О выборе профессии, своей работе и семье рассказали педагоги района
Накануне 1 октября мы встретились с педагогами и попросили их ответить на пять вопросов о работе, себе и семье.
1. Кто повлиял на выбор профессии? Если бы не стали учителем, то кем?
2. Как вы находите нужные пропорции строгости и доброты в работе с учениками? С кем вам труднее: с учениками или с их родителями?
3. «Учитель, воспитай ученика, чтобы было у кого учиться» – гласит известное изречение. У кого из ваших учеников вам не стыдно поучиться?
4. Вспомните забавный эпизод из вашей учительской практики.
5. Возвращаясь с работы домой, вы остаетесь учителем – или становитесь обычной женой, мамой, бабушкой, дочерью?
Ольга Евгеньевна Дембовская, главный специалист отдела образования, спорта и туризма Островецкого РИК:
1. Самое большое влияние на меня оказала мама – Зофия Антоновна Маркун, которая больше 30 лет работает воспитателем в Мальском детском саду. Я видела насколько она предана профессии, как она любит детей. Даже в отпуске мама скучала по своим воспитанникам. Мне это было непонятно. Наверное, ревновала: как можно любить чужих детей больше, чем своих?
А еще – учитель, с которым я поддерживаю хорошие отношения и сейчас, с которого брала пример – это бывший директор Мальской школы, учитель математики Елена Ивановна Николайкова. Мне посчастливилось работать под ее руководством – и я мечтала быть похожей на нее.
Наверное, сложно представить, что я могла бы выбрать другую профессию. Родилась я в деревне и профессия учителя была на виду: к этим людям относились с уважением, дети ловили каждое слово учителя. После 9 классов Мальской школы я поступила в Лидский педагогический коледж – и стала учителем начальных классов и хореографии. Затем закончила Гродненский государственный университет имени Янки Купалы и Академию последипломного образования.
2. После Лидского педколеджа я работала в Центре творчества детей и молодежи, затем – учителем начальных классов в Мальской школе, учителем математики в средней школе №1 города Ошмяны. А после отпуска по уходу за детьми пришла в отдел образования, спорта и туризма.
Строгость учителю обязательно нужна, особенно на уроках, в определенных ситуациях, когда необходимо разрешить конфликтные моменты. Но без доброты работать с детьми невозможно. Ведь они все чувствуют – это видно по глазам, поведению и манере общения.
Мне посчастливилось: у меня были хорошие ученики и их родители. Никогда не возникало конфликтов. И с детьми, и со взрослыми нужно разговаривать – тогда все получится.
3. Сразу вспоминаются все 16 моих учеников. Они были разные – и у каждого из них уже тогда, в начальных классах, можно было чему-то поучиться. Я учила их – и многому училась сама. Я помню каждого: кто-то хорошо рисовал, другой – танцевал, кто-то прекрасно пел, а кто-то читал стихи…
Мои бывшие выпускники-четвертоклассники – уже студенты, некоторые служат в армии, а младшенькие сейчас учатся в 10 классе. Дети, которых я учила в Ошмянах, тоже еще школьники, но мне очень приятно, что они меня помнят и всегда передают приветы.
4. Забавная история связана с моим учеником Антоном Счастным. Уже в первом классе он был очень серьезным, старательным и обязательным. Когда мы учились писать буквы, много внимания я уделяла правильной осанке: спинка должна быть прямой, нельзя болтать ногами, они должны стоять на полу. И вот он писал-писал и говорит: “Ольга Евгеньевна, я так стараюсь красиво писать, что мне уже ноги заболели!”. Теперь, когда занимаюсь со своими детьми, – моему старшему Александру пять лет, а младшему Мирославу – 4 года – постоянно вспоминаю эту историю.
5. Невозможно быть просто женой и мамой. На мой взгляд, профессия учителя оставляет отпечаток на всем. Поначалу муж часто говорил: “Оставляй учительницу на работе”, но потом понял, что это невозможно. Даже дома я не просто говорю, а объясняю, учу, разжевываю…
Ольга Станиславовна Катковскис, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Гервятской средней школы:
1. С выбором будущей профессии мне помогла определиться моя мама Ванда Осиповна. Именно она увидела во мне учителя, хотя мне по душе больше была профессия художника-модельера: с детства я шила наряды куклам. Мама же посчитала, что технологический ВУЗ не для меня. Поэтому после окончания Ворнянской школы я оказалась в Гродненском государственном университете имени Янки Купалы. Работать приехала в свой район. Ворона, Гири, Рымдюны, потом педагогическая дорожка привела меня в Гервяты. Здесь уже 14 лет – и не могу представить себя никем иным, чем учителем.
2. Я уверена, что доброту и строгость в общении с детьми необходимо совмещать. В Гервятской школе у меня уже был один выпуск. В этом учебном году будет второй. Я заместитель директора, но приняла решение остаться классным руководителем: просили дети и родители, и я не смогла отказать. Если между педагогом, учениками и родителями есть доверительные отношения, то достигнуть можно многого.
Педагог, конечно, должен быть строгим. Это дисциплинирует детей, они становятся более ответственными при подготовке к учебным занятиям –в результате мы получим высокие учебные достижения.
Важно найти и общий язык с родителями учеников, но сделать это трудно: не все хотят идти навстречу школе. И задача классного руководителя переубедить их. Когда я стала классным руководителем своего первого класса, я постоянно задавалась вопросами, как сделать так, чтобы дети и родители приняли меня, как их объединить, сдружить? Мы организовывали и проводили вечера отдыха – это было интересно всем. И если родители видят, что учителя волнует жизнь их ребенка, они обязательно пойдут на контакт.
К сожалению, теперь у меня не всегда получается уделять моим нынешним детям достаточно внимания, но я стараюсь находить время на все.
3. Алексей Масевич, Андрей Годунко, Елена Ремис – это мои первые выпускники, и на протяжении всех лет работы я училась у этих детей целенаправленно идти к своей мечте. Все они уже давно выросли и работают.
Мои теперешние школьники учатся в 11 классе. Каждый из них учит меня чему-то. Они замечательные: Ксения Лапуня, Паша Равданович, Вика Граховская, Вадим Лукойть, Женя Стефанович – открытые, дружелюбные, их хватает на все: спорт, учебу, активную гражданскую позицию.
4. Интересных историй было много – в школе они происходят ежедневно. Помню, однажды мы организовали комнату страха – и надо было видеть глаза малышей, когда они в нее попадали, – нет, они не пугались, но чертики в глазах плясали.
5. Возвращаясь домой, я стараюсь “переквалифицироваться” в жену, маму, дочку, но не всегда это удается: в голове постоянно крутится, что делала и что надо сделать, как поступить и как провести конкурс?
Я всегда беру работу на дом. Но стараюсь найти время на семью! Мне повезло: дома меня понимают. Первый вопрос, который задает мама: как дела на работе. Сын Максим закончил университет – он инструктор-методист ЛФК и преподаватель физической культуры. Кстати, на его выбор професии повлиял наш учитель Анатолий Мечиславович Ковалевский. А муж принимает меня такой, какая я есть. Надо – поможет: он знает, что меня не переделаешь.
Галина Мечиславовна Шлыкович, учитель истории Гудогайской средней школы:
1. Не могу представить себя никем, кроме учителя. Я с первого класса знала, что буду работать в школе. Мой дедушка был кочегаром в школе, и я постоянно просила принести мне какой-нибудь старый журнал, чтобы я могла ставить в нем оценки. В моей жизни постоянно были хорошие учителя: в начальных классах Градовщизненской школы меня учила Станислава Антоновна Алекса – а теперь я учу ее внучек; в средней школе №2 я обожала Марию Ивановну Багдевич – и сегодня я помню ее уроки; Чеслав Викторович Петрусевич вдохновил меня на изучение истории, Анатолий Анатольевич Батюлев притягивал необычными взглядами не только на физику, но и на жизнь.
В 9-10 классах у нас было учебно-производственное обучение – я училась на вожатого. Все это повлияло на мой профессиональный выбор: после окончания школы я поступила в Волковысское педагогическое училище, а потом в Минский государственный педагогический университет имени Максима Танка.
В Палушской начальной школе-саду я получила первые уроки педагогики и методики преподавания в начальных классах, затем работала заведующей яслями-садом №1, потом – преподавала в Мальской базовой школе, теперь – в Гудогайской. Всех своих коллег – их было много – я вспоминаю с благодарностью.
2. Главное в работе педагога – любовь к детям. Но дисциплина и строгость у меня с самого первого урока. Конечно, я могу пошутить, посмеяться – но всему есть мера.
Мне проще работать с детьми. Они непосредственные, говорят то, что думают. Понять родителей или переубедить их бывает сложно.
3. Конечно, такие ученики есть у каждого педагога. И необязательно учиться каким-то знаниям – есть ребята, которые прекрасно рисуют, а я не умею. Я по-доброму завидую тем, кто на “ты” с математикой, – и сдает тестирование на высокие баллы. Я восхищаюсь детьми, которые умеют танцевать, и горжусь своей ученицей Натальей Балабанович (Янковской), которая ставит удивительные танцевальные номера.
4. Таких эпизодов было много. В Палушской школе у меня был ученик Андрей Замара – он уже сам папа. А тогда дети готовили высказывание о своих папах. И вот на уроке он рассказвает: “У маёга таты…”. Я поправляю: “Андрэй, – у майго…”. А он смотрит на меня большущими глазами: “У тваёга?…”
Или вот еще. Своим выпускникам на последний звонок я дарила книжки, в которые на протяжении четырех лет начальной школы записывала их смешные выражения, ответы на вопросы. Рома Титок на вопрос “Што вы не любіце?”, написал: “закачаныя памідоры”. Теперь, когда вижу его, вспоминаю эти “закачаныя памідоры”.
5. На то, чтобы стать обычной женщиной и любящей дочерью, часто не хватает времени. Хотя всегда стараюсь его найти, чтобы съездить к маме, помочь ей.
А потом опять всплывают школьные проблемы и недоделки – и снова погружаюсь в школьную тему. Подготовка к урокам, конкурсам, конференциям – все это мне интересно. А когда рядом есть ученики, которые готовы работать –интерес увеличивается во стократ. Теперь с моей ученицей Яниной Мацкевич готовим научно-исследовательскую работу – она этим так увлечена, что верю: исследование получится достойным.
Елена ЯРОШЕВИЧ, фото автора.