Как мы искали «просрочку» в островецких магазинах
10:05 / 02.03.2019
На что же обращать внимание, чтобы не купить просроченный товар, и что поможет вместе с продуктами не приобрести «диарейную бактерию», выяснял корреспондент «Островецкой правды», отправившись в рейд по городским магазинам с работниками районного центра гигиены и эпидемиологии.
Что посетили:
«Родны кут», известный коренным островчанам как «Гермес»; «Евроопт», «Магнит плюс», «Санта».
КОМПЕТЕНТНО
Диана Лось, заведующая санитарно-эпидемиологическим отделом райЦГЭ:
– Контроль за соблюдением санитарных норм при реализации продуктов питания санэпидемслужба проводит постоянно: наши работники каждый день выезжают на торговые объекты города или района. Наиболее часто отслеживается ситуация в магазинах, где много посетителей.
При выявлении просроченных продуктов субъекту хозяйствования направляется предписание на снятие их с реализации. У него есть выбор: самому утилизировать просрочку или отправить ее на завод. Во втором случае он предоставляет в санэпидслужбу документы, подтверждающие выполнение предписания. После этого магазин проверяется еще раз.
За нарушение, выявленное впервые, составляется рекомендация, которая, хоть и носит профилактический характер, обязательна к исполнению. Если рекомендация не выполнена, ЦГЭ имеет право наложить на субъект хозяйствования штраф или направить дело в суд. Минимальная сумма штрафа за реализацию продуктов с истекшим сроком реализации – 10 базовых величин. За это нарушение штраф накладывается не на продавца, а на юридическое лицо; за другие – к примеру, грязные витрины – на тех, кто не выполнил свои должностные обязанности.
…Окинуть взглядом
Любой мониторинг санитарного состояния магазинов начинается с обследования территории. Мы не стали отходить от традиции и прежде, чем переступить порог торгового объекта, посмотрели, чисто ли вокруг.
Меня порадовал порядок на территориях магазинов – правда, специалисты все же отметили «подснежники» под забором «Роднага кута»…
Возник вопрос и с территорией, прилегающей к «Евроопту»: рядом валялся строительный мусор. По утверждению заведующей супермаркета, этот кусок земли принадлежит строящемуся по соседству объекту, стоянка же магазина убирается постоянно. Чистые парковочные места подтверждали ее слова.
Не вызвала нареканий территория вокруг гипермаркета «Санта». Чисто было и возле «Магнита плюс», которому, по-моему, повезло больше всех: вход и подъезд к складу у него выходят чуть ли не на проезжую часть, так что «личного двора» там просто нет.
«Гоняем тараканов»
Санитарное состояние помещений – еще один момент, на который обращает внимание мониторинговая комиссия.
Вымыт ли пол, в каком состоянии стены, протерты ли плинтуса, вычищены ли холодильники – на это может обратить внимание и посетитель. А вот интересоваться, отодвигается ли оборудование, чтобы под ним провести уборку, моется ли под витринами, надевают ли продавцы перчатки во время уборки – на это у покупателей нет ни времени, ни желания. Так что нелегкое бремя «гонять тараканов» берет на себя санитарная служба.
Надо отметить, что результаты проверки чистоты в магазинах приятно удивили, хотя все же не обошлось без досадных «крошек». Так, в магазине «Магнит плюс» желание заглянуть под стеллажи закончилось предложением просанировать зоны за напольным оборудованием и под ним. В «Родным куце» на дне корзины для фруктов скопился мусор от грейпфруктов. А в «Евроопте» ждали, пока с них сотрут накопившуюся пыль, полки с бакалеей.
Сроки «горят»!
Грешна, каюсь: никогда не смотрю на сроки годности товара – что, случается, выходит мне боком: то родные на ужин без молока останутся, то организм устроит нерадивой хозяйке «восстание живота». Конечно, в покупке просроченных товаров виновата я сама – но не только: следить за свежестью товаров обязаны в первую очередь продавцы. Это непросто – ведь товаров на полках – сотни наименований, тысячи единиц, но, утверждают специалисты райЦГЭ, возможно.
К слову, найдя просроченный товар или продукт с заканчивающимся сроком годности, санитарная служба обязательно придет в этот магазин снова. Так комиссия поступила и в этот раз: в «Евроопте» сразу отправилась в колбасному отделу – все оказалось в порядке. Правда, «просрочку» в этом магазине все же нашли: торт, паштет из птицы и мясо охлажденное свиное и куриное.
В «Родным куце» из продукции собственного производства «не продались» со вчерашнего дня 2 биточка, 2 чебурека и несколько котлет – немного, но с реализации их пришлось снять.
Случилось в этот день и что-то невероятное: в «Родным куце» был обнаружен пирожок … из будущего! На момент мониторинга магазина (21 февраля 10 часов 20 минут. – Прим. авт.) его не могло быть в продаже: на маркировке указано время изготовления – 10.00. Ну разве что на ракете его сюда доставили – а от космических скоростей он еще и «околел».
Влияет на срок годности товара и целостность упаковки. Так, у целого батона вареной колбасы и у его куска конечный срок реализации отличается – для куска он, естественно, будет меньше. Узнать, когда были вскрыты батоны, можно из даты, которую продавцы обязаны на них указывать. Сделано это было во всех проверенных магазинах, а в «Санте» и «Магните плюс» – с заметной аккуратностью.
Правильные ценники
Следовать определенным правилам выкладки товара на прилавки нужно не столько ради удобства и услады глаз покупателя, но и для его пищевой безопасности. Признаюсь, не знала, что в холодильниках «стопка» товара не должна быть выше линии загрузки. Об этом и напомнили работники центра гигиены продавцам магазина «Магнит плюс». Там же обратили внимание, что из-за недостаточного количества нужного оборудования некоторые продукты хранятся в корзинах, поставленных на холодильные лари.
Но на такие тонкости покупатели вряд ли обращают внимание – а вот ценники их интересуют больше всего. И хотя оформление ценников может быть любым, на каждом их них покупатель должен найти дату изготовления и конечный срок реализации продукта.
Правильностью заполнения ценников порадовал магазин «Санта», где, кроме состава, указано точное время изготовления и годности – вплоть до минут! А вот чтобы разобраться с ценником на свинину в «Евроопте», мне пришлось попросить помощи специалистов: понять, что же означает нанесенный на него длинный набор цифр 18021902, я не смогла. Оказалось, это дата изготовления – 18 февраля и… А вот что означают последние две цифры, так и не выяснила. И когда заканчивается срок реализации этого продукта, непонятно. Покупатель, не разобравшись, может, возьмет, не глядя, или, засомневавшись, пройдет мимо – но мониторинговая группа позволить себе этого не может: слишком велики «нездоровые» риски.
Ситуация по соблюдению санитарных норм в островецких магазинах меня, как покупателя и члена мониторинговой группы в одном лице, порадовала – тем не менее, стремиться есть к чему. И не столько для того, чтобы не быть оштрафованными, сколько потому, что они могут потерять клиентов. А это в наше время жесткой конкуренции непозволительная роскошь.
ПОДСКАЗКА ПОКУПАТЕЛЮ
■ Обращайте внимание на товарное соседство: готовые и сырые продукты не должны лежать рядом. Так, мороженому не место рядом с пельменями.
■ Проверяйте температурный режим хранения: на каждом холодильнике есть термометр, показания которого нужно сверить с рекомендациями для хранения на упаковке продукта.
■ Фрукты и овощи должны иметь товарный вид: без гнили, вмятин, трещин и темных пятен.
■ Товар с заканчивающимся сроком годности чаще всего продается как акционный.
■ Если молоко с не истекшим сроком годности уже прокисло – значит, его хранили неправильно: возможно, прежде чем попасть в холодильник, оно несколько часов лежало рядом с ним в ящике.
■ Срок реализации отрезанного куска «варенки» – 72 часа, готовой кулинарной продукции – 24 часа.
■ Указание «годен до» не включает дату «до»: так, срок годности молока с датой до 23 февраля заканчивается 22-го!
Цифра
В 113 продовольственных торговых объектах района и на городском рынке ситуацию держат на контроле работники Островецкого центра гигиены и эпидемиологии.