Кто пытался спрятаться от проверки и почему
Корреспондент «АП» вместе с работниками райЦГЭ проверил на свежесть продукты в сельских магазинах ИПэшников.
И не только ассортиментом вынуждены они привлекать покупателей. Не менее важны свежесть продуктов, чистота помещений и соблюдение других санитарных норм.
Корреспондент газеты решил узнать, как эти требования выполняют частные магазины в сельских населенных пунктах Островетчины – и отправился в рейд с санитарной службой района.
Павильон «Продукты» агрогородка Ворона
Первое впечатление – положительное: обустроенная и ухоженная территория, чистая входная зона, фонари и стоянка для велосипедов – в такой магазин хочется зайти.
Для небольшого по площади павильона товара более чем достаточно, а вот колбасных изделий, на наш придирчивый взгляд, могло бы быть больше.
– Все раскупили. Ждем привоза, – поясняет продавец.
Температуру хранения «молочки» выяснить не удалось: термометр оказался неисправным. Не получилось проверить и конечный срок реализации продукции в одном из морозильников: как ни старалась продавец, открыть его не смогла – столько наледи было внутри. Второй морозильник, с курицей и шашлыком, открыли – сроки их продажи были в норме, чего не скажешь о внешнем виде ведерка с шашлыками, который тоже был весь покрыт толстым слоем «мороза».
– Продукты с наледью лучше не покупать, – говорит заведующий отделом районного центра гигиены и эпидемиологии Диана Лось. – Создается впечатление, что холодильное оборудование не единожды отключалось, а значит, условия хранения продуктов в них нарушались.
Торговый павильон агрогородка Кемелишки
Вокруг павильона следовало бы покосить – к мусорному контейнеру не пройти. Крыльцо магазина разрушается – плитка требует замены. Просит ремонта и зона входной двери. Диана Иосифовна напомнила о предписании, которое уже было выдано владельцу торговой точки по этим недостаткам, – продавец заверила, что хозяин держит вопрос на контроле.
На продуктах рейдовая группа долго не задержалась: ассортимент товара оказался неширок, поэтому сроки хранения проверили быстро.
Рекомендация: поторопиться с ремонтом, причем не только здания, но и оборудования.
«Продукты» агрогородка Подольцы
В Подольцах два частных продуктовых магазина. Когда подъехала служебная машина райЦГЭ, оба были открыты. Но пока первый держал ответ перед комиссией, второй резко закрылся. О причинах можно только догадываться, но смутные сомнения закрались: видно, продавцам было что от нас скрывать. Предположу, что следующий рейд начнется именно с этого магазина и взгляд проверяющих будет особо пристрастным…
В складском помещении открытого магазина аккуратно и чисто. Температурный режим в холодильниках в норме – подсказал работающий термометр, по срокам реализации вся продукция тоже прошла контроль.
Удивил широкий ассортимент товара, особенно печенья.
– Печенье берут килограммами, – рассказывает продавец, она же – хозяйка магазина. – Так что на полках оно не залеживается. Как и колбаса – ее чаще всего покупают целыми батонами, так что испортиться продукты попросту не успевают.(Смеется)
«Смак. Продукты» агрогородка Михалишки
Ухоженная, выложенная плиткой территория, аккуратный, современный павильон выдают рачительность хозяина, который хочет, чтобы сельчане не просто покупали у него продукты, а делали это с удовольствием.
Внутри первое впечатление подтверждается: много места, светло и чисто. Порадовал ассортимент – только замороженной рыбы целый морозильник и хлеба несколько полок.
– Работать с большим количеством товара сложно, особенно если нужно следить за сроками его реализации, – говорит Диана Лось. – Но в «Смаке», как мы видим, с этим справляются.
И правда: ни с просрочкой, ни с температурным режимом здесь проблем мы не обнаружили.
«Лакомка» агрогородка Михалишки
Урна у входа просто молила о помощи – как оказалось, предписание обновить ее или заменить на другую к хозяевам павильона уже поступало. Но все застыло в ожидании, непонятно только, чего – очередного предписания или штрафа? Да и сам павильон имеет непрезентабельный вид – говорят, его закрывают на косметический ремонт. Это, однако, не означает, что крошки в пазах морозильников и лениво пролетающих над головами мух уже можно не замечать.
Хотя выбор товара порадовал: признаюсь, не ожидала, что в сельском магазине можно увидеть несколько сортов сухой и копченой рыбы, причем непросроченной! Один рулет из субпродуктов с истекшим сроком реализации по сравнению с количеством «нормального» товара – думается, неплохой показатель стараний продавцов этого торгового объекта.
Кроме полезного совета тщательнее следить за чистотой павильона после ремонта, специалисты санитарной службы рекомендовали убрать со стекла холодильников коробки с печеньем. Это нарушает работу оборудования, а мучные сладости при таком хранении отсыревают.
ЯЗЫКОМ ЦИФР
– 102 торговых объекта и объекта общественного питания района проверены райЦГЭ за семь месяцев 2019 года. Во всех из них были установлены те или иные санитарно-эпидемиологические нарушения.
– 468 кг продукции с истекшим сроком годности снято с реализации в магазинах Островецкого филиала облПО и частных торговых объектах.– 24,994 кг пищевой продукции забраковано за нарушение условий хранения при реализации.
– 22 объекта закрыты для проведения генеральной уборки.
– 27 человек отстранено от работы за отсутствие медицинских справок или отметки о прохождении гигиенического обучения.
МНЕНИЕ ПОСТОРОННЕГО
У меня создалось впечатление, что из всех продуктовых павильонов частных предпринимателей нашего района большинство открылось еще до какой бы то ни было конкуренции – и сейчас они продолжают жить в том же, привычном для себя и не соответствующем требованиям времени режиме, по принципу «и так сойдет»… А некоторые открылись совсем недавно и заняли пустующие помещения, лишь немного их облагородив, и делают первые попытки «поднагулять жирку», предлагая покупателям лишь самое необходимое.
Но не столько «простые» стены влияют на выбор покупателя – разбалованный возможностью выбирать, он придет туда, где есть выбор и гарантировано качество продуктов. Потом обратит внимание на чистоту прилавка и опрятность продавца. И только в последнюю очередь, может быть, уже дома, посмотрит на срок годности того, что купил и принес своим детям…
Несмотря на небольшие погрешности, которые были отмечены во время рейда, впечатление от сельских «ИПэшных» продуктовых магазинов у меня осталось приятное.
Работайте не для себя, а для людей: вовремя ремонтируйте помещения, увеличивайте ассортимент, отслеживайте сроки хранения, почаще протирайте пыль и размораживайте холодильники – и ваши клиенты обязательно останутся с вами. А может быть, и приведут новых.
…И да, милые продавцы, – улыбайтесь! И не только забежавшему за палкой колбасы покупателю, но и работникам санстанции – они ведь тоже люди, хоть и проверяющие. Просто работа у них такая.