Гипермаркет или магазинчик у дома – что выбирает покупатель
13:33 / 27.02.2019
28 продовольственных магазинов шаговой доступности сегодня насчитывается в Островце.
Парадокс: Островец растет и развивается, но в нашем городе то тут, то там закрываются небольшие продуктовые магазинчики – как частные, так и кооперативные: «Виктория», «Островок», «Продукты №2», больше известный как КСМовский, изменила название и хозяина «Глория»… Наверняка причины не только в появлении супермаркетов, но на определенные размышления это наводит.Выдержат ли островецкие магазины шаговой доступности конкуренцию с сетевиками и насколько они нужны, выяснял корреспондент «АП».
Магазин шаговой доступности –
это торговая точка с универсальным ассортиментом товаров либо специализированный магазин, в котором реализуются товары повседневного спроса. Располагается в районе жилой застройки, имеет торговую площадь до 300 квадратных метров.
Сколько их – и каких
По данным Торгового реестра Республики Беларусь в Островце на 1 февраля 2019 года насчитывалось 89 магазинов шаговой доступности, к которым относятся не только продуктовые, но и строительные, магазины одежды, обуви, других непродовольственных товаров. Однако наибольшим спросом пользуются именно продуктовые или «смешанные», в которых вместе с молоком можно купить и товары первой необходимости.
Собственники островецких магазинов «у дома» тоже разные – некоторые принадлежат потребкооперации, хотя большинство из них все же частные.
Перечень товаров в таких продуктовых магазинах, как правило, широкий – конечно, свежих салатов «на развес» или жареной рыбы вы там не найдете, но в остальном они мало в чем уступают недавно открывшимся сетевым. К таким торговым точкам шаговой доступности относятся, к примеру, «Гастроном на углу», «Анастасия», «Лира», «Си-маркет», «Родны кут», «Ивушка» и «Центральный».
К магазинам «у дома» относятся и «узкопрофильные»: фирменные «Индюшонок», «Мясная лавка», «Красный пищевик» и даже «Минск Кристалл».
Был по спросу опрос
Чтобы выяснить, в какие магазины предпочитают ходить островчане, мы подготовили и провели опрос на сайте газеты и в социальных сетях.
Общие результаты следующие: из 802 проголосовавших 326 человек ( 40,6%) ответили, что они делают покупки в гипермаркете «Санта». Ежедневно закупаются в «Евроопте» 111( 13,8%) участвовавших в голосовании, 54 (6,7%) респондентам продукты домой все еще привозит «Е-доставка». В «Белмаркете» удобнее всего покупать все необходимое 57 (7,1%) голосовавшим, «Доброном» нравится 13 (1,6%) человекам, проверенный «Родны кут» выбрали 14 (1,7%) покупателей.
А вот магазин «что ближе к дому» выбрали 104 человека (12,9%); за крупными покупками выезжает, а по мелочам ходит в магазин шаговой доступности 123 человека из общего числа проголосовавших. В результате так или иначе забегает в магазин рядом с домом 227 человек – 28,2%! Согласитесь, это немало.
Во всем мире экономика и ее неотъемлемая составляющая – сфера обслуживания направлены на улучшение комфорта людей. Один из способов этого – магазины «у дома». Так что, думается, хоть популярность их в Островце и уменьшилась в последнее время, отказываться от них преждевременно – как частникам, так и кооператорам: поспешив сдаваться, можно проиграть. Неслучайно и президент страны на одном из совещаний поставил эту задачу: несмотря на развитие сетевиков, магазины шаговой доступности должны сохраняться – прежде всего потому, что они нужны людям.
Мнение
Вадим Михтеев, директор ЧТУТ «Наина-сервис»:
– Я считаю, что в каждом районе города должны быть магазины шаговой доступности, чтобы люди не бежали за булкой хлеба или пакетом сметаны в далекий гипермаркет. Это практика всего мира, которая обеспечивает доступность и комфорт ежедневных покупок.
Конечно, с появлением в Островце гипермаркетов в магазинах шаговой доступности уменьшился товарооборот: многие островчане, особенно приезжающие из сельской местности, теперь за покупками отправляются к сетевикам. Но люди, живущие или работающие рядом с небольшими магазинами, остаются нашими покупателями.
Меня, как хозяина, это стимулирует активнее работать с поставщиками, улучшать обслуживание, расширять ассортимент и по возможности снижать цены. Хотя делать это небольшим предприятиям сложнее, чем сетевикам, которые могут диктовать поставщикам свои цены в обмен на закупку больших партий товаров.
Слово покупателю
Елена Грамбовская, проживает в микрорайоне Володарского:
– С открытием в нашем городе гипермаркетов я стараюсь все и сразу купить там. В магазины шаговой доступности – в микрорайоне, где мы живем, это «Кленовый лист» и «Анастасия» – чаще всего отправляю детей. Они покупают там необходимую каждодневную мелочь – в основном молоко и йогурты. Такие магазины необходимы – хотя бы для того, чтобы выскочить «за хлебом».