Защитить нашу историю. Почему Запад всеми силами пытается забыть Великую Победу
10:00 / 27.04.2025
Знамя Победы над Рейхстагом. 1945 год.
Сказано
Президент Беларуси Александр Лукашенко:— Сейчас все забылось. Ушел страх вместе с тем поколением, которое сюда пришло к нам воевать. Очевидцы исчезли, появилось новое поколение. И у них политика, которая навязывается государствами, которые расположены еще западнее. Теми же англичанами, Соединенными Штатами Америки. И немцы поплыли, мягко говоря. Они забыли все, что было. Но иногда у них проскальзывает: «Нет-нет, там на Востоке нам не место, мы там воевать не должны. Нет-нет, к русским не пойдем». То есть у них, у их внуков еще какая-то память просыпается. Но это, знаете, вопли одинокого в пустыне. Не больше. Не только немцы. Посмотрите — прибалтийские республики, посмотрите на Польшу. Там мы положили сотни тысяч своих людей, 600 тысяч только в Польше — все забыто. Но это не забыто. Это их политика. Мы же не забыли, потому что мы не хотели забыть, а они хотели это забыть. И они забывают.
В интервью МТРК «Мир», 8 апреля 2025 года.
Нацизм расправляет плечи?
Тему героизации нацизма и отказа от празднования Дня Победы, настаивают эксперты, нужно рассматривать не на одном конкретном примере, а в контексте. Информационных поводов, которые заставляют нас, наследников Великой Победы, как минимум недоумевать, полным-полно. Снос памятников освободителям, шествия потомков эсэсовцев, реабилитация нацистских преступников, отказ от приглашения белорусских и российских делегаций на годовщины освобождения концлагерей, попытки переписывания истории… Увы, но говорить можно не только о том, что меняются границы морали, но и о том, что нацизм в XXI веке вновь расправляет свои плечи. Многие европейские страны не только перестали осуждать участие своих предков в Великой Отечественной войне, но и даже приветствуют подобное.— Наиболее откровенна такая героизация в Эстонии, Латвии, Литве, — указывает декан факультета журналистики БГУ Алексей Беляев. — И это целенаправленная политика. День Победы Европа не праздновала и раньше, 8 мая в их календаре — День примирения. Им 9 Мая — как кость в горле. Европейским политикам, напомним, угрожала госпожа Кая Каллас, которая была когда-то премьер-министром Эстонии, а нынче якобы главный дипломат Европы, хотя из ее заявлений видно, что к дипломатии эта женщина не имеет вообще никакого отношения. Именно она главный русофоб, тот самый источник реабилитации нацизма. И от своего имени она выражает интересы именно пронацистски настроенных, возвращающих нацизм, реабилитирующих его европейских кругов.
Выскочки на коротком поводке
Военный обозреватель Константин Гагарин тем временем задается вопросом: а может, ну ее — эту Каю Каллас? Чем больше мы говорим о ней, чем больше внимания обращаем на все ее высказывания, тем больше возводим на инфопьедестал. Иначе по каким бы поводам их кто-то еще вспоминал?— Опытные европейские политики никогда не будут марать свое реноме о борьбу с памятью о советских солдатах-освободителях. Во-первых, они прекрасно понимают, какую роль сыграла Красная армия в разгроме фашизма, а во-вторых, опасаются реакции общественности в своих странах… — считает эксперт. — А ведь во многих государствах Западной Европы у обычных людей почтительное отношение к истории, с памятниками красноармейцам, особенно с могилами советским бойцам, там сражаются не так чтобы яростно… Попробуй там вознеси меч над воинским захоронением — и электоральная могила будет обеспечена самому.
Между прочим, такому отношению способствовала и примирительная позиция Советского Союза к истории: это когда ради дружбы народов и сглаживания углов в СССР фокусировали внимание исключительно на эпизодах сопротивления и борьбы европейцев с нацистами. И когда все мы знали, к примеру, о героических французах-летчиках авиачасти «Нормандия — Неман», но ничего почти не знали о зверствах французских вояк в составе вермахта на территории Беларуси… И таких вояк из разных стран было не пересчитать.
Не мнения, а провокации
Изменят ли что-то подобные заявления? Медиаэксперт Дмитрий Швайба уверен: ровным счетом ничего. День Победы состоится, отпразднуют его всем миром, пусть информационное поле и будет заполняться в том числе и подобными альтернативными — а по сути провокационными — мнениями.
Мы понимаем, что наше дело — правое, а Победа советского народа в Великой Отечественной войне — это хребет белорусской государственности. Тема настолько сильная, что удивляться, что у нас хотят эту Победу украсть, замолчать, попытаться забыть, уж точно не приходится. Все то, что представляет собой серьезную силу и серьезный актив, будет подвергаться нападкам. Чтобы подобного не происходило, мы должны не допустить подмены понятий. В других странах это, увы, происходит.
Современные технологии позволяют совершать весьма быстрый социальный реинжиниринг любого общества. И в этом смысле нам нужно быть на страже. Поэтому парад на Красной площади — это не просто празднование, это не просто юбилей, это опора на нашу историческую память, наша субъектность в будущем.
Прямая речь
Алексей Авдонин, аналитик Белорусского института стратегических исследований:
И мы видим, как Президент уделяет повышенное внимание этой теме. Ведутся работы по документированию фактов геноцида белорусского народа, проводятся акции, концерты, например, «Каждый третий». Все это говорит только об одном: в современных условиях, условиях информационно-психологических войн, история является одним из стержней и базисов нашего общества и будущего. Если мы не защищаем нашу историю, у нас не будет будущего.
Фото СБ