Георгий Шпунтов вспоминает Заполярье и мечтает о новых походах. Кто с ним?

14:59 / 10.05.2018
Отпуска бывают разные. Кто-то предпочитает валяться на берегу у теплого моря, кого-то зовут в путешествие памятники архитектуры, иным дороже всего родная дача, а некоторые не видят альтернативы телевизору и  мягкому дивану.
Отдых Георгия Григорьевича Шпунтова, начальника отдела учебно-методологического обеспечения учебно-тренировочного центра Белорусской АЭС, представляет собой редкое исключение. К примеру, свой очередной отпуск Георгий Григорьевич провел… за Полярным кругом. А по возвращении согласился поделиться впечатлениями, особенностями своего давнего увлечения, а также идеями на перспективу с читателями «Астравецкай праўды».

01 апреля 2018 на перевале Восточный Петрелиус.jpg

1 апреля 2018 на перевале Восточный Петрелиус

– Георгий Григорьевич, почему именно Заполярье?
– Потому что у нас на лыжах не накатался – а там как раз самая погода для этого! Ну и зимние горы вообще, а Хибины в частности, – это очень красиво.
Вообще, эстетическая компонента в экстремальном туризме играет очень большую роль. Даже самые суровые мужики с особенным придыханием говорят про какое-нибудь место на глобусе: «Там так красиво!»

– И каким образом вы туда отправились? Не на лыжах же?
– Нет, конечно. 
Вначале 37  часов поездом Минск-Мурманск до станции Апатиты. Затем еще полчаса автобусом до города Кировска. А уже оттуда, с окраины, я и мой старый друг Вячеслав Бажанский отправились в лыжный поход. Между прочим, Вячеслав Антонович старше меня на 8 лет. Однако имеет отличную физическую форму и каждый год совершает сложный поход в Гималаях. 

– Глядишь на ваши фотографии на фоне заснеженных хибинских гор и задаешь вопрос: зачем это нужно? Не лучше ли отдохнуть там, где тепло, сытно, уютно и спокойно?
– Вечный вопрос… Однако, согласитесь,  физическая активность в обстановке красивой и экзотической природы дает значительно больший эффект для здоровья, нежели работа на тренажерах в спортзале или накручивание кругов по стадиону. А ведь есть еще такие полузабытые нынче слова как романтика, очарование новизны, ощущение гармонии с могучими стихиями… 
Это трудно передать словами, лучше однажды собраться с духом и попробовать.

26 марта 2018 на пути к перевалу Географов.jpg

26 марта 2018 на пути к перевалу Географов

– Вы впервые путешествовали на лыжах за Полярным кругом?
– Нет, это был уже шестой поход. Первым был поход 4-й категории сложности в 1991 году.

– Категория сложности? Это о чем?
– Да, это некая совокупность факторов, которые затрудняют как передвижение по маршруту, так и само обитание в холодной среде. 
В советское время существовала неплохая система классификации маршрутов всех видов туризма по сложности. От простейших, некатегорийных – условно говоря, «шашлыки на природе» – до самых трудных,  6-й категории сложности.  Это мог быть, например, поход на лыжах к Северному полюсу. 
Была разработана система постепенного  роста туристического мастерства, которая позволяла повысить безопасность в спортивном туризме. Существовали школы начальной подготовки, школы туристического мастерства, проводились учебные сборы. Часть мероприятий, кстати, финансировалась профсоюзами. 
Сейчас эта система фактически канула в лету. В результате некоторые молодые люди, насмотревшись роликов на «Ютюбе», втягиваются в рискованные авантюры, не имея должного уровня мастерства. Как итог – высокая аварийность и, к сожалению, смертность.
Что касается нашего похода, то это был некатегорированный поход, а, так сказать, путешествие. 

– Расскажите о вашем «путешествии» подробнее…
– За день мы проходили около 25-30 км. Главная трудность – преодоление перевала. Средняя высота хибинских перевалов – около 600 метров –  сродни дому в 200 этажей. Представляете, каково двигаться в гору такой высоты? Да еще когда снег налипает на лыжи, да с ветром в лицо… Или пробивая себе дорогу по пояс в рыхлом снегу…
В общей сложности мы прошли 4 перевала. Один из них дважды – туда и обратно. В среднем на лыжах шли 10-12 часов в день.
Через каждые час-два следовала остановка на 5 минут – почистить лыжи, поправить крепления. И снова в путь. 
На обед – 15-30 минут. Чай из термоса, сало – самое то! Горячая пища – на завтрак и ужин. 

– Прямо скажем, питание так себе…
– Питались нормально. Все потому, что путешествие было кратким. 
В длительном походе совсем иной расклад. Там каждый грамм в рюкзаке на особом счету. Все подлежит облегчению: одежда, продовольствие, снаряжение...
Даже в том случае, если по условиям похода энергозатраты участника  будут оценены в 3 000 килокалорий в сутки, продовольствия в рюкзаке окажется примерно на 2 200 килокалорий в сутки. Остальные 800 будут, так сказать, возмещены из жировых запасов организма. 
В штурмовые дни альпинисты могут затрачивать до 8 000 килокалорий в сутки. Такое количество пищи человек даже не способен переварить. Да и аппетит снижается на высоте и при перегрузке. Поэтому спортивный туризм выше 2-3-й категории всегда связан с похудением.
Всего в походе мы провели 10 дней, а с учетом дороги на поезде туда и обратно, путешествие заняло 15 дней. 
К сожалению, снег в этом году был очень неблагоприятным: высокая лавинная опасность сократила количество доступных для посещения мест. Иногда в середине дня движение осложнял подлип – это когда снег налипает на лыжы. 

26 марта 2018 на перевале Географов.jpg

26 марта 2018 на перевале Географов

– Может, проще было снять лыжи и пойти пешком?
– Это мало где возможно. В Хибинах снег глубокий и рыхлый. В одном месте я на лыжах (!) провалился по грудь, не сразу выбрался и откопал лыжи.
В целом было достаточно тепло. Днем от 0 до -10, ночью, правда, бывало до -22. С утра обычно пасмурно, а часов с десяти и до заката – яркое солнце. 
Один день был снегопад. Сильных ветров не было – повезло.
Во время похода обновили навыки по строительству снежной хижины – иглу – и ночевке в ней. Иглу строится из снежных кирпичей, вырезанных из уплотненного снега. Внутри всегда около 0°С и нет ветра.

DSCF8182.jpg

– Как давно вы занимаетесь туризмом? И только ли лыжным?
– Я начал заниматься спортивным туризмом в 1978 году и начинал с водного. Дошел до походов 5-й категории сложности, а затем переключился на лыжный и горный туризм. 
В 2004 году поднялся на восточную вершину Эльбруса, а через два года впервые поехал в альпинистский лагерь. Несколько лет ходил на тренировки по скалолазанию. 
После 40 лет о серьезных спортивных достижениях мечтать уже не приходится. А вот на поддержание здоровья, чувства мышечной радости, общения с природой – затраченных сил не жалко. 

– Хобби у вас, прямо скажем, не рядовое и не безопасное. Как к увлечению относятся ваши близкие?
– Поддерживают! Старшая дочь серьезно  увлекается альпинизмом и скалолазанием, давно  превзошла мой уровень. 
Средняя в прошлом году совершила экстремальный поход на катамаране по весенней реке в Карелии. Половину пути тащили катамаран по льду и снегу. 
Младшая дочь пока ходила только пешие однодневные маршруты в польских Татрах. Уговариваю ее сходить со мной на Кавказ. Пока колеблется.

 – Насколько затратно ваше увлечение?  Сколько стоит снаряжение и как много его нужно?
– Для серьезных походов желательно иметь хорошую специальную одежду и обязательно надежное снаряжение, особенно то, которое обеспечивает безопасность. 
Начинать можно практически с обычной одежды и дешевых палаток. Когда снаряжение есть, то несложный горный поход на Кавказ, например, обойдется в 300-400 долларов. Причем основная часть этих средств уйдет на транспортные расходы.

– Кроме материальных затрат, очевидно, немалое значение имеет теоретическая подготовка туриста.
– Безусловно! Упаси бог неподготовленного человека пойти в сложное путешествие! Экстремальные виды туризма чем-то напоминают атомную энергетику: наряду с реальными серьезными опасностями  в обывательском сознании присутствуют множественные мнимые опасности. В результате не обладающий достаточным опытом турист станет готовиться к опасностям мнимым, а встретит то, к чему он совсем не готов. 
Для начала следует проконсультироваться с опытным туристом, и желательно не с одним.  
Серьезные походы требуют хорошей теоретической подготовки: это разработка маршрута, подбор группы, наличие снаряжения – общего и специального. Важное значение также имеют составление пищевого рациона, стратегия и тактика передвижения по разным типам рельефа, меры безопасности, установка лагеря, приготовление пищи, медицинский самоконтроль, доврачебная помощь, управление группой,  психологическая поддержка и многое другое, о чем следует знать, чтобы поход принес радость, а не разочарование и – не дай бог! – травмы и болезни.

– Как все сложно…
– Да. Но отсутствие опыта – не беда. Если у кого-то из островчан возникнет интерес – я готов помочь сделать первые шаги, провести теоретические занятия, организовать походы… 
Я ведь занимаюсь туризмом, походами уже 40 лет. Есть опыт преподавания в проводившейся некогда Школе высшего туристского мастерства. Так что если в моем опыте возникнет потребность – я готов протянуть руку помощи. Причем совершенно бесплатно! А уж если бы нам удалось организовать нечто вроде туристического клуба – на Белорусской АЭС или в Островце – это было бы просто здорово!

Записал Эдуард СВИРИД.
Фото из архива Г. Шпунтова.



Текст: Главный администратор