GPS-ориентирование на Островетчине: джипперам болота не страшны
Густому ночному дождю и легкой осенней измороси утром, прибавившим грязи на лесных и полевых дорогах, были искренне рады участники соревнований по GPS-ориентированию «Рыжий лес-2019».
В зоне техрегламента
Еще не рассвело, а на регистрации выстроилась длинная очередь «вездепроходцев», желающих «побродить» по лесам, полям и болотам района: «Нивы» и УАЗы, «Мицубиси» и «Сузуки», «Киа» и «Ниссаны», «Исузу», «Рендроверы» и даже малышка «Субару Легаси», которая рядом со своими мощными и крупными братьями кажется миниатюрной. Но, как мы увидим позже, внешность бывает обманчива…
Жилеты безопасности, огнетушители и аптечки проверены, аккумуляторы надежно закреплены, диаметр колес сверен с заявленным – от этого зависело, в какой категории будет выступать машина, – и участники дружно стартуют на точки, с которых согласно жеребьевке им предстоит выступать.
Разбавили большую компанию мужчин и женщины – я насчитала их не меньше трех. Замечены они были не только с лебедкой в руках, но и на месте водителя. Подзадоривала и придавала скорости любителям бездорожья и команда профессионалов из Слонима на крепеньком и быстром «Сузуки Самурае».
ГЕОГРАФИЯ УЧАСТНИКОВ
Минск, Лида, Сморгонь, Поставы, Волковыск, Слоним, Миоры, Смолевичи, Молодечно, Глубокое, Докшицы. Миоры, Островец, Ворняны, Керняны.
КОММЕНТАРИЙ
Валерий Полухлеб, организатор соревнований:
– Название соревнований на внедорожниках «Рыжий лес», как и время его проведения, выбрано не случайно: поздней осенью природа засыпает, и свои вторжением мы не принесем ей вреда. Более тридцати команд решили проверить себя в ориентировании на местности, тогда как весной приезжало не больше пятнадцати. Соревнования набирают обороты – надеюсь, что скоро мы сможем выйти на республиканский уровень. Новичков сегодня мало – так что борьба будет серьезной.
Сергей Матеша, автомобиль «ВАЗ-2121 Нива»:
– На соревнованиях уже второй раз: были на весеннем марафоне – понравилось. Думаю, будет и третий. На место не рассчитываем – конкуренция большая. Но надеемся хотя бы в пятерку попасть. По машине были нюансы – пришлось активно поработать в последнюю неделю.
Сергей Язубец, Иван Рокало, автомобиль УАЗ:
– В прошлом году нам повезло – были первыми. Сегодня участников больше – ответственность выше. Машину дорабатывали, старались. Лебедку установили… Последние две недели спали по два часа в сутки. Времени и денег уходит много – и все это ради удовольствия от езды и общения с друзьями. Главное в ориентировании все же удача. В команде нас двое – но мы, как говорится, в тельняшках!
Вадим Камчицкий, Вадим Кокаш, Денис Кисель, автомобиль «Субару»:
– Изначально Денис купил машину для езды на охоту и рыбалку. Но, как видите, «Субару» из легкового универсала превратилась в «проходимец» среднего класса. У мужчины должно быть хобби – у нас это езда по бездорожью. Глядя на монстры, которые стоят по обе стороны от нас, будем рады, если войдем в десятку. Для нашей машины это будет круче, нежели на настоящем внедорожнике попасть в тройку лидеров. Попытаемся выжать все из своей малышки. Эта машина – эксклюзив. В ней усовершенствовано все – от подвески до мотора. Японцы, узнав, что мы сделали, не поверили бы.
И в воду, и в болото
Командам на внедорожниках разных «мастей», размеров и уровня подготовки пришлось форсировать реку на своем внедорожнике; нырять на нем в болото за очередным «трофеем», чтобы потом постараться благополучно оттуда вернуться; на всей скорости влетать, казалось, в самое в небо и ставить машину почти перпендикулярно дну песчаного карьера, чтобы дотронуться до очередной точки зачета… До каждого этапа – а это целых 70 точек! – нужно было добраться с помощью навигатора – все команды перед началом соревнований получили легенду трассы с указанием, какие точки нужно взять обязательно, а какую можно оставить на потом, где придется дополнительно решить ребус и во сколько он обойдется. Да, за каждую взятую точку команда получала баллы – чем труднее участки, тем лучше результат на финише.
Подтверждением того, что этап пройден, служило фото участника команды, который становится связующим звеном между информационной табличкой и машиной. Бедные штурманы, которые чаще всего и были этими самыми звеньями! Они показывали настоящие чудеса растяжки, по самые подмышки заходили в холодную воду и, словно на волоске, висели на открытой задней двери джипа – а потом, не успев перевести дух, неслись зацеплять лебедку за дерево или своими ногами прощупывать дорогу впереди машины.
ПОЯСНЕНИЯ ПО ПОВОДУ
– Задача команды не столько собрать все точки, сколько набрать как можно больше баллов. А еще не нарушать правила, чтобы не быть дисквалифицированной, и не опоздать к финишу – иначе штрафные очки за это сведут на нет целый день стараний и пота.
– Основная нагрузка во время соревнований ложится на штурмана. Он ориентируется по маршруту, направляет водителя по безопасному пути, управляется с лебедкой и подручными средствами, если машина застряла, – и должен все это делать как можно быстрее: потраченное время может стоить команде победы.
– Чтобы не повредить деревья, лебедку к ним команды прикрепляют на специальные матерчатые пояса.
– Мало иметь хорошо подготовленный внедорожник – не менее важна скорость и четкая стратегия.
– Несмотря на обширную территорию соревнований на самых интересных (читай – сложных) точках понаблюдать за фейерверком грязи, летящей из-под колес, или заплывами смелых штурманов, которые переводят машину в брод, собралось много зрителей. Переезжая с одного места на другое вслед за командами, они устроили свои мини-соревнования по бездорожью, ориентируясь лишь на яркие жилетки участников и надрывное рычание «боевых» машин.
Слава победителю, участникам – слава!
В группе №1 (внедорожники с диаметром колес меньше 840 мм) победу праздновала островецкая команда на «Субару Легаси» – напомню, что «по рождению» своему она не внедорожник! – в составе Вадима Камчицкого, Вадима Кокаша, Дениса Киселя. Приз за 2 место на «Джипе» уехал в Глубокое. На 3 место гордо поднялся «Джип Чероки» с минской пропиской.
В группе №2 (внедорожники с диаметром колес больше 840 мм) все призовые места покорили УАЗы. Так, кубок победителя увезла в Миоры команда УАЗа-469. Поставчане на таком же авто к прошлогоднему «золоту» прибавили «серебро» сезона-2019. На почетном 3 месте – «уазисты» из Островца Дмитрий Лаздин, Олег Махнач и Андрей Махнач.
НУЖНО ОТМЕТИТЬ
– Хорошая организация соревнований: четкие правила и регламент, продуманные точки маршрута, внимание к технике безопасности участников и зрителей, необычный розыгрыш стартовой точки: представители команд «выстреливали» их из воздушных шариков.
– Сайт с одноименным названием «Рыжий лес-2019» с инструкциями для желающих поучаствовать и зрителей – вплоть до указания ближайших мест, где можно переночевать и перекусить.
– Яркий финиш и отличные – а главное, нужные джипперам! – призы.
– Непередаваемые эмоции. Достаточно было сесть на переднее сидение внедорожника – ну не смогла я отказаться от предложения побывать на месте штурмана! – и, взвизгнув от страха, через лобовое стекло увидеть быстро приближающееся небо, как пришло понимание: вот он, способ снять напряжение, разнообразить будни и получить дозу мощного, качественного адреналина! Да уж, впечатлило так, что после такого несложного этапа любая лесная лужица казалась мне морем, а углубление мелиоративного канала – чуть ли не Марианской впадиной.