Кого возьмут в гимназию?
12:20 / 16.03.2018
4
В первые классы тогда принимали детей только из микрорайона гимназии. Стать ее учеником могли также победители и призеры олимпиады дошкольников «Малышок», дети из семей военных, а также те, чьи старшие братья или сестры уже учились в гимназии. Только благодаря наличию двух выше перечисленных фактов племянник стал учеником гимназии.
Четыре года обучения пролетели быстро – пришла пора вступительных экзаменов в 5-ый класс. Помню, как племянник волновался перед первым экзаменом и расстроился, когда по русскому языку вместо желанной «10» получил «9». Второй и третий экзамены прошли в не менее волнительной обстановке. Но в результате племянник стал гимназистом...
Официально
Указ №30 «О приеме в учреждения общего среднего образования и обучении в них», который Президент Беларуси Александр Григорьевич Лукашенко подписал 25 января 2018 года, отменил экзамены в пятые классы гимназий.
Теперь набор в пятые классы гимназий будет осуществляться без вступительных испытаний. Все учащиеся, которые закончат четвертый класс гимназии, смогут продолжить обучение далее в этом же учреждении.Считается, что отмена экзаменов позволит снять психологическую и эмоциональную нагрузку у учащихся начальных классов.
А что у нас?
Гимназия в Островце существует с 2004 года – тогда решением районного исполнительного комитета средняя школа №2 была реорганизована в новое для района учреждение – гимназию №1. Три года назад гимназисты получили новое здание в первом микрорайоне, а в 2016 году учреждение в очередной раз прошло аккредитацию, которая закрепляет статус гимназии сроком на пять лет.
О том, как проходил набор в гимназию №1, мы попросили рассказать ее директора Елену Чеславовну Севостьян.
– Прием в первый класс нашего учреждения проходит по заявительному принципу. Как правило, к нам приходят дети, которые относятся к нашему микрорайону, но и другим дошкольникам мы не отказываем. Со 2 июня по 28 августа у родителей есть время, чтобы определиться с выбором школы. После этого начинается формирование классов. Три года мы набирали по три класса, в каждый – по 25 человек.
Что касается 5-ых классов, то ежегодно до 20 апреля районный исполнительный комитет устанавливал контрольную цифру приема учащихся, которую необходимо было набрать по результатам вступительных испытаний. В прошлом году гимназистами стали 40 учащихся – школьники сдавали экзамены по белорусскому и русскому языкам и математике. Тексты вступительных испытаний публикуются в сборниках, и у каждого есть возможность по ним готовиться к экзаменам в течение всего учебного года.
Затем на основании оценок за контрольные работы и средних баллов по трем предметам за год формировалась рейтинговая шкала, на основании которой осуществлялось зачисление в 5-й класс.
Прием в 1-ый и 5-ый классы у нас всегда проходил спокойно. Возможно, после отмены экзамена возникнет проблема с набором учащихся в первый класс – желающих учиться в гимназии, предполагаю, будет много. Если раньше у выпускника начальных классов любой школы после сдачи вступительного экзамена была возможность попасть в гимназию, то что теперь? Значит, должна быть строго регламентированная программа приема в 1-ый класс гимназии.
К отмене экзаменов в 5-ый класс я отношусь положительно. Как правило, вступительные испытания подтверждали средний бал ученика по предметам. Экзамены были лишь дополнительной волнительной и совсем необязательной процедурой для подтверждения знаний ребенка.
В прошлом году в 5-й класс гимназии поступило 35 гимназистов и 5 учеников из других школ. Конкурс на одно место составил 1,2 человека. В 2016 году он был чуть выше – 1,6.
Отмена экзаменов в 5-ый класс требует создания дополнительных законодательных актов. Я надеюсь, что в ближайшее время они появятся и будут регламентировать порядок обучения учащихся на повышенном уровне и порядок дополнительного набора в гимназические классы учеников среднего и старшего звена.Мы готовы к решению всех проблем – запланированы круглые столы и родительские собрания, чтобы объяснить новые правила. Нам важно обеспечить высокий уровень подготовки школьников, а к этому должны быть готовы не только учителя, но и дети, и их родители.
Блиц-опрос
А что думают об отмене экзаменов школьники, их родители и педагоги. Нужен ли, по их мнению, отбор при поступлении в гимназию?
Татьяна Владиславовна Чижевская, учитель математики гимназии №1:
– Экзамены, может, и не нужны, но отбор детей должен быть. Ведь в гимназии должны учиться лучшие. У школьников должна быть внутренняя мотивация: желание учиться и получать новые знания. Другой вопрос, как организовать этот самый отбор.
Многие говорят, что экзамен – стресс для ученика. Но, на мой взгляд, обстановку больше нагнетают родители. Мне приходилось присутствовать на вступительных экзаменах в 5-ый класс гимназии – дети вели себя спокойно и раскованно. На одном из них спустя 20 минут четвероклассник сдал работу и спокойно вышел из кабинета. На следующем экзамене я у него спросила, что он получил? Оказалось, «десятку». Для этого ребенка экзамен совершенно не был стрессом.
В гимназию должны идти высокомотивированные школьники. И место жительства тут – не главный аргумент.
Ирина Григорьевна Колтан, учитель начальных классов гимназии №1:
– С точки зрения психологического здоровья школьников экзамены не нужны. С другой стороны, знания учеников должны соответствовать тому уровню, который впоследствии обеспечит беспроблемную учебу в средних и старших классах.
В моем классе 24 ученика – и все они с первого класса хотят быть гимназистами. Подготовку к экзаменам мы начали с третьего класса: открыты платные группы по предметам, выполняем задания на стимулирующих и поддерживающих занятиях. Хоть экзамены и отменили, мы продолжаем готовиться. Уверена, что знания детям пригодятся в любом случае.
Я всегда настраивала детей, что даже если они не поступят в гимназию, ничего страшного не случится – они смогут учиться в другой школе и там получать хорошие знания.
Елена Грамбовская, мама шестиклассницы и дошкольника:
– Когда Валерия сдавала экзамены в 5-й класс гимназии, было ощущение, будто это выпускные экзамены за 11 класс: настолько психологически было тяжело. Да и тексты экзаменов были не из легких.
Конечно, уровень гимназии на порядок выше обычной школы: математика и английский язык стоят в расписании каждый день, здесь лучшая материально-техническая база и, что главное, – все дети хотят здесь учиться. Поэтому отбор нужен. Но, может, стоит отбирать по среднему баллу?
Младшая дочь пока ходит в детский сад, осенью мы пойдем на подготовку в гимназию №1. Очень рады, что экзамены отменили и в будущем Ксении не придется их сдавать.
Дарья Протасевич, ученица 5 «А» класса гимназии №1:
– Наши учителя Елена Викторовна Кусойть и Галина Сергеевна Баракова хорошо подготовили нас к вступительным экзаменам. Но я все равно волновалась: боялась наделать ошибок и не поступить в гимназию, хотя начальную школу закончила на «отлично».
В экзаменах есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, в гимназии должны учиться лучшие. С другой, очень обидно, когда твои одноклассники не поступают и вынуждены переходить в другую школу.
Арина Дремлюк, ученица 4 класса гимназии №1:
– Когда нам сказали, что не нужно будет сдавать экзамен в 5-ый класс, мы все закричали «ура»! Сдавать экзамены нам не хотелось. Хотя мы к ним и готовились: я занималась в школе, дома с бабушкой повторяла темы, решала задачи и примеры.
Но готовиться буду и дальше, ведь впереди у нас много проверочных и контрольных работ.
Кирилл Гулевич, ученик 5 «А» класса гимназии №1:
– В гимназию №1 я пришел в третьем классе – мы переехали из Минска в Островец. До этого учился в столичной средней школе №110 – и волновался, смогу ли учиться в гимназии? Но меня всегда поддерживала мама. Говорила, что все у меня получится. А когда я сдал экзамены и узнал, что прошел по баллам в 5-ый класс гимназии, она меня расцеловала и сказала, что знала, что я стану гимназистом.
Что касается экзаменов, то они, наверное, должны быть, – хоть это и заставляет волноваться. Можно отбирать в гимназию по среднему баллу – это не будет пугать детей и они будут стремиться к учебе.
Диана Туршева, мама шестиклассницы и четвероклассника:
– Мы с мужем очень рады, что экзамены в 5-й класс гимназии отменили. Это правильно. Ведь ребенок на протяжении четырех лет учится – и уже по среднему баллу видно, «потянет» ли он учебу в старших классах гимназии.
Экзамены в 5-й класс для нашей старшей дочери Карины были стрессом: она переживала за оценки. Во время первого экзамена – это был русский язык – меня не было рядом. Обсудив с одноклассницами после экзамена тексты, найдя у себя ошибки, она начала сомневаться, стоит ли сдавать следующие два испытания. У дочки была истерика. Только после обеда мы узнали, что за диктант Карина получила «9». Вот и возникает вопрос: нужны ли детям такие переживания?
Именно тогда мы решили, что сын, который уже учился в младших классах гимназии, пойдет в обычную школу. Такое решение было принято, чтобы уберечь его от стресса: в 10 лет ребенок не готов к подобным испытаниям.
Уверена, что родители вместе со своими детьми должны решать, стоит ли им продолжать учебу в гимназии или лучше перейти в обычную школу.