе!

5. Поначалу вам будет очень тяжело – детям тоже. Но этот период, который психологи называют адаптацией, пройдёт. Мне повезло, что наше с мужем решение взять в семью детей, приняли родственники. У меня замечательная свекровь, Катя и Арсений называют ее бабушкой.

Если у вас есть силы и желание сделать маленького человека счастливее, если с вами заодно близкие и родные, – дерзайте и ничего не бойтесь!



Подписывайтесь на телеграм-канал «Гродно Медиа Group» по короткой ссылке t.me/GrodnoMediaGroup.

Телеграм-канал «Гродно Медиа Group» – это ежедневные новости районов Гродненской области и города Гродно.


Текст:
Фото: Алёна Ганулич и из семейного архива героинь