Как не попасться на удочку киберпреступников
«Друг, спасай! Со мной приключилась беда – я сейчас за границей, у меня украли кошелек и телефон (я заболел, собираю деньги для больной родственницы и др.). Отправь мне на карт-счет (мобильный телефон, электронный кошелек) деньги – сколько сможешь (или конкретная сумма). Когда вернусь – сразу отдам».
Если вам пришло похожее сообщение, будьте осторожны – похоже, на вас забросили крючок киберпреступники.
В последние годы мошенничество в интернете становится все более распространенным. Не стоит недооценивать злодеев – они изобретательны и хитры. Не без помощи доверчивых пользователей взламывают страницы в социальных сетях, электронную почту, аккаунты в различных программах, а затем от имени ваших родных и друзей умоляют о материальной помощи или просят сообщить номер карт-счета. И, несмотря на многочисленные предупреждения, в том числе и в нашей газете, многие граждане попадаются на эту уловку.
Однако если быть внимательными и осторожными, киберпреступникам можно противостоять. Как? Вам помогут эти советы.
ПЕРВОЕ И ГЛАВНОЕ: НАДЕЖНЫЕ ПАРОЛИ
Необходимо:
- создавать персональные (уникальные) пароли к разным серверам;
- использовать сложные пароли: минимум 10 символов – одновременно цифры, строчные и прописные символы, знаки пунктуации;
- доверять только проверенным менеджерам паролей.
Не рекомендуется:
- повторять символы;
- хранить пароли на бумаге;
- использовать в качестве пароля свой логин (имя пользователя, учетная запись, никнейм);
- сохранять пароль автоматически в браузере;
- использовать биографическую информацию в пароле.
БЕЗОПАСНЫЙ WI-FI
Необходимо:
- отключить общий доступ к своей Wi-Fi точке, даже если у вас безлимитный интернет;
- использовать надежный пароль для доступа к вашей Wi-Fi точке;
- деактивировать автоматическое подключение своих устройств к открытым Wi-Fi точкам.
Не рекомендуется:
- вводить свой логин и пароль доступа к учетной записи (странице) или системе банковского обслуживания при подключении к бесплатным точкам Wi-Fi в кафе, транспорте, торговых центрах и т.д.
ПРОВЕРЕННЫЕ БРАУЗЕРЫ И САЙТЫ
Необходимо:
- использовать специальное программное обеспечение (антивирус, расширение для браузера), чтобы избежать посещения сомнительных сайтов.
Не рекомендуется:
- переходить по непроверенным ссылкам;
- вводить информацию на сайтах, если соединение не защищено (нет https).
БЕЗОПАСНОСТЬ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЫ
Необходимо:
- подключить двухфакторную аутентификацию;
- использовать минимум 2 типа e-mail адресов: закрытый (только для привязи устройств и средств их защиты) и открытый (для переписки, подписок и т.д).
- использовать спам-фильтры.
Не рекомендуется:
- реагировать на письма от неизвестного отправителя: скорее всего это спам или мошенники;
- открывать подозрительное вложение к письму: сначала свяжитесь с отправителем и узнайте, что это за файл.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЛОЖЕНИЙ, СОЦСЕТЕЙ И МЕССЕНДЖЕРОВ
Необходимо:
- устанавливать приложения только из PlayMarket, AppStore или из проверенных источников;
- обращать внимание, к каким функциям гаджета приложение запрашивает доступ;
- обмениваться сообщениями в соцсетях и мессенджерах, только полностью удостоверившись в личности собеседника, не реагируя на сомнительные просьбы и предложения.
Не рекомендуется:
- размещать персональную и контактную информацию о себе в открытом доступе;
- использовать указания геолокации на фото в постах;
- отвечать на обидные выражения и агрессию в соцсетях – лучше напишите об этом администратору ресурса;
- употреблять ненормативную лексику при общении;
- устанавливать приложения с низким рейтингом и отрицательными отзывами.
ЗАЩИТА ДАННЫХ БАНКОВСКОЙ КАРТОЧКИ
Необходимо:
- хранить в тайне пин-код карты;
- прикрывать ладонью клавиатуру при вводе пин-кода;
- оформить отдельную карту для онлайн-покупок и не держать на ней большие суммы;
- использовать услугу «3D Secure» и лимиты на максимальные суммы онлайн-операций;
- скрыть CVV-код на карте(трехзначный номер на обратной стороне), предварительно сохранив его.
Не рекомендуется:
- хранить пин-код вместе с карточкой или на карточке;
- сообщать CVV-код или отправлять его фото;
- распространять свои паспортные данные (информацию личного характера, номер мобильного телефона), логин и пароль доступа к системе Интернет-банкинг;
- сообщать данные, полученные в виде SMS-сообщений, сеансовые пароли, код авторизации, пароль 3D Secure и т.д.
Валерий БЕРТЕЛЬ,
старший оперуполномоченный уголовного розыска
Островецкого РОВД