Хутор Литовка: на грани реальности

14:39 / 21.03.2018
Хутор Литовка находится в семи километрах севернее Новогрудка по дороге к городу Ивье. Человек неосведомленный, проезжая мимо, скорее всего, решит, что расположившийся на берегу живописного озера комплекс – какой-нибудь отель с рестораном или агроусадьба, судя по насыщенности и эксклюзивности обстановки, не самой низкой ценовой категории.

На самом деле вход сюда открыт всегда для всех – и абсолютно бесплатен. Пока о нем знают немногие, но, мне кажется, недалек тот день, когда сюда хлынут группы туристов. Уже сейчас проезжающие машины и автобусы нет-нет, да и останавливаются возле этого сказочного дома в стиле фэнтэзи.  

Литовка1.jpg

Общий вид усадьбы Литовка


Литовка2.jpg

Лепнина в стиле фэнтэзи

Комплекс действительно ос­тав­ляет сильное впечатление. Пожалуй, это лучшее из того, что мне посчастливилось когда-либо видеть. Хотя трудно дать точное определение, что это на самом деле – музей, комплекс арт-искусства или просто «Дом для людей», как называет его сам создатель. Чудаковатый Сергей Коваль, нередко предпочитающий форму одежды, где основными элементами являются шорты и наброшенная поверх майки дубленка, не принимает в свой адрес обращения «хозяин», моментально парируя: «Я всего лишь юридический владелец. А все это я подарил людям». 

фото 7.jpg

Сергей Коваль на фоне памятника «Маленькая Михла»

В комнате, где встречают гостей, стоит выполненный под старину бар из дубового массива, куда сложены маленькие бутылочки. «Это – валерьянка, все – для кошки. Это ее бар». Кошка Катя с изумрудными глазами является не просто идейным вдохновителем архитектурных решений, а сама отвечает за их дизайнерское исполнение. На посетителей она почти не обращает внимания, а попытку погладить пресекает отмашкой лапы – не в настроении... 

Хозяин – простите, юридический владелец! – показывает на комнату Владимира Высоцкого: «Проходите туда. И когда станете рассматривать, не спешите. Красота – она ведь в деталях». Обзор сопровождается инструментальной музыкой, звучащей на так называемой вертолетной площадке.

Историческую справку пришлось добывать постфактум. Литовка – место историческое, описанное в поэме Адама Мицкевича «Гражина». Сергей купил деревенский домик – и превратил его в чудный комплекс, напоминающий знаменитый каталонский парк Гуэль от легендарного создателя Антони Гауди в миниатюре. Здесь много кованых вещей, стены украшены лепниной, в комнатах много позолоты и старинных вещей из дуба. Причем каждая вещь уникальна по изысканности и исполнению. Окурки на кованой мусорной урне, огонь из пасти летящего к гнезду дракона, коллекция старых мобильных телефонов, прибитых к стене деревянного сарая – каждая мелочь глубоко продумана.

фото 4.jpg

В сумерках свет, исходящий из пасти дракона, имитирует извержение огня


фото 6.jpg

Каждый элемент ограждения уникален

В Литовке действительно некоторое во время съемок фильма «Сыновья уходят в бой» жил Владимир Высоцкий – сначала один, а затем в белорусскую глубинку приехала его жена Марина Влади. Как символ бесконечности бытия рядом с изображением знаменитого барда установлена модель вечного двигателя. А чтобы влюбленная пара никогда не расставалась, на противоположной стене комнаты планируется поместить изображение его суп­руги.

Небольшая беседка с соломенной крышей во дворе выполнена в мозаичном стиле. Дальше – больше. Сумасшедший дом с треугольной палатой, узким проходом и кожаными кушетками. Напротив – комната пыток с набором необходимого «инструмента», паутиной по углам и ужасными гримасами «пациентов». Что-то похожее по восприятию доводилось видеть в музее арт-искусства Орхуса – второго по величине города Дании: застывшие скульптуры Литовки потрясают воображение не меньше гигантского музея. 

фото 3.jpg

Беседка а-ля Гауди

На окраине усадьбы – скульп­тура с глубоким смысловым оттенком: человек держит в ладони земной шар, а на груди  у него – гигантская жаба, которая душит за горло. Та самая жаба, которая, по замыслу неизвестного архитектора (или кошки Кати?), задушила немало творческих людей…

фото 5.jpg

Скульптура властелина мира с жабой на груди

Описывать Литовку во всех деталях можно бесконечно – но лучше увидеть ее собственными глазами. 

Бесплатная для круглосуточных посещений усадьба-музей не приносит никакого дохода, и невольно возникает вопрос: зачем и кому это надо? 

За Сергеем Ковалем в Новогрудке закрепилась кличка Француз. По непроверенным слухам, он получил хорошее наследство от французского родственника, но толком никто об источнике его доходов не знает. Возможно, кличка прицепилась к Сергею просто из-за его чудаковатости. У Француза имеется собственная гостиница в Новогрудке и деньги, которые он не успевает тратить. А в голове – семь миллионов планов, осуществить которые, по его мнению, – не хватит жизни. Он очень надеется, что и после его смерти найдется последователь благих идей. 
Дом на остановочном пунк­те «Литовка» – не единственная благотворительная акция бизнесмена: он финансировал установку памятника рядом с музеем Холокоста на месте бывшего новогрудского гетто. Прототипом скульптуры стала Михла Сосновская. История этой маленькой девочки – одна из многочисленных трагических судеб местных евреев. 12-летняя Михла смогла убежать из заточения, но присоединиться к партизанам не успела: после доноса местной жительницы девочку расстреляли фашисты. Фигурка Михлы списана со старой фотографии, где ребенок в костюме ангела, – и в памятнике она увековечена такой же красивой и счастливой.

Сергей Коваль – человек, который живет в особенном мире. Дом в Литовке – проводник реальности, непонятной простому обывателю, находящейся вне материального мира. И на вопрос «Для чего все это?» чудаковатый Француз только пожимает плечами: в его мире таких вопросов не возникает.

 Олег Клюшин.
Фото Вадима МАТВИЙЧУКА.


Текст: Главный администратор