Кого возьмут в гимназию?

12:20 / 16.03.2018
4
Шесть лет назад племянник –  он живет в соседнем городе – пошел в первый класс. Родителям было принципиально важно, чтобы их чадо училось именно в гимназии, попасть в которую было очень сложно:    в первый день подачи заявлений очередь занимали в 4 часа утра. 

IMG_057.jpg



В первые классы тогда принимали детей только из мик­рорайона гимназии. Стать ее учеником могли также победители и призеры олимпиады дошкольников «Малышок», дети из семей военных, а также те, чьи старшие братья или сестры уже учились в гимназии. Только благодаря наличию двух выше перечисленных фактов  племянник   стал учеником гимназии.

Четыре года обучения пролетели быстро – пришла пора вступительных экзаменов в 5-ый класс. Помню, как племянник волновался перед первым  экзаменом и расстроился, когда по русскому языку вместо желанной «10» получил «9». Второй и третий экзамены прошли в не менее волнительной обстановке. Но в результате племянник стал гимназистом...

Официально

Указ №30 «О приеме в учреждения общего среднего образования и обучении в них», который Президент Беларуси Александр Григорьевич Лукашенко подписал 25 января 2018 года, отменил экзамены в пятые классы гимназий.

  Теперь набор в пятые классы гимназий будет осуществляться без вступительных испытаний. Все учащиеся, которые закончат четвертый класс гимназии, смогут продолжить обучение далее  в  этом же учреждении.
Считается, что отмена экзаменов позволит снять психологическую и эмоциональную нагрузку у  учащихся начальных классов.


А что у нас?

Гимназия в Островце существует с 2004 года – тогда решением районного исполнительного комитета средняя школа №2 была реорганизована в новое для района учреждение – гимназию №1. Три года назад гимназисты получили новое здание в первом микрорайоне, а в 2016 году учреждение в очередной раз прошло аккредитацию, которая закрепляет статус гимназии сроком  на пять лет.

О том,  как проходил набор в гимназию №1,  мы попросили рассказать ее директора  Елену Чеславовну Севостьян.

IMG_1122.jpg

– Прием в первый класс нашего учреждения проходит по заявительному принципу. Как правило, к нам приходят дети, которые относятся к нашему микрорайону, но и другим дошкольникам мы не отказываем. Со 2 июня по 28 августа у родителей есть время, чтобы определиться с выбором школы. После этого начинается формирование классов. Три года мы набирали по три класса, в каждый –  по 25 человек.

Что касается 5-ых классов, то  ежегодно до 20 апреля районный исполнительный комитет устанавливал контрольную цифру приема учащихся, которую необходимо было набрать по результатам вступительных испытаний. В  прошлом году гимназистами стали  40 учащихся – школьники сдавали экзамены по белорусскому и русскому языкам и математике. Тексты вступительных испытаний публикуются в сборниках,  и у каждого  есть возможность по  ним готовиться к экзаменам в течение всего учебного  года.

Затем на основании оценок за контрольные работы и средних баллов по трем предметам за год формировалась  рейтинговая шкала, на основании которой осуществлялось  зачисление в 5-й класс.

Прием в 1-ый и 5-ый классы у нас  всегда проходил спокойно. Возможно, после отмены экзамена  возникнет проблема с набором учащихся в первый класс – желающих учиться в гимназии, предполагаю,  будет много. Если раньше у выпускника начальных классов любой школы после сдачи вступительного экзамена была возможность попасть в гимназию, то что теперь? Значит, должна быть строго регламентированная программа приема в 1-ый класс гимназии.

К отмене экзаменов в 5-ый класс я отношусь положительно. Как правило, вступительные испытания подтверждали  средний бал ученика по предметам. Экзамены были лишь дополнительной волнительной и совсем необязательной  процедурой для подтверждения знаний ребенка.

В прошлом году в  5-й класс гимназии поступило 35 гимназистов и 5 учеников из других школ. Конкурс на одно место составил 1,2 человека. В 2016 году он был чуть выше – 1,6.

Отмена экзаменов в 5-ый класс требует создания дополнительных законодательных актов. Я надеюсь,  что в ближайшее время они появятся и будут регламентировать порядок обучения учащихся на повышенном уровне и порядок дополнительного набора в гимназические классы учеников  среднего и старшего звена. 
Мы готовы к решению всех проб­лем – запланированы круглые столы и родительские собрания, чтобы объяснить новые правила.  Нам важно обеспечить высокий уровень подготовки школьников, а к этому должны быть готовы не только учителя, но и дети, и их  родители.

Блиц-опрос

А  что думают об отмене экзаменов школьники, их родители и педагоги. Нужен ли, по их мнению,  отбор при поступлении в гимназию? 

 Татьяна Владиславовна Чижевская,  учитель математики гимназии №1:

21.jpg

– Экзамены,  может,  и не нужны, но отбор детей должен быть. Ведь в гимназии должны учиться луч­шие. У  школьников должна быть внутренняя мотивация: желание учиться и получать новые знания. Другой вопрос, как организовать этот самый отбор. 

Многие говорят, что экзамен – стресс для ученика. Но,  на мой взгляд, обстановку больше нагнетают родители. Мне приходилось присутствовать на вступительных экзаменах  в 5-ый класс гимназии – дети вели себя спокойно и раскованно.  На одном из них спустя 20 минут четвероклассник  сдал работу и спокойно вышел из кабинета. На следующем экзамене я у него спросила, что он получил? Оказалось,  «десятку». Для этого ребенка экзамен совершенно  не был стрессом.

В гимназию должны идти высокомотивированные школьники.  И место жительства тут – не главный аргумент.    

Ирина Григорьевна Колтан, учитель начальных классов гимназии №1:

63.jpg

– С точки зрения психологического здоровья школьников экзамены не нужны. С другой стороны, знания  учеников должны соответствовать тому уровню, который впоследствии обеспечит беспроблемную учебу в средних и старших классах. 

В моем  классе 24 ученика – и все они с первого класса хотят быть гимназистами. Подготовку к экзаменам мы начали с третьего класса: открыты платные группы по предметам, выполняем задания на стимулирующих и поддерживающих занятиях. Хоть экзамены и отменили, мы продолжаем готовиться. Уверена, что знания детям пригодятся в любом случае.
Я всегда настраивала детей, что даже если они не поступят в гимназию, ничего страшного не случится – они смогут учиться в другой школе  и там получать хорошие знания.

Елена Грамбовская, мама шестиклассницы и дошкольника:

15.jpg

– Когда Валерия сдавала экзамены в 5-й класс гимназии, было  ощущение, будто  это выпускные экзамены за 11 класс: настолько психологически было тяжело. Да и тексты экзаменов были не из легких. 
Конечно, уровень гимназии на порядок выше обычной школы: математика и английский язык  стоят в расписании каждый день, здесь лучшая материально-техническая база и, что главное, –  все дети хотят здесь  учиться. Поэтому отбор нужен. Но, может,  стоит отбирать по среднему баллу?

Младшая дочь  пока ходит в детский сад, осенью  мы пойдем на подготовку в гимназию №1. Очень рады, что экзамены отменили и в будущем Ксении не придется их сдавать.

Дарья Протасевич, ученица 5 «А» класса гимназии №1:

Протасевич.jpg

– Наши учителя Елена Викторовна Кусойть и Галина Сергеевна Баракова  хорошо подготовили нас к вступительным экзаменам. Но я все равно волновалась: боялась наделать ошибок и не поступить в гимназию, хотя  начальную школу закончила на «отлично».
В экзаменах есть свои плюсы и минусы. С одной стороны,  в гимназии должны учиться лучшие. С другой,  очень обидно, когда твои одноклассники не поступают и вынуждены переходить в другую школу.

Арина Дремлюк, ученица 4 класса гимназии №1:

Дремлюк.jpg

– Когда нам сказали, что не нужно будет сдавать экзамен в 5-ый класс,  мы все закричали «ура»! Сдавать экзамены нам не хотелось. Хотя мы к ним и готовились: я занималась в школе, дома с бабушкой повторяла темы, решала задачи и примеры. 
Но готовиться  буду и дальше,   ведь впереди у нас много проверочных и контрольных работ.

Кирилл Гулевич, ученик 5 «А» класса гимназии №1:

Гулевич.jpg

– В гимназию №1 я пришел в третьем классе –  мы переехали из Минска в Островец. До этого  учился в столичной средней школе №110 – и волновался, смогу ли учиться в гимназии? Но меня всегда поддерживала мама. Говорила, что все у меня получится. А когда я сдал экзамены и узнал, что прошел по баллам в 5-ый класс гимназии, она меня расцеловала и сказала, что знала, что я стану гимназистом.

 Что касается экзаменов, то они, наверное,  должны быть, –  хоть это и заставляет  волноваться. Можно отбирать в гимназию по среднему баллу – это не будет пугать детей и они будут стремиться к учебе.

Диана Туршева, мама шестиклассницы и четвероклассника:

5.jpg

– Мы с мужем очень рады, что экзамены в 5-й класс гимназии отменили. Это правильно. Ведь ребенок на протяжении четырех лет учится – и уже по среднему  баллу видно,  «потянет» ли он учебу в старших классах гимназии. 

Экзамены в 5-й класс для нашей старшей дочери  Карины были стрессом: она переживала за оценки. Во время первого экзамена – это был русский язык –  меня не было рядом. Обсудив  с одноклассницами после экзамена тексты, найдя у себя ошибки,  она  начала сомневаться, стоит ли сдавать следующие два испытания. У   дочки была истерика. Только после обеда мы узнали, что за диктант Карина получила «9». Вот и возникает вопрос: нужны ли детям такие переживания?

Именно тогда мы решили, что сын, который уже учился в младших классах гимназии, пойдет в обычную школу. Такое решение было принято, чтобы уберечь его от стресса: в 10 лет ребенок не готов к подобным испытаниям. 

Уверена, что родители вместе со своими детьми должны решать, стоит ли им продолжать учебу в гимназии или лучше перейти в обычную школу.




Текст:
Фото: Антон Мальшевский, Елена Ярошевич