Островецкие джиперы покоряли местное бездорожье
Заехать туда, где не ступала нога человека; найти то, что спрятано от посторонних глаз – и при этом не застрять, не заблудиться и с лучшим результатом прийти к финишу… В этом в один из «подмороженных» ноябрем выходных соревновались джиперы из Островецкого района, Ошмян, Сморгони, Постав, Глубокого и Минска, стараясь обойти друг друга в непростом, но очень эмоциональном соревновании – GPS-ориентировании на местности.
ВЫЕЗД НА БЕЗДОРОЖЬЕ
Светало, когда немного расстроенные легким ночным морозцем, «подтянувшим» осеннее бездорожье – как известно, джипы грязи не боятся, скорее, сами ее ищут, – но все же настроенные на победу участники соревнований собрались на опушке леса за агрогородком Ворняны.
Получив подробную карту (легенду, как ее называют профессионалы) с инструкциями и координатами точек, на которых нужно было выполнить определенные задания, команды собрались на брифинг, где у каждого проверили наличие светоотражающих жилетов, необходимую амуницию, напомнили условия проведения соревнований и технику безопасности.
...Быстро завелись моторы, хлопки закрывающихся дверей отсчитали последние секунды перед стартом, отмашка – и внедорожники рванули вперед, поднимая комья грязи, перемешанные с припорошившим за ночь землю снежком.
КАК НАДО
*В состав команды одного внедорожника входят водитель и два штурмана.
*Каждая команда начинает соревнования с точки, которую вытягивает на жеребьевке.
*По координатам, указанным в маршрутном листе, и с помощью навигационной системы нужно найти 75 точек и на каждой из них выполнить задание.
*Координаты вводятся в специальное приложение в телефоне или планшете, которое указывает нужное место и направление -- а вот конкретное дерево, куст или пенек команда должна найти самостоятельно.
*Варианты заданий: сделать фото машины и одного из членов команды, который касается рукой точки. На некоторых точках нужно еще решить ребус.
*За каждую покоренную точку в зависимости от сложности ее прохождения начисляются баллы, самый высокий – 10.
*На финише фиксируется время прохождения маршрута, которое учитывается при подсчете результата.
ЛЕГЕНДА ВАМ В РУКИ…
Казалось бы, ну что может быть захватывающего в том, чтобы рыскать по полям и лесам, подпрыгивая на ухабах или, посадив внедорожник «на брюхо», подкапывать под колесами жидкую грязь, а затем белкой прыгать по веткам, чтобы сделать фото-подтверждение «взятия» очередной высоты или низины?! Оказывается, еще как захватывающе! Джипер, как настоящий охотник, идет по следу и на каждом очередном этапе проверяет на прочность не только машину, но и себя. Причем не только и не столько от водителя зависит, как работает его команда и проходит маршрут, – еще более сложна и ответственна задача штурмана: правильно сориентировать водителя, пробежать вперед, чтобы разузнать дорогу, убрать преграды, подцепить лебедку, вытолкать застрявший автомобиль…
Отследить местоположение всех команд сразу было невозможно – слишком большое расстояние отделяло точки маршрута – но наметанный глаз профессионалов-организаторов сразу замечал: в этом месте была одна машина, сюда пока не добрался никто, а этот этап уже прошли многие. Но как только на точку подходила очередная машина, даже у стоящего в стороне наблюдателя в крови повышался адреналин (начинали в глазах плясать чертики) – хотелось побежать вперед штурмана в разведку или подтолкнуть с трудом взбирающийся по крутому склону карьера джип. Эх, ну почему я не мужчина!
Хотя, надо отметить, была в этой чисто мужской забаве и женщина-штурман – и справлялась она со своими нелегкими обязанностями очень хорошо.
ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ
С точки зрения стороннего наблюдателя, самым трудным в этом соревновании было:
– для водителя: доехать до «болотных» точек без лебедки и на обычной резине;
– для штурмана: сделать фото на точке, достать которую можно было только в воде выше пояса;
– для команды: крутой и неровный спуск и подъем песчаного карьера – к слову, это задание оценивалось на 10 баллов!
ГОВОРЯТ ОРГАНИЗАТОРЫ
Валерий Полухлеб, Ворнянский клуб любителей бездорожья:
– В Ворнянах давно сформировалась группа людей, которые любят спорт больших и мощных машин. GPS-ориентирование – это не бессмысленная езда по грязи, как думают многие. Чтобы дойти до финиша, нужно уметь ориентироваться на местности – поверьте, даже с навигатором в местах, где нет дорог, это непросто; хорошо знать возможности своего внедорожника и вложить в его подготовку немалые средства. В этом виде автоспорта важна не красота машины, а ее «начинка».
Идея провести у нас в районе такие соревнования витала в воздухе давно. Чем больше участвует команд, тем интереснее.
Удивительно, но и желающих посмотреть на соревнования оказалось немало – многие на своих машинах переезжали по точкам в надежде увидеть что-нибудь интересное и поддержать спортсменов.
СЛОВО УЧАСТНИКАМ
Андрей Недалтовский, водитель УАЗа:
– Я увлекся GPS-ориентированием в 2016 году, до этого времени любил просто гонять по бездорожью.
Уверен в себе и своей машине и не боюсь никаких препятствий.
К соревнованиям готовился серьезно, даже взял неделю отпуска, чтобы подготовить машину.
Это увлечение затягивает, потому что дает много положительных эмоций и возможность встретиться с друзьями и коллегами вне рабочей обстановки.
Аида Недалтовская, штурман:
– Муж давно увлекается GPS-ориентированием, и я его поддерживаю. Когда у человека есть здоровое увлечение, у него нет времени на что-то плохое. Конечно, этот спорт требует вложений – машину нужно готовить, а для молодой семьи, которая к тому же строит дом, это ощутимо бьет по карману. Но без разрядки, которую дарит любимое дело, человек перестает ощущать радость жизни.
Сегодня мы встали рано, дочь отвезли к бабушке, а сами – сюда. Сразу сомневалась, стоит ли мне ехать, но Андрей сказал, что он без меня – никак. И вот я – штурман. (Смеется)
ВАЖНО
Соревнования проходили по согласованному с лесхозом и КСУПом маршруту – так что ни одно живое дерево в лесу не пострадало, ни на одном поле не появились «несанкционированные» дороги. Время проведения также было выбрано специально: в конце ноября природа замирает, а люди приостанавливают свою лесную «деятельность».
РЕЗУЛЬТАТЫ
1 место – УАЗ 469: водитель А.Недалтовский А., штурманы А.Недалтовская и О. Войтехович (Ворняны).
2 место – УАЗ ХАНТЕР: водитель Д.Гедько, штурманы Д.Иванов, А.Никонов (Брест-Минск)
3 место – Isuzu Trooper: водитель С.Казакевич, штурманы В.Франк и М.Казакевич (Ворняны).
С наступлением вечера призовые кубки наконец-то нашли своих героев, перепачканные от колес до самой крыши внедорожники устало затихли – и только люди, сидящие у костра, наперебой вспоминали, как им покорялось островецкое бездорожье…
РАЗМЫШЛЕНИЯ ПО ПОВОДУ
Каждый раз, когда в районе появляются люди, которые хотят принести в нашу жизнь что-то новое, радуюсь этому, как первому снегу. И искренне не понимаю тех, кто, не вдаваясь в суть дела, считают, что оно закончится провалом.
Я скучаю на дискотеках, не отдыхаю в ресторане и не люблю шопинг. Но моя душа, ровно как и десятки, сотни других, в том числе и островецких, чувствует настоящий вкус жизни «на воле», выбравшись за границы любого, даже самого красивого в мире города.
Каждый ищет свой способ релаксации и отдыха. Так почему же им обязательно должен быть поход в баню или традиционный вечер в кино – чем хуже байкерские «покатушки» или соревнования на джипах? И байкеры, и джиперы, равно как тусовщики на дискотеках или завсегдатаи салонов красоты, отдыхают так, как умеют и хотят. Не стоит бояться, что они все испортят, поломают или загадят: люди, которые любимому увлечению отдают душу, никогда не навредят – ни себе, ни окружающим, ни природе.
И очередное подтверждение этому – новое для нашего района увлечение – GPS-ориентирование на внедорожниках.
Спасибо вам, активные и креативные островчане, за оптимизм и желание сделать нашу жизнь еще более интересной и разнообразной!