Островецкие любители бани обращаются с просьбой к органам исполнительной власти

14:16 / 31.01.2018
4

Теплым майским утром 1985 года возле островецкой общественной бани стали собираться тогда еще молодые люди – страстные любители горячего пара и легких водных процедур. И никто тогда не предполагал, что этот день станет началом традиции, которая сохранится на долгие годы.

098.jpg

Так совпало, что у одного из пришедших в тот день был день рождения – и под бурные аплодисменты присутствующих ему вручили березовый веник, перевязанный красным бантом. Приятно удивленный именинник пос­ле оздоровительных процедур угостил всех пивом – а в то время сделать это было не так-то просто: давала знать о себе набиравшая обороты антиалкогольная кампания. Кстати сказать, пиво в банном буфете купить «прос­то так» было невозможно: пенный напиток отпускали  только тем, кто посещал моечный зал. Страждущие шли в раздевалку, мочили голову под краном – и отправлялись в буфет. Буфетчице приходилось верить, что человек помылся – не проверять же остальные части тела! 

Нам это было ни к чему – мы шли в баню не за пивом. Тем не менее ящик прохладительного напитка в наш банный день с тех пор всегда ждал нас в подсобке торговой точки. А тогда  на волне хорошего настроения родилась идея создания банного коллектива, функции которого со временем перестали ограничиваться поздравлениями с днем рождения и другими знаменательными датами – наше неформальное банное объединение постепенно переросло в союз понимающих, поддерживающих друг друга людей. Взаимовыручка, соучастие в бедах и проблемах стало для нас нормой  поведения и немалой частью жизни. 

888.jpg

На первом импровизированном собрании меня избрали председателем банного клуба. А когда я уехал работать за пределы района, то передал свой «портфель с веником» Сергею Шеину. 

Обязанности «хранителя традиций» возложили на Владимира Пахомчика. Благодаря его стараниям и активности в 2000 году мы отметили 15-летие со дня образования нашего объединения: жарились шашлыки, поднимались здравицы, звучали песни нашей молодости… 

Игорь Прусаков стал в коллективе ответственным за подготовку парилки к «первому заходу» –  и вот уже 30 с лишним лет он успешно выполняет эту очень важную для парильщиков функцию.

Профессиональное представительство в коллективе весьма разнообразно: юрис­ты, врачи, педагоги, специалисты сельского хозяйства, труженики разных отраслей. Возраст у нас был практически одинаковый – лишь Иван Андрианович Тишков с солидным багажом прожитых лет стоял на вершине банной пирамиды, приглашая остальных покорять новые возрастные рубежи, не пасовать перед трудностями и никогда не сдаваться: человек, заканчивающий девятый десяток, продолжающий активную жизнь, вправе быть для нас примером и учителем. 


Со временем мы стали задумываться: а что будет после нас? Кто вспомнит о нашем банном коллективе? Решение, казалось бы, простое: приводи в баню сыновей, внуков – и преемственность поколений обеспечена. И дети пошли с отцами и дедами в баню – но, к сожалению, через несколько месяцев интерес у них к этому занятию пропадал. 


Лишь усилия Александра Поволоцкого увенчались успехом: с первого класса его внук Саша стал постоянным спутником деда в походах в баню и, соответственно, полноправным членом коллектива любителей пара. В знак признательности его новому увлечению и постоянству на 10-летний юбилей мы подарили Саше энциклопедию «Все о бане и ее пользе» с автографами старших соклубников. Теперь Саша учится в столичном университете – но, приезжая в Островец, все так же идет в дедом в баню. И каждый раз на дне рождения Александра Ильича мы с особым умилением и доброй завистью слышим: «Дедушка, ты всегда можешь на меня рассчитывать!» О чем еще можно мечтать? 

Возможно, кто-то из читателей пожмет плечами: что тут особенного? Пришли, попарились, выпили пива, пошутили – и разошлись до следующей встречи…

Но все не так просто и примитивно! 

К примеру, Женя Колпак, пче­ловод-профессионал, всегда приносит с собой баночку с прополисом. Подбра­сывает его на камни – и па­рилка и моечный зал наполняются ароматом цветущих садов и трав. В целебности такой ингаляции,  думаю,  никого убеждать не стоит.

par.png

Демонстрировали чудеса кулинарного искусства: Николай Раецкий впервые угостил нас блюдом из бычьих семенников – и оно стало фирменным в клубе на долгие годы. Сергей Шеин как-то побаловал одноклубников французским яством из белорусских виноградных улиток. А какое приятное дополнение к пиву – вареные бобы с чесноком, в приготовлении которых изощрялись Иван Андрианович Тишков и автор этих строк!

Но, как говорится, не только пар, пиво и чревоугодие… Хватало в нашем клубе шуток, веселья и даже музыки. Анекдоты, замечательным сочинителем и рассказчиком которых является Яков Михтеев, от которых мы смеялись до упаду, могли бы украсить репертуар любого профессионального юморис­та. Евгений Строк, награжденный именной гармонью на всесоюзном конкурсе «Играй, гармонь», проходившем Минске, ра­довал лирическими музыкальными произведениями, а порой, когда душа требовала песни, был нашим аккомпаниатором…

Такой калейдоскоп событий и интересных моментов стал обязательным дополнением к легкому пару, становясь сильным энергетическим и эмоциональным зарядом, которого хватало надолго.

Не скажу, что все в нашем банном клубе было весело и приятно. Переживали мы и трудные времена, трагические события. Безвременно ушли в мир иной Евгений Строк, Николай Раецкий, Павел Туманов. 

В свое время активными участниками нашего банного клуба были Олег Бендасов,  Ярослав Гладкий, Владимир Мартынов, Людвиг Балтрукевич, Виктор Попов, Виктор Ермак, Тадеуш Бальцевич. Но кто-то уехал из Островца, кто-то «расстарался» и построил собственную баньку – люди уходили. Но костяк нашего банного клуба – Сергей Шеин, Игорь Прусаков, Юрий Солдатенко, Владимир Пахомчик, Иван Тишков,  Александр Поволоцкий и его внук Саша, Виталий Бондарик – сохранился.

Однако самым серьезным испытанием для нашего сообщества стал еженедельный и весьма существенный рост стоимости билетов в 2016 году. Когда цена похода в баню стала просто неприличной, мы задумались: под силу ли для наших скромных, у большинства уже пенсионных, бюджетов  такое удовольствие?

Тогда число желающих пойти в баню резко сократилось, в республике закрылось больше половины важных социальных объектов. 

Да, конечно, можно уповать на себестоимость одной помывки, на постоянный рост цен на энергоносители – но ведь в советские времена проблем в обществе и у каждого из нас было не меньше. Однако ни  кому в голову не приходило сделать баню экономически выгодным объектом! Цена билета тогда была приблизительно равна стоимости белого батона – и долгие годы не менялась. 


Ведь нужно понимать, что баня выполняет не только гигиеническую функцию, но и лечебно-психологическую. Попарившись и помывшись, человек становится чище не только душой и телом – он сбрасывает с себя часть груза повседневных проблем и забот, по-иному, с оптимизмом, смотрит в завтрашний день.


Конечно, нас радует факт, что в городе энергетиков строится современный  много­функциональ­ный физ­культурно-оздоровительный центр, в котором будет в том числе и баня – но это уже не для нас… Физкультурно-оздо­рови­тельный центр распо­ложен далековато от старого города, да и цена там, надо полагать, будет соответствующая.


Поэтому наш банный коллектив и все, кто вмес­те с нами  или без нас столько лет ходил в баню попариться, обращаются с большой просьбой к органам исполнительной власти сохранить существующую баню! Ведь даже без капитального ремонта она прослужит еще много лет. И жители Островца  будут благодарны вам за это решение!


 …И если кто-то в воскресное предобеденное время увидит выходящих из бани помолодевших, посвежевших мужчин, знайте: в их жизни это 1 440 встреча. И длинный путь, который они прошли вместе, на этом не заканчивается: они с оптимизмом и уверенностью продолжают идти дальше – в баню!

Виталий Бондарик, 

почетный председатель островецкого банного клуба.



Текст: Главный администратор