Балтийская АЭС: «локомотив» региона

13:47 / 27.11.2012

Балтийская АЭС – абсолютный аналог Белорусской атомной электростанции. Тот же проект АЭС-2006 поколения «3+» с реакторами ВВЭР-1200, тот же генеральный проектировщик – Санкт-петербургский институт «Атомэнергопроект», и даже генеральный подрядчик тот же – объединённая инжиниринговая компания «НИАЭП – Атомстройэкспорт».
Мы отправились на балтийское побережье, чтобы узнать, как продвигается строительство «близнеца» Белорусской АЭС и познакомиться с настоящим и будущим региона в связи с реализацией на его территории высокотехнологичного проекта.



Приметы былой истории

По правде говоря, несмотря на название, Балтийская АЭС от одноимённого моря находится довольно далеко. Шагами не измерял, но навскидку от строительной площадки у городка Неман до янтарного берега напрямки километров полтораста будет. А до Калининграда – еще дальше. Поэтому, чтобы добраться сюда из областного центра автобусом, два часа времени «вынь да положь».
Вид из окна, к сожалению, путешествие не делает увлекательным: бесконечные, пришедшие в запустение поля, без борьбы и человеческой защиты уступающие место сорнякам да кустарникам. Характерная картина для российского нечерноземья. Даже не верится, что когда-то Восточная Пруссия считалась житницей Германии.
Городки и посёлки, встречающиеся по дороге, сохранили некоторые остатки своего немецкого прошлого: выложенные из прямоугольного булыжника мостовые, старые немецкие дома, крытые черепицей, и непривычной формы крыши, загибающиеся у стены «черпачком» – видимо, для того, чтобы дождевая вода отлетала подальше от дома. А еще – фруктовые сады практически возле каждой усадьбы.
Всё это существенно диссонирует с названиями населенных пунктов на дорожных указателях: Гвардейск, Краснознаменск, Новоколхозное…
Мы же ехали и вовсе в Советск – второй по численности населения город Калининградской области и ближайший от строительной площадки Балтийской АЭС крупный населённый пункт.



Не СОВЕТСКий город

Советск приятно удивил своим обликом и совсем не советским состоянием. Удивительным образом в этом городе переплелось русское и немецкое, восточное и западное, прошлое и настоящее.
Основательные немецкие дома с толщиной стен до двух метров соседствуют с советскими панельными «хрущёвками»; скульптуры красноармейцев – с непонятно как сохранившимися в некоторых местах изваяниями тевтонских рыцарей; дом, в котором некогда останавливался русский император Александр І в дни подписания с Наполеоном Тильзитского мира – с мостом имени королевы Луизы.
Кстати, прежнее название города – Тильзит. Однако после Второй мировой войны и присоединения Восточной Пруссии к СССР – всё, напоминающее о прежнем статусе края, было безжалостно уничтожено. В том числе – и названия населённых пунктов, не имеющих, в общем-то, никакого отношения ни к прошедшей войне, ни к нацизму.
Впрочем, для привлечения туристов, ностальгирующих по недавней истории великого государства, жители Советска используют неприхотливое название своего города довольно успешно.
К примеру, гостиница «Россия», позиционируется её владельцами не иначе, как «советская». Хоть комфортабельный четырёхзвёздочный отель, отвечающий всем современным требованиям, кроме обрамлённых в рамки репродукций плакатов советской эпохи типа «Болтун – находка для шпиона», не имеет ничего общего с приснопамятным гостиничным сервисом советской эпохи.
Так же, как и ресторан «Совок» с панно во всю стену, изготовленными из старых, советской поры фотоснимков военных парадов, комсомольских строек и партийных съездов.
А вообще уровень развития сферы обслуживания, общественного питания, торговли, подготовленность персонала, вежливость и предупредительность его по отношению к клиентам оставили самое приятное впечатление.
Впрочем, это отдельная тема, к которой, возможно, мы ещё вернёмся.



«АЭС? Где-то там…»

-- Площадка АЭС? – переспросил нас случайный прохожий в Немане, у которого мы спросили дорогу к стройке, неопределённо махнул рукой куда-то вдаль: где-то там...
В отличие от Островетчины, где в связи со строительством АЭС активно строятся жилые микрорайоны, пути сообщения, а к строительной площадке ведет самая удобная в районе автомобильная дорога, в Неманском муниципальном округе, где, собственно, и ведется строительство, зримых примет большой стройки пока немного.
Наверное, этим и объясняется столь приблизительное представление о ней среди местных жителей.
Странно, но несмотря на довольно приличный заработок – свыше 30 тысяч рублей в месяц (российских, понятное дело) – работа на строительстве АЭС не особо прельщает местное население. Во всяком случае, при наличии в регионе достаточного количества трудовых ресурсов людей на стройке не хватает. Этот кажущийся парадокс убедительно объясняет заместитель директора строящейся станции Александр Гуляев.
– Многие здесь живут за счёт «бизнес-вояжей» в соседнюю Литву. Бензин, сигареты, медикаменты – все это приносит хоть и незаконный, но очень приличный доход, позволяющий вести безбедное существование на протяжении определенного периода времени. У нас же нужно работать, и весьма напряжённо. Причём изо дня в день, в любое время года, в жару и в холод.
Несколько позже эту тему развил и один из местных жителей, со знанием дела поведав, что даже если четыре из пяти поездок с сигаретами к соседям завершатся конфискацией товара – единственный успешный визит сторицей окупит неудачные.



Плотность укладки

Как и на Белорусской АЭС, на Балтийской будут сооружены два энергоблока. Разработка котлована под первый уже завершена. А также – укладка бетона в фундаментную плиту основных зданий и сооружений. В скором времени здесь начнется монтаж так называемой «ловушки расплава» – одного из барьеров на пути выхода радиоактивных продуктов в окружающую среду.
«Ловушка расплава», как принято говорить в американских фильмах – последний рубеж обороны, рассчитанный на тот крайний случай, когда течение аварии выходит из-под контроля персонала. В этом случае все «внутренности» реактора плавятся, расплавляют его дно и попадают в эту самую ловушку – специальный «стакан», расположенный прямо под реактором и заполненный охлаждающим материалом. Тем самым выход опасных веществ в окружающую среду будет предотвращён.
Ловушка – разработка российских учёных. С большой долей вероятности она никогда не будет использована по назначению. Но на безопасности сегодня не принято экономить.
Кстати, стальную шахту для ловушки изготавливают здесь же, на площадке, в цехах производственной базы строительства АЭС.
Благодаря тому, что на строительстве первого энергоблока рабочие как раз занимались «вязкой» арматуры фундаментной плиты одного из зданий, удалось получить представление о том, что собой представляет фундамент на объектах атомной электростанции. Плотность укладки арматуры такова, что в паутину из металлических прутьев толщиной около пяти сантиметров с трудом можно протиснуть руку. Это в три раза плотнее, чем в домостроении. В результате под зданием будет находится прочное, надёжное основание.



«Локомотив» региона

От бдительного ока нашего гида Александра Геннадьевича Гуляева на строительной площадке не ускользают даже малейшие детали.
Будучи строителем не только по профессии, но и по призванию, делу своей жизни он предан всем сердцем. Халатности себе не позволяет – и такого же отношения к делу требует от подчинённых. Несколько рабочих отвлеклись на внеплановый перекур – и тут же схлопотали от заместителя директора замечание. Причём было заметно, что сделал это он не столько по долгу службы, сколько из-за того, что «за державу обидно».
– У большой стройки есть свой голос, – просвещает нас в вопросах атомного строительства Александр Гуляев. – Вот когда её слышно, когда всё вокруг гудит, движется и работает как единый механизм – тогда и начинается настоящее строительство. Здесь пока этого нет – но уже через год обязательно будет!
Убеждён Александр Геннадьевич и в том, что Балтийская АЭС, безо всяких двойных смыслов, является настоящим подарком для региона и со временем местное население по достоинству оценит все преимущества соседства с атомной электрической станцией.
– Она, как локомотив, потянет сюда и современные технологии, и образованных людей, и производство. Это – правда жизни. Всё это происходит на всех без исключения площадках, где сооружаются атомные электростанции. То же самое ожидает и вас, белорусов.


--------------
Эдуард СВИРИД,
фото автора.