Сдвигаем недвижимость, или Как продать квартиру

16:35 / 16.11.2018

С чего начинается продажа и покупка жилплощади, как ее сдать так, чтобы не нажить проблем, выяснял корреспондент районной газеты.

007.jpg

СДАЕМ-СНИМАЕМ

На первый взгляд кажется, что нет ничего проще: нашел (разместил) объявление о том, что сдается комната или квартира, договорился об оплате – и живи (принимай плату) за пользование «метрами».

Но факт сдачи-найма комнаты, не говоря уже о квартире, должен быть легализован – это обезопасит как съемщика, так и того, кто сдает помещение. Так что, договорившись об условиях сдачи жилья в устной форме, не поленитесь зарегистрировать сделку письменно.

«Одно окно»

Договорами найма занимается сектор по работе с обращениями граждан.

Для того чтобы сделка состоялась, нужны: хозяин квартиры и наниматель с паспортами, технический паспорт жилья и свидетельство о государственной регистрации.

Три заполненные копии договора – для хозяина, съемщика и отдела ЖКХ – передаются специалисту службы «Одно окно». Регистрация договора бесплатная.

– В «Одно окно» приходят только жители Островца, – поясняет главный специалист сектора по работе с обращениями граждан Алексей Танкович. – По вопросу сдачи жилых помещений в сельской местности нужно обращаться в сельисполком.

Когда жилье сдается организации, нужен договор аренды. В этом случае документ готовит организация-наниматель. Собственнику квартиры или дома остается зарегистрировать уже подписанный договор аренды в «Одном окне».

Дальше собственник жилья, который заключил договор найма с физическим лицом, идет в налоговую инспекцию. При договоре аренды этого делать ему не нужно: подоходный налог будет платить организация.

ПРОДАЕМ-ПОКУПАЕМ

Покупка-продажа жилья требует от обеих сторон знания хотя бы основных моментов этого процесса, ведь с документами, которые должны быть на руках у продавца, чтобы совершить сделку, часто возникают вопросы.

В этом случае у продавца, на которого ложится основная нагрузка, есть два варианта: спросить совета у Гугла, потратив на это немало времени и сил – но зато бесплатно, или же обратиться за помощью в нотариальную контору.

НОТАРИУС

Ратуя за надежность и достоверность информации, мы выбираем второй вариант.

Татьяна Богушевич, нотариус Гродненского нотариального округа нотариальной конторы Островецкого района:

– За удостоверением договора купли-продажи дома или квартиры необходимо обращаться к нотариусу нотариального округа, в пределах которого расположено недвижимое имущество.

Так, жителям нашего района можно обращаться к любому нотарису Гродненского нотариального округа, проще – области.

Нотариус удостоверяет договор при наличии определенных сведений и документов. И продавец недвижимости, и покупатель могут получить консультацию у нотариуса по удостоверению договора купли-продажи, оплатив 1 ба зовую величину (24,50 рубля).

Нотариус при этом разъяснит, какие именно документы необходимы для заключения договора. Собрать их можно самостоятельно.

Если же сбор документов поручают нотариусу, то один запрос в один адрес обойдется клиенту в 4,90 рубля (20% базовой величины).Из документов необходимы: документ, подтверждающий принадлежность имущества – это может быть договор купли-продажи, договор дарения, свидетельство о праве на наследство, договор мены и другие; выписка из регистрационной книги, которую нужно взять в соответствующей территориальной организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (БТИ. – Прим.авт.); согласие определенных лиц, супруга или супруги, участников приватизации и других лиц – по ситуации. Кроме того, нотариус обязан проверить наличие или отсутствие ограничений (обременений) прав на отчуждаемое имущество, отсутствие запрещения отчуждения недвижимого имущества и ареста, а также проверить, чтобы человек, который продает квартиру или дом, не являлся лицом, обязанным возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.

Как правило, покупатели предпочитают, чтобы в жилье, которое они покупают, не было зарегистрированных «хвостов», которых снять с регистрационного учета можно будет только через суд – это никому не нужные проблемы. Так что продавцу лучше заранее решить этот вопрос, ведь если дело будет передано в суд, именно ему придется оплатить все расходы.

НЕ ОБОЙТИСЬ БЕЗ…

1. Налоговой инспекции

Владимир Драган, заведующий сектором налогообложения физических лиц ИМНС по Островецкому району:

– Если жилье в Беларуси продает иностранец, то есть получает здесь доход, нотариальная контора не оформит договор купли-продажи без справки от налоговой инспекции об отсутствии у него задолженности по оплате налогов.

Белорус же в течение пяти лет может продать один дом, одну квартиру, один садовый домик, одну дачу, один земельный участок без уплаты налога. Если за этот период человек дополнительно продает что-либо из вышеперечисленного, то за него нужно будет заплатить налог в размере 13% от суммы полученного дохода.

Если человек документами подтвердит, что он понес расходы, предположим, на строительство второго продаваемого дома, к примеру, пять тысяч, а продает за десять, то налог будет браться с оставшихся пяти тысяч.

Налогом облагается сдача жилья – платить его можно как ежемесячно, так и сразу за весь период действия договора. Сельсоветы и служба «Одно окно» высылают в налоговую сообщения о заключении договоров аренды помещений, но владельцы и сами приезжают для регистрации договора найма. Занимает это всего 5-10 минут.

2. Расчетно-справочного отдела ЖКХ

Татьяна Савкойть, паспортист Островецкого РУП ЖКХ:

– Регистрация родственников первой степени родства – детей, родителей, супругов, родных братьев и сестер – происходит на основании документов, подтверждающих родство: свидетельств о рождении и браке. Хозяину при себе необходимо иметь также свидетельство о госрегистрации жилья и технический паспорт. При регистрации близких родственников площадь квартиры или дома не учитывается.

Посторонние люди регистрируются по договору найма при условии достаточного количества площади с учетом зарегистрированных жильцов.

Для одного иностранца для получения регистрации на временное проживание предусмотрено 6 кв. м, для граждан Беларуси и иностранцев, получающих вид на жительство, – 15 кв. м от общей площади.

Оформление документов на регистрацию проводит паспортист отдела РУП ЖКХ. При себе собственнику нужно иметь договор найма, технический паспорт и свидетельство о госрегистрации квартиры или дома, съемщику – паспорт, договор найма и квитанцию об оплате за регистрацию договора найма.

Написав заявление, документы можно оставить у паспортиста – в отделение по гражданству и миграции их передадут работники ЖКХ. За штампом в паспорте можно съездить и самостоятельно.

Если регистрировать нужно детей, к документам прилагаются их свидетельства о рождении или паспорта, а для детей-иностранцев необходим и документ, по которому они пересекали границу; если мужа или жену – свидетельство о браке, его (ее) паспорт. Необходимо будет и личное присутствие супругов и детей старше 18 лет.

Медицинские работники и мужчины допенсионного возраста с карточкой регистрации ЖКХ и с военным билетом обязательно направляются в военкомат – исключая женщин-медиков, если у них двое и более детей.

При продаже жилья собственник должен выписаться сам и выписать всех, в нем зарегистрированных, – иначе не сможет прописаться его купивший.

Алгоритм регистрации прост: приносите документы, подтверждающие покупку жилплощади, – вас записывают на новые «метры» и автоматически «снимают» со старых.

Если женщина, имеющая ребенка, разведена и судом определено ему жить с матерью, для регистрации по новому месту жительства согласие отца ребенка не требуется. Иначе мать должна предоставить согласие отца, заверенное нотариально либо его личным присутствием во время регистрации. В случае смерти отца ребенка к документам на регистрацию прикладывается свидетельство о его смерти.

Любые действия с недвижимостью заставляют напрячься не только продающих и сдающих, но и покупающих и снимающих – ведь никому не хочется остаться без крыши над головой или с пустыми карманами. Чтобы этого не произошло – не спешите и обращайтесь за советами к специалистам.

Текст: