В сиянии «Свитанка» ум и труд Чеслава Лобачевского

16:36 / 06.04.2020
Чеслав Лобачевский – личность в Островецком районе известная, даже уникальная: о нём пишут республиканские СМИ, его можно увидеть по телевизору  и услышать по радио. 

1.jpg



Чем прославился и почему стал таким популярным зачинатель фермерского движения  на Островетчине, знают, наверное, все. Но как он вырос в недрах социалис­тического коллективного сельского хозяйства из члена партии, потенциального руководителя до успешного фермера, известно не многим.

Всё начиналось просто: окончив десятилетку, крепкий парень с амбициозными планами возглавил детско-юношескую спортивную школу «Урожай». Когда заработали секции, у юных спортсменов появились результаты, Чеслава назначили руководителем  комитета по фи­зи­ческой культуре и спорту.

И вот здесь произошёл первый крутой поворот в жизни Лобачевского. Кто-то из старших товарищей сказал, что на такой должности больших перспектив не достигнешь – надо учиться чему-то более серьёзному и востребованному.

Послушав дельный совет, Чеслав Станиславович поступил в Ленинградский сельскохозяйственный институт на инженерный факультет. Заочная учёба обязывала заниматься соответствующей работой – и он влился в коллектив Ворнянской сельхозтехники, тогдашний директор Зигмунд Санюк с удовольствием принял на работу перспективного сотрудника.

В районе начиналась специа­лизация хозяйств в различных отраслях животноводства и растениеводства. К новому откормочному свинокомплексу в Ворнянах добавилось три репродуктора – и везде технологические процессы нужно было  максимально механизировать.  То же касалось и молочно-товарных ферм, где по-прежнему основными орудиями труда были вилы и вёдра. На волне современных требований и реа­лий тогдашний первый секретарь райкома партии Дмитрий Арцименя предложил Чеславу Станиславовичу должность инженера по внедрению новой техники и технологий. 

Уже через год,  раскрутив эту тему, он перешёл на должность начальника строительно-монтажного участка. Сегодня можно только подивиться, сколько было в то время сделано в колхозах и совхозах: зернотоки и склады, линии по очистке семян, кормоцеха и кормокухни… А главное – с каждым годом сельчанам всё легче было работать в поле, на фермах и комплексах. 

Вскоре Мечислав Волуевич, председатель колхоза «Путь Ленина», предложил Лобачевскому: «Сколько ты будешь по району мотаться? Приходи к нам, всё же родной край. Да и зарплата несравнимая с твоей нынешней». Недолго думая, Чеслав Станиславович согласился возглавить инженерно-техническую службу в экономически крепком хозяйстве района.

Здесь его тяга к новинкам и передовым технологиям только усилилась. Тогда стратегической для района культурой был картофель: почти 200 гектаров для одного хозяйства – приличная нагрузка. И такая простая операция, как удаление ботвы перед уборкой, стала серьёзной проблемой. Использовали прицепные измельчители трав, неприспособленные для подобной работы – и дорогостоящие механизмы быстро выходили из строя. Благодаря смекалке главного инженера нашлось простое решение: на вал редуктора Т-16 одевали цепи, которые при быстром вращении сбивали ботву. Ноу-хау быстро разошлось по району и за его пределы – теперь уже никто и не вспомнит, кто его придумал.

При непосредственном участии Лобачевского на полях колхоза появился первый чизель, став надёжной износостойкой заменой культиватору на тяжёлых каменистых поч­вах.

За полтора десятка лет Лобачевскому не раз предлагали возглавить одно из хозяйств района, но он пошёл помощником к сильному руководителю и авторитетному организатору, директору комбината строительных материалов Анатолию Батюлеву с перспективой замены его на капитанском мостике.  Однако распад Советского Союза привёл к потере дешёвых энергоисточников, надёжных рынков сбыта и снабжения. 

А главное – поменялась эконо­мическая атмосфера в государстве: всё чаще стали говорить о приватизации, предпринимательстве, бизнесе, фермерстве. И Чеславу Станиславовичу пришла в голову  идея оставить коллективные заботы и обязанности и начать своё дело. Житейский багаж за плечами был большой – как-никак, четверть века трудового стажа, наставники – знатные, опыт – солидный.

И хоть родные и друзья мало сказать, что не поддерживали – не скрывали сомнений в успехе его «авантюры»,  Лобачевский пришёл ко мне, в то время начальнику управления сельского хозяйства, с просьбой помочь согласовать с руководством колхоза «Красный Октябрь» вопрос выделения земли для организации фермерского хозяйства.

Чеслав Рынкевич, более сорока лет возглавлявший этот колхоз, безмерно ценил и любил землю: любой незасеянный приусадебный участок или запущенный сад приводился в порядок – пустующего клочка пашни или сельхозугодий в хозяйстве не было. А здесь речь шла пусть не о самых плодородных, но о семи гектарах! 

Выслушав меня, Рынкевич несколько минут молчал, а затем произнёс: «Рисковый парень! Я его неплохо знаю. Земля любит трудолюбивых – думаю, всё у него получится». 

Получив от старейшины землю и отеческое благословение, Лобачевский открыл новую страницу в истории сельского хозяйства Островецкого райо­на. Он с головой окунулся в бесконечные и хлопотные фермерские дела. Животноводство, растениеводство, создание материально-технической базы – занимался всем, набивая шишки, приобретая опыт и потихоньку приближаясь к главному делу жизни – садоводству.

А тут нужно было учиться уже совсем иным дисциплинам, переходить от общих знаний к более высокому их уровню. Научно-исследовательские инс­титуты плодоводства стали для островецкого фермера площадкой для изучения нового производства. Не упускал он возможности узнать что-то новое, научиться тому, чего не было  у нас, и за рубежом.

Менялась специализация хозяйства, а с ней – и сам Чеслав Станиславович. Руководитель-организатор, инженер-механик, агроном, защитник растений, садовод-овощевод, экономист-бухгалтер, бизнесмен-мене­джер – это всё аккумулировалось в одном человеке! Благодаря титаническим усилиям самого Лобачевского и его помощников каждодневно создавалась мощь и красота фермерского чудо-сада. Вскоре  на маленьком клочке островецкой земли на всю страну ярко засиял «Свитанок»! 

Расширив угодья до 22 гектаров, он сконцентрировал в своём хозяйстве  более 50 сор­тов плодовых деревьев и кустарников, доведя ежегодную реализацию саженцев до ста тысяч штук. «Свитанак» обеспечил посадочным материалом 25 сельхозпредприятий Беларуси и ещё несколько – в Воронежской области России. А сколько выращенных им деревьев разошлись по дачным участкам и школьным садам нашего и других районов – не счесть!

Постепенно Чеслав Станиславович из ученика-романтика превратился в мастера своего дела и маститого учителя. К нему, члену правления Союза фермеров Республики Беларусь, зачастили желающие перенять опыт. Даже садовод-волонтёр из Соединённых Штатов Америки однажды навестил белорусского коллегу с рабочим визитом.

Помогая каждому словом и делом и радуясь успехам своих учеников, он вскоре приобрёл в их лице серьёзных конкурентов: рынок насыщался, цена на витаминную продукцию падала. 

Казалось бы, на пике трудовой славы, когда возраст давно пенсионный, можно подвести черту... Но отдых, даже вполне заслуженный, – это не про Лобачевского. Не заглядывая в паспорт, он придерживается совета одного из мудрецов древней Греции: не начинай кончать, не кончай начинать!

Проанализировав конъюнк­туру рынка, Лобачевский решил сократить яблоневый сад, а на его место посадить облепиху – ведь это уникальное растение! Всё – листья, ягоды, кора и даже корни – в нём целебное. В Поднебесной золотую ягоду широко используют в нетрадиционной медицине. А ещё её охотно возделывают в Японии, Германии и других странах, где люди заботятся о своём здоровье. О  преимуществах облепихи Чеслав Лобачевский узнал в Турине на международном симпозиуме по здоровому питанию – и буквально влюбился в эту чудо-ягоду!

Лобачевский Чеслав облепиха.jpg



Очень быстро фермер добился хороших результатов в выращивании облепихи. После шоковой заморозки плодов первые тонны урожая стали растекаться по республике – и свежезамороженная облепиха фермерского хозяйства «Свитанак» в 2019 году была признана «Продуктом года». 

Лобачевский Чеслав портрет.jpg



Кстати сказать, островчане имеют в этом плане преимущество: в отличие от столичных жителей, вынужденных покупать чудо-ягоду в супермаркетах по достаточно высокой цене, они могут приобрести облепиху в любом виде в фермерском хозяйстве, получив в качестве бонуса грамотные советы, как её хранить  и использовать. К примеру, отвар из щепотки сухих листьев, выпитый на ночь, гарантирует спокойный приятный сон, а 10-15 замороженных ягод с тёплым чаем или ложкой мёда обеспечит на целый день многими микроэлементами, витаминами и другими необходимыми организму веществами. 

…В организационном, технологическом и финансовом благополучии «Свитанка» есть один настораживающий аспект: плоды своего титанического труда фермеру передать некому… Хотя у сына Виталия и дочери Александры  сельскохозяйственное образование, продолжить дело отца у них нет никакого желания. Наверное, их можно понять: сохранить на достойном уровне созданное, не говоря уж о том, чтобы превзойти его, очень сложно, ведь первая страница истории фермерства района ставит заслуги Лобачевского в один ряд с маститыми аграрниками крупных сельхозпредприятий.

…Однажды в короткую майскую ночь после напряжённого трудового дня Чеслав Станиславович отдыхал, слушая трели соловья, что доносились в приоткрытое окно, и наслаждаясь нежным ароматом цветущего сада. И в этой блаженной атмосфере у него родилась очередная невероятная идея: а почему бы не заняться выращиванием еще одной чудо-ягоды – голубики?  Поутру он сразу подключился к реализации новой мечты, превращая её из призрачной категории в разряд продуманного и просчитанного плана.

Уверен, что и это ему удастся воплотить в жизнь. Технология выращивания болотно-лесной ягоды такова, что, если ей создать  оптимальные условия, то урожаем она может радовать 50 лет. Хочется пожелать, чтобы Лобачевский лично проверил, в самом ли деле это растение так плодовито и долговечно.

Виталий БОНДАРИК



Текст: Главный администратор