Корреспондент "АП" один день провёл с бригадой скорой помощи

10:57 / 14.09.2017

Нам часто кажется, что работа, которую делают другие, – легче, лучше оплачивается и больше ценится… А так ли это на самом деле? И какие секреты, «подводные камни», радости и огорчения таит в себе «чужая» работа?
Чтобы ответить себе самому и нашим читателям на эти и другие вопросы, попробовать «на вкус» разные профессии, журналист «АП» решил провести с ее представителями один – всего один! – день. И затем рассказать читателям о своих ощущениях, впечатлениях, размышлениях. 
Надеемся, что такое виртуальное перевоплощение станет интересным и полезным и для наших читателей. 
Кстати, вы можете предложить и свои адреса, посоветовать журналистам, с представителями какой профессии провести один день…

7.jpg

Каждый раз, слыша разносящийся по городу вой сирены, в уме перебираю: милиция, пожарные, «скорая»? И каждый раз сердце невольно замирает от ощущения случившейся где-то беды. А что же тогда чувствуют люди, что на всех парах спешат на помощь человеку – ежедневно, практически ежечасно? Об этом и не только – репортаж с дневного дежурства с работниками скорой помощи.

Соглашаясь принять журналиста в свою бригаду, заведующий отделением скорой неотложной медицинской помощи Островецкой ЦРБ Дмит­рий Викторович Басай пре­дупредил, что запланировать работу на время дежурства медики «скорой» не могут – будет тихо или не хватит времени даже присесть, зависит не от их желания, а от того, насколько осторожными и удачливыми  в тот день будут люди.

3.jpg

Заведующий отделением Д.В. Басай


Всегда считала, что в медицине, а особенно на «скорой», могут работать только сильные духом и уверенные в себе люди. Себя к таковым не отношу, но, морально настроившись на то, что во время моего дневного «дежурства» может случиться всякое, субботним утром в 8.00, как заправский медработник, который заступает на смену, бодро переступила порог кабинета.
В Островецкой ЦРБ одновременно работает две бригады скорой помощи: одна укомплектована двумя фельд­шерами – они находятся на посту днем, с восьми утра до восьми вечера; вторая, которая состоит из специалиста среднего звена и врача, несет «вахту» целые сутки. Мне выпало суточное дежурство вместе с заведующим отделением Дмитрием Викторовичем Басаем и фельдшером Сергеем Францевичем Козичем. Правда, мои «сутки» закончились не на следующее утро, а с заходом солнца этого дня.

9.jpg

Фельдшер С.Ф. Козич


На связи – диспетчер

Руку на пульте скорой помощи в этот день держала медсестра по приему и передаче вызовов София Михайловна Иконополо. За  27 лет работы в районной службе «103» она приняла сотни тысяч вызовов, направила на помощь не меньшее количество «скорых» бригад и дала множество советов по телефону. 
Кстати, часто на «103» звонят, чтобы получить консультацию: к примеру, что делать, если поднялась температура, или чем сбить высокое давление? Случается, люди спрашивают, как вызвать МЧС, проехать к больнице или помочь домашнему питомцу.

2.jpg

Диспетчер С.М. Иконополо

К СЛОВУ

 Под рукой дежурного – три телефона: стационарный, «горячий «103» и служебный. И все они звонят с завидной периодичностью. 

 Вся информация по вызову – и это обязательно! – заносится в компьютер и дублируется в «бумажный» журнал. 

 Задача дежурного, собрав данные о пациенте, передавать бригаде вызов, а в случае необходимости – и перенаправлять ее с одного места в другое без возвращения на базу. 

 Если поступает звонок по неотложной помощи с района – болит голова, поднялась температура, плохо, – его могут переадресовать в ближайшую амбулаторию или на ФАП. 

 На каждого пациента оформляется карта вызова, где ставит свои подписи вся бригада,  водитель – в том числе. Карта содержит данные пациента, оценку состояния здоровья, оказанную помощь, результат визита и даже километ­ры, которые прошла машина «скорой». 

На дежурстве – фельдшер…

– Работа у нас такая: случается, сидишь без вызовов –  а через минуту понеслось…
С первых минут на рабочем месте Сергей Францевич Козич, который уже четверть века оказывает людям первую помощь, отправляется в процедурную: нужно пополнить ящик с медикаментами. Ящики одинаковые, но все подписаны – каждый фельд­шер знает, где и что у него там находится: в экстренных случаях быстро найти нужный препарат бывает жизненно важно.
Нельзя опустить из рабочей программы и проверку автомобиля скорой помощи, где установлено специальное оборудование: заряжены ли кардиограф и дефибриллятор, достаточно ли кислорода в баллонах, работает ли электрическая сеть, которая в спецмашине функционирует автономно.
 – Первый вызов? – переспрашивает Сергей Францевич. – Конечно, помню: выезжали в деревню Хролы – у бабушки было высокое давление. Из самого серьезного вспоминаются роды на дому. Первые роды, которые я принимал, были в машине. А новорожденный – это всегда большая ответственность.  Мне, молодому, было очень страшно…
С опытом, признается фельдшер – портрет которого, к слову, занесен на Доску почета районной больницы, – приходит понимание того, что ошибиться ты не имеешь права. Да и память не сотрешь: много уже повидал, многое воспринимается по-другому.


…и врач

– Очень важно в свободное время дежурства после очередного вызова проводить обсуждение «по горячим следам» – это бесценный опыт и для фельдшера, и для врача…

Рабочее утро Дмитрия Викторовича Басая началось с воп­росов – привычных, но очень важных: как прошло дежурство накануне, сколько было вызовов и каких, какие меры приняты? Получив исчерпывающие ответы, он садится за документацию – хотя чаще всего это происходит во время затишья между вызовами. 
Важный момент – переодевание. Как признаются мои сегодняшние «коллеги», этот незамысловатый процесс заставляет полностью погрузиться в работу, стать более серь­езным и ответственным. Бордовая куртка с надписью «скорая медицинская помощь» на моих плечах это ощущение подтвердила.
Приходится заведующему отделением скорой помощи выезжать и на констатацию смерти.

– Теперь для меня это не ново, тем более что по профессии я врач-реаниматолог, – говорит Дмитрий Викторович. – Хотя сначала было очень тяжело, непонятно и даже страшно, особенно если уходили из жизни молодые люди. Тяжело говорить родственникам о том, что их близкого и родного человека больше нет, что мы не боги и сделали все, что в наших силах, что люди не могут, к сожалению, жить вечно.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

 За январь-февраль 2017 года на «скорую» Островецкой ЦРБ поступило 1 180 вызовов, за 2-й квартал – 3 004.

 За одно дежурство скорая помощь может выехать до 12-18 раз.

 Каждый выезд скорой помощи, даже «пустой», обходится государству в  94  руб­ля. 

 Вызовы делятся на 3 категории: экстренный (бригада должна выехать в течение 4 минут), срочный (выезд до 15 минут) и неотложный (выезд до 1 часа).

 Вызвать «скорую» можно и по телефону «101» или «112»: служба МЧС перенаправит его диспетчеру отделения скорой помощи.

 Классификация вызовов меняется в зависимости от сезона: зимой преобладают высокая температура и ОРИ, летом – различные травмы.

6.jpg

Об условиях работы

– График работы бригады «врач-фельдшер»: день – сутки – четверо дома.
– Прерваться на обед дежурные бригады могут не в привычное для работников многих других организаций время «с часу до двух», а когда появится свободная минута. Бывает, «перекус» переносится на ужин. 
– Для тех, кто работает в «суточном» режиме, полагается недолгий «передрем». Но привыкшие быстро реагировать на вызов медики «скорой» не могут позволить себе удобный диван – чаще всего спать им некогда. А если есть время, уснуть можно и на стуле.

ЖИЗНЕННОЕ

● Электронный ап­парат, который измеряет давление, во избежание ошибок в показателях, должен быть запитан от сети.

● Препараты «от давления» нужно принимать  постоянно. 

● Если ребенок проглотил монету, его обязательно из районной больницы доставят в областную. 

● Укус клеща – это не смертельно, поэтому в больницу пациент может добраться самостоятельно или попросить совета по телефону «103».

● Человек госпитализируется в больницу только по определенным показаниям медицинского работника, а не тогда, когда сам устанавливает эти показания.

Вопрос «на засыпку»

1. Как снимаете нагрузку после работы?

Сергей Козич: – С детьми. Их у меня двое: дочке три годика, сыну только шесть месяцев – они требует много внимания. На велосипеде люблю покататься, даже на работу на нем приезжаю.

Дмитрий Басай: – С детства занимаюсь спортом. Был в моей жизни и таэквондо, и рукопашный бой, и танцы, и футбол…  Теперь увлекся боксом.

2. Медики не зарабатывают больших денег. Что держит вас в этой профессии?

Сергей Козич: – Поздно уже что-то менять. (Смеется) А если серьезно: наверное, я создан для этой работы – не представляю себе другой профессии.

Дмитрий Басай: – Я считаю, что медицина – это призвание, медик – состояние души. Если ты правильно выбрал профессию, то ни одного дня не будешь работать в другом месте.

3. Что вам больше по душе: «тихое» дежурство или когда работы много – ведь это помогает совершенствоваться?

Оба, наперебой: – Сложный вопрос. Тишина, бесспорно, хорошо – и для медиков, и для людей: значит, они в нашей помощи не нуждаются. Но любой вызов – это опыт. Да и время, когда ты занят, проходит быстрее».

Бывало и такое

– Алло, «скорая»? Скажите, который сейчас час?

***

– Скорее приезжайте! 

– Куда?

– Там кран стоит!

***

– Здравствуйте. Помогите, пожалуйста! Быстрее! Сучка рожает, француженка, на границе служит…

   – Мужчина, ну что же вы так о женщине говорите?!

  – Какая женщина?! У меня собака рожает!

Надежурили

Весь день прошел в напряжении: страшно было услышать что-нибудь типа «тяжелая авария» или «человек умер» – к таким «диагнозам» я, как ни старалась, была не готова.
Наверное, островчане на расстоянии чувствовали мое состояние – дежурство прошло спокойно.

Вызов 1. Деревня Корвели. У пациента три дня болит нога, опухла и посинела до колена. Быстрое обсуждение: предварительный диагноз – тромбоз. В будний день такой вызов был бы перенаправлен в Ворнянскую амбулаторию, но в выходной на выезд направляется бригада островецких фельдшеров. 

Вызов 2. И не вызов вовсе: пришел мужчина с жалобой на инородное тело в глазу (попала окалина). В этом случае помощь могут оказать только узкие специалисты. Оказывается медицинская помощь и рекомендовано обратиться к окулисту.

Вызов 3.  Женщина, у которой два дня назад в горле застряла рыбная косточка, решила, что она ей все-таки мешает. Со «скорой» ее направили к отоларингологу.

Вызов 4. Звонок с железнодорожного вокзала: человеку в поезде «Москва-Калининград» стало плохо. До отправления состава осталось 20 минут. Вызов квалифицируется как «срочный». Только что заваренный чай остается на столе – выезжаем на помощь.
Едем быстро. «Мигалки», как правило, не всегда дают приоритет, но на закрытом переезде работники железнодорожной станции всегда идут навстречу – ожидание чревато серьезными последствиями.
– С маячками мы тоже ездим не всегда, – вынимая из специального бутуса на стене машины одноразовые перчатки, рассказывает Сергей Францевич. И сокрушенно добавляет: – Не для всех они что-то значат…
По дороге узнаем, что вызов снят: дежурный медик на станции справился сам. 

Вызов 5. Звонок из Спондов: у мужчины рваная рана кисти. Вызов перенаправлен на пост скорой медицинской помощи Михалишковской участковой больницы – так пострадавшему будет быстрее оказана помощь. Позже пациента доставили в Островец, где его «зашил» дежурный хирург.

Вызов 6 пришел самостоятельно. Ребенка на «скорую» доставили родственники: его на улице покусала собака. Мальчик определен в хирургическое отделение.
К слову, весь день в кабинет к диспетчеру то и дело заглядывали  водители – «дули» в «трубку», которая на самом деле носит название  «анализатор этанола». Процедура занимает не больше минуты – и выданный «машиной» «чек» показывает, трезв человек или нет.

4.jpg

5.jpg


Вот и все за мою «рабочую» смену. 
– Давно мы так спокойно не работали, – посмеивались в конце моего «рабочего дня» «коллеги»-медики. – Приходите еще: дежурство с вами приносит тишину.
Да, этот день выдался спокойным – работы было немного, а «горячих» вызовов и вовсе не случилось. Но если к каждому человеку, который позвонил или пришел за помощью, относиться внимательно и серьезно, получится, что поработала в это дежурство бригада немало. И слава богу, что мне не пришлось присутствовать на месте аварии или наблюдать, как реанимируют человека, упавшего с высоты…

Проведя всего один день со «скорой помощью», я поняла, что в отношении людей в белых и бордовых, как у работников «скорой помощи, «халатах» действует одно правило: чем меньше они работают, тем спокойней спит наш город. И что от их работы наша жизнь зависит на все 103 процента.

1.jpg



Текст:
Фото: Ольга Хотянович