Виктор Брич: "Каждый, кто стремится устроиться на работу на стройплощадку, должен понимать: легко не будет"

10:00 / 01.11.2013
1
Несмотря на то что Белорусское представительство Нижегородской инжиниринговой компании ОАО «НИАЭП» действует в Островце уже более полутора лет, коренные островчане – за исключением тех, кто уже обрел место работы в российской компании, – пока мало знают своих «одногорожан». Да это и неудивительно: живут они компактно в своем девятиэтажном «анклаве», утром уезжают на площадку, вечером – возвращаются…
И все же есть среди вновь прибывших жителей Островца несколько человек, более других известных в местных органах власти, в учреждениях и организациях. И дело не в их какой-то особой коммуникабельности – хотя и это нельзя списывать со счетов. Просто в силу своих прямых служебных обязанностей они должны обеспечивать нормальную жизнедеятельность Представительства и, соответственно, быть в постоянном контакте с существующими в районе службами и предприятиями.
Первый в числе этих людей – Виктор Григорьевич Брич , заместитель директора Представительства ОАО «НИАЭП» в Республике Беларусь по общим вопросам. Этот энергичный, стремительный, инициативный человек, как мне кажется, умудряется быть одновременно в нескольких местах. Причем можно быть уверенным: если за дело берется Брич – оно будет сделано хорошо.
С ним знакомы многие, да что там – практически все, кто имеет хоть какое-то отношение к тому, что происходит на строительной площадке Белорусской атомной. И тем не менее осмелюсь утверждать, что по-настоящему знают Виктора Григорьевича далеко не все. Возможно, наше сегодняшнее интервью позволит познакомиться с ним поближе.

– Название вашей должности звучит, с одной стороны, солидно – «заместитель директора», с другой – несколько размыто: «по общим вопросам». Проясните, какими такими общими вопросами занимаетесь вы и ваши подчиненные?


– Честно говоря, мне это название никогда не нравилось. И когда после пяти лет работы в посольстве мне предложили эту должность, улыбнулся про себя: это что ж за общие вопросы такие непонятные?
Но, как оказалось, за достаточно размытым названием кроется весьма интересная и разносторонняя работа. Она включает в себя вопросы управления персоналом, жилищные, юридические, организационно-распорядительные, вопросы административно-хозяйственной деятельности и прочие аспекты обеспечения жизнедеятельности Представительства. В последнее время добавились вопросы по вводу в эксплуатацию объектов производственной базы, поэтому приходится разбираться в строительных нормах и правилах. Работа очень разноплановая – и тем интересная. Она предполагает использование предыдущего опыта, приобретенного во время работы на разных должностях, и обучение новым знаниям, которые, возможно, пригодятся в будущей жизни.


– Кстати, о предыдущем опыте: каков он?


– До прихода на работу в Представительство я руководил отделением Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации в Нижнем Новгороде – подобные структуры существуют в нашем Посольстве в нескольких крупных городах России. Их задача – представлять интересы страны в данном регионе, который включает в себя не только один город или область, но и несколько соседних. В моем «ведении», например, находилось несколько субъектов Приволжского федерального округа – Кировская, Пензенская, Саратовская области, Мордовия, Марий Эл, Чувашия, позднее добавились Владимирская, Костромская, Рязанская области.
Это была очень хорошая школа. Все приходилось делать самому: планировать работу, готовить отчеты, организовывать поездки россиян в Беларусь и белорусов – в приволжский регион России, готовить подарки и вручать их, самому водить автомобиль… Но зато приобретенный во время работы в Посольстве опыт очень помогает здесь: я могу быстро адаптироваться к новым задачам и условиям. Кстати сказать, за работу в отделении белорусского Посольства я получил благодарность, подписанную губернатором Нижегородской области В.П. Шанцевым и Первым заместителем председателя Совета Министров Республики Беларусь В.И. Семашко.


– За время работы в Посольстве вы успели полюбить Россию, Нижний Новгород?


– Да, безусловно. Частичка души осталась там. Много друзей появилось за эти годы – мы и сейчас часто общаемся по телефону. А если повезет – то и лично.
Нижний Новгород – очень красивый, уникальный город, который стоит на слиянии Оки и Волги. Вид из Кремля – изумительный. Кстати сказать, отделение нашего Посольства находилось непосредственно в Кремле, в здании Законодательного собрания Нижегородской области. Так что работали в тесном сотрудничестве.
Я очень рад, что мне повезло поработать в Нижнем Новгороде. Думаю, за это время удалось сделать много хорошего для нашей страны. Да и сам я приобрел новый качественный опыт, который пригодится в будущем.


– Вы сами, ваша семья – не скучаете после Нижнего в нашем провинциальном городке?


– Сказать по правде, было такое, особенно вначале. А потом работа так затянула, что скучать стало просто некогда.
Семья у меня небольшая. Сын учится в Московском государственном строительном университете, он – будущий строитель атомных электростанций. Этим летом проходил у нас практику. Жена обеспечивает семейный быт и занимается своим самообразованием – слава богу, теперь, с развитием компьютерных технологий, это – не проблема, даже в небольшом городе, как и общение с близкими и друзьями, которые разбросаны по всему свету.
В Островце, кстати сказать, замечательные условия для тихого, уютного отдыха. Тут удивительно красивая природа, тишина и спокойствие. А захочется чего-то большего – тоже не проблема. По выходным мы стараемся куда-то выезжать – в Минск, в Брест. Посещаем выставки, театры, какие-то мероприятия.


– А до работы в Посольстве – каким был ваш жизненный и профессиональный опыт? Откуда вы «есть пошли»?


– Я родился и вырос в небольшой деревушке в Дрогичинском районе Брестской области.
В Бресте я окончил институт, получил специальность учителя математики и физики. Три года работал в сельской школе – учителем физики, организатором внешкольной и внеклассной работы, директором. Потом поступил в аспирантуру института технической кибернетики Академии Наук Республики Беларусь. После ее окончания вернулся в Брест, стал преподавать в нынешнем техническом университете. Параллельно защитил диссертацию, получил ученую степень кандидата технических наук. Кстати сказать, преподавал всегда, где бы ни работал, – вплоть до отъезда в Нижний Новгород. Зато теперь, куда бы ни приехал, обязательно встречу знакомых – однокурсников, бывших коллег или студентов, причем в самым разных городах и сферах деятельности. Я уже давно убедился, что мир очень тесен. Может, только в Африке наших нет – и то еще вопрос.
А в Бресте у меня тоже осталось много друзей, родственников. Старший брат там живет, он работает генеральным директором Брестского хлебокомбината. Младший – предприниматель, кочует между Брестом и Дрогичином. Так уж сложилось, что на нем сейчас – основные заботы о наших родителях. Они по-прежнему живут в своей деревне. Несмотря на свой солидный возраст – маме 76 лет, отцу – 78 – все еще держат хозяйство: корову, лошадь, свиней, прочую живность. Не могут они без работы.
Я через всю жизнь пронёс благодарность своим родителям за то, что приучили меня к труду: с детства мы с братьями, как и все деревенские дети, учились и косить, и за плугом ходить. Я и сына своего старался воспитывать также, в понимании, что все в жизни дается трудом.
К сожалению, лень добежала уже и до деревни: в нашем селе, где некогда было три или четыре стада коров, теперь осталось пять-шесть штук, и держат их не молодые семьи, а такие пожилые люди, как мои родители. Грустно видеть, как умирают наши деревни…
С детства, от родителей, у меня осталось острое неприятие людей, которые не хотят и не умеют трудиться. Лодырей не выношу! В силу своих должностных обязанностей я визирую документы людей, которых принимают на работу. И с каждым стараюсь побеседовать лично. Конечно, за пять или семь минут беседы полностью узнать человека невозможно – иногда на это не хватает и всей жизни. Но тем не менее такие собеседования, «глаза в глаза», дают много для понимания сущности человека, его желаний, стремлений. Если ему предлагаешь пойти поработать на рабочую специальность с перспективой последующего роста, а претендент на хорошую работу и высокую зарплату кривится, дескать, у него ведь «верхнее» образование – ну, значит, не так уж сильно и стремится работать – тут и вообще…


– Ну, раз уж зашел разговор на эту тему, кстати будет спросить: много ли у вас лежит резюме с просьбой принять на работу? И кто просится? А кто нужен?


– Просьб очень много. Но в основном от тех, кто, не имея специального образования, стремится попасть к нам, чтобы «бумажки перекладывать». Много резюме учителей, экономистов, «полуюристов»… Но и юридическая, и экономическая служба в Представительстве укомплектованы. А не хватает узких и квалифицированных специалистов, к примеру, инженеров-строителей со специальным образованием.


– А обратный отток кадров есть? Ведь в Островце сейчас считается, что устроиться работать «на атомку» – это как выиграть в лотерею, а кто не сумел – тот неудачник…


– Ну, так могут считать только те, кто не работал «на атомке» и не представляет, что это такое. Потому что это прежде всего – огромный груз ответственности, причем на всех участках. У нас нет работ важных и второстепенных: каждый на своем участке должен уметь оперативно и взвешенно принимать ответственные решения – или готовить необходимые данные для их принятия руководителю. И понимать, что твоя ошибка может дорого стоить. Простой пример: откачать воду из котлована – это совсем не второстепенная задача, ведь от правильности ее решения многое зависит. Не говоря уж о сложных технических и технологических процессах. Так что каждый, кто стремится устроиться на работу на стройплощадку, должен понимать: легко не будет.
А обратный отток кадров, конечно же, существует. Люди уходят – и их «уходят». И таких не так мало, как может показаться. Кого-то не устраивает зарплата, кого-то – достаточно напряженные условия работы, у кого-то возникают какие-то личные, семейные обстоятельства.
Хоть в целом коллектив в Представительстве, благодаря в первую очередь нашему директору Юрию Алексеевичу Пустовому, сформировался, как мне кажется, неплохой, работоспособный. Есть, конечно, определенная доля балласта, но главное, чтобы она не переросла в критическую массу, чтобы соблюдался баланс между работоспособной частью коллектива и этим самым балластом. Хотя от него мы, конечно же, будем постепенно избавляться.


– Насколько я понимаю, в перечень ваших «общих вопросов» входит – хоть это, возможно, и не самое главное – своеобразная «интеграция» приезжих и местного населения. Как она осуществляется и какие направления в этом процессе наиболее эффективны?


– Да по-разному. Давайте начнем с того, что далеко не все из работающих в Представительстве – приезжие: значительная часть их – граждане Беларуси и даже более узко – островчане. И посредством взаимного общения происходит эта самая интеграция. Кто приехал с семьями, у того дети пошли в школы, детские садики, у них появились свои друзья, учителя, воспитатели – и, соответственно, расширился круг общения. Плюс медицина, торговля – точек соприкосновения местного населения и приезжих достаточно много.
Ну а мы свою задачу видим, прежде всего, в том, чтобы обеспечить людей нормальными условиями для жизни. Затем – познакомить с районом, где волей судьбы людям придется – кому дольше, кому меньше – жить и работать: с его историей, структурой власти, особенностями, традициями. Для этого стараемся участвовать во всех мероприятиях, которые организуются в районе. В этом направлении работаем с местной  администрацией – с председателем районного исполнительного комитета А.Д. Ковалько у нас полное взаимопонимание.
А самое лучший способ всех объединить – это совместное участие в разного рода соревнованиях, прежде всего – спортивных. Районный чемпионат по интеллектуальным играм в этом смысле – замечательный пример. Он объединяет всех участников, невзирая на национальность, место работы и жительства. Вот таких совместных мероприятий должно быть как можно больше – и постепенно все забудут, кто тут приезжий, а кто – местный.


– Вы – белорус: по своим корням, рождению, гражданству. При этом достаточно продолжительное время жили и работали в России. Скажите, чему, на ваш взгляд, нужно нашим народам поучиться друг у друга? Что у нас общего, а что нас разнит?


– Думаю, не скажу ничего нового, но я убежден, что люди отличаются друг от друга не национальностью и не гражданством. Если ты порядочный человек, то какая разница, русский ты, белорус, поляк или литовец? И если негодяй, то это тоже нельзя приписывать каким-то национальным чертам. Люди делятся на хороших  и плохих по своим профессиональным, личностным качествам, а не по национальным. Врач – и белорусский, и русский – всегда найдут общую тему с коллегой. И строитель, и журналист, и, как ни прискорбно, вор – они тоже мало чем отличаются.
Другое дело, что не то, что в каждой стране – в каждом регионе даже небольшой Беларуси, не говоря уже об огромной России, – есть своя история, свой уклад жизни. И задача, в том числе и СМИ, – показывать, рассказывать об этих особенностях жизни. Чтобы простые люди знали о том, как живут не только политики и звезды эстрады в Москве и Минске, но и простые люди в белорусской и российской глубинке. Тогда мы будем лучше понимать друг друга. И станем ближе.


– Ну что же, будем надеяться, что осуществление нашего общего грандиозного проекта – строительства Белорусской атомной электростанции – также поспособствует этому. А в рамках его – и наши с вами скромные усилия.
Спасибо вам за беседу – и успехов во всех начинаниях для пользы нашего большого общего дела.


-------------------------------------
Беседовала Нина РЫБИК, фото автора.