Как Эдуард Малышко осуществил свою мечту о погонах

09:39 / 19.01.2020

Мечта о погонах Эдуарда Малышко осуществилась не сразу. Придя однажды в пожарную службу, он остался в ней на 20 лет – а сейчас уже ветеран. 

0.png

Как вы пришли в службу?

– Это была детская мечта – носить погоны,  быть военным. Я даже коллекцио­нировал погоны. 

После восьмого класса пробовал «штурмовать» Суворовское училище – не получилось. Окончив девятый класс, поступил в Минский машиностроительный  техникум. Затем была армия. После службы вернулся в Островец. Был 1994 год. Как раз в это время профессиональная пожарная охрана преобразовывалась в военизированную пожарную службу. Тогдашний начальник Сергей Сергеевич Жуковский пригласил меня на должность инспектора госпожнадзора. 

Вскоре я поступил на заочное отделение в Высшее пожарно-техническое училище, окончил уже Командно-инженерный институт МЧС. Вот так получил профессиональное пожарное образование – и осуществил свою мечту о погонах.

– Как вам работалось?

– Я был закреплен за Островецким и Гудогайским сельскими Советами. Занимались мы вопросами надзора за обеспечением пожарной безопасности объектов, расследованием пожаров. Кроме этого я отвечал за взаимодействие со СМИ, пропаганду, вел клуб юных пожарных.

В разное время в подразделении работало до 15 офицеров и около полусотни человек личного состава на весь район. Сейчас, особенно в связи со строительством атомной станции, эти цифры выросли в разы. Да и работа теперь другая.

Кроме инспектора госпожнадзора, я был заместителем начальника по пожнадзору, исполнял обязанности начальника отдела – до назначения Геннадия Ивановича Колтана

Мне нравилось работать с людьми. Хотя случаи бывали разные. Помню, в одном из хозяйств в электрощитах обнаружили «жучки». Главный энергетик обещал все устранить, просил только не составлять протокол. И сдержал слово. Потом туда можно было приводить любую проверку – никаких нарушений.

Но есть и другой пример. В частном доме в счетчике вместо предохранителя стояла алюминиевая вилка. При следующей проверке обнаруживаю, что здесь установлены «жучки». А теперь представьте, что и в третий раз я снова вижу «жучков». Что говорили хозяева? Они думали, что мы больше не придем: то есть, не устраняли нарушения, но пытались спрятать их от инспектора.

Еще мне нравилось общение с детьми, которое носило творческий характер. Такой подход в воспитании, когда с детства говорят о правилах безопасности, мне кажется наиболее продуктивным. 

Огромную помощь в организации работы с юными пожарными оказал тогдашний председатель райисполкома Адам Дмитриевич Ковалько: на базе гимназии (теперь СШ №2) был создан кадетский класс, учащихся которого за счет районного бюджета обеспечили формой; в отделе появились оборудование для пожарного спорта (такое в то время было только у Гродно, Волковыска и Мос­тов!), класс для занятий кружка «Юный спасатель» на базе Центра внешкольной работы, компьютер  и видеокамера, с помощью которых мы делали ролики. Ребята с удовольствием приходили и в свободное время потренироваться в подъеме по штурмовой лестнице или в прохождении задымленного помещения. Некоторые из тех, кто занимался у меня, стали спасателями. Это Александр Клепец, Дмитрий Плакса, Артур Антонов, Игорь Мороз. Кто-то, например, Виктор Грамбовский, пошел в Вооруженные Силы. 

– Читатели помнят, как в «Островецкой правде» появилась тематическая страница «Брандмайстарскі веснік». У ее истоков стояли вы. Как родилась такая идея?

– В «районке»  выходила страница «Маладзёжны востраў», и мне захотелось сделать нечто подобное на пожарную тематику. Я понимал: читать выдержки из правил, сухую статистику не интересно – материал нужно подать так, чтобы увлечь человека и побудить задуматься о безопасности. И рядом с серьезными статьями ставили тематические анекдоты и кроссворды, исторические факты. 

Мне приятно, что проект, пусть и с новым названием «Территория безопасности», продолжает жить. 

– Часто ли вспоминаете службу? Чему она вас научила?

– Научила, наверное, правильно оценивать жизнь и разбираться в людях. А вспоминаю коллектив. У нас он был маленький, сплоченный – поддерживали друг друга и в работе, и по жизни. До сих пор общаемся с теми, с кем служили. 

2.jpg



Еще осталась привычка обращать внимание на дымоход. Идешь по улице – и раз: а дымоход хороший или нет? 

– К слову, где вы сейчас работаете?

– В организации генподрядчика сооружения Белорусской АЭС – Представительстве АО ИК «Атомстройэкспорт» в Республике Беларусь. Я начальник управления охраны труда и производственной безопасности проекта сооружения Белорусской АЭС – главный инспектор. Наше управление контролирует соблюдение охраны труда, пожарной, промышленной, радиационной безо­пасности, экологии.
Текст: