О целевом использовании средств напоминает госконтроль
Бюджетное законодательство обязывает получателей бюджетных средств эффективно использовать их в соответствии с целевым назначением.
Под получателями бюджетных средств понимаются не только бюджетная, но и любая другая организация, которая вправе принимать и (или) исполнять бюджетные обязательства в соответствующем финансовом году и несёт ответственность за целевое и эффективное использование полученных ими бюджетных средств.
При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных целей с использованием минимального объёма бюджетных средств или достижения максимального результата с использованием определённого бюджетом объёма средств.
Несоблюдение принципа бюджетного процесса, а вернее, использование бюджетных средств не по целевому назначению, с нарушением законодательства, незаконного использования бюджетных средств влечёт определённую ответственность. В частности, к нарушителям бюджетного законодательства могут применяться меры по:
– приостановлению либо ограничению финансирования расходов за счёт бюджетных средств;
– взысканию бюджетных средств;
– приостановлению операций по счетам в банке;
– начислению и взысканию пеней и др.
Наиболее типичные нарушения бюджетного законодательства:
– завышение фонда оплаты труда вследствие содержания сверхштатных единиц работников, а также без учёта фактической нагрузки, видов и объёмов работ;
– начисление премий работникам в размерах, превышающих плановый фонд оплаты труда;
– оплата за счёт бюджетных средств отпусков за ненормированный рабочий день при наличии внебюджетных средств, остающихся в распоряжении организаций;
– оплата расходов, необеспеченными бюджетными ассигнованиями;
– отсутствие экономических обоснований.
К примеру, в учреждениях социальной сферы принималиобязательства, необеспеченные ассигнованиями; в штатное расписание необоснованно вводили ставки специалистов и рабочих, что повлекло использование бюджетных средств с нарушением бюджетного законодательства в 2024 году порядка 2,1 млн руб. Отдельным работникам, не имеющим квалификационных категорий, устанавливали оклад по 5-му, 6-му разрядам тарифной сетки вместо 4-го; к должностям специалистов необоснованно применяли производное наименование «ведущий», в результате чего присваивали 7-й тарифный разряд вместо 6-го. В одном из районных учреждений установлены случаи оплаты за счёт бюджетных средств отпусков за ненормированный рабочий день при наличии внебюджетных средств, начисления надбавок за работу в сельской местности категориям работников, не подлежащих её получению.
Вопросы эффективного использования бюджетных средств находятся на постоянном контроле в Комитете.
По материалам Комитета госконтроля Гродненской области.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Островецкая правда» по короткой ссылке https://t.me/ostrovetsby.
Телеграм-канал «Островецкая правда» – всё самое интересное из жизни Островца и Островецкого района.