Защитить нашу историю. Почему Запад всеми силами пытается забыть Великую Победу

10:00 / 27.04.2025

Знамя Победы над Рейхстагом. 1945 год.

Знамя Победы над Рейхстагом. 1945 год.

Святой для каждого белоруса  День Победы на Западе вот уже который год пытаются забыть, запретить, опорочить. Пока весь цивилизованный мир 9 мая будет отмечать 80‑летие Великой Победы, в странах ЕС вновь дают о себе знать реваншистские настроения. Иначе как объяснить тот факт, что устами главы европейской дипломатии эстонки Каи Каллас в адрес политиков, собирающихся приехать в Москву на парад на Красную площадь, зазвучали угрозы? Нацизм вновь поднимает свою голову? Разбираемся с экспертами.

Сказано

­­Президент Беларуси Александр ­­Лукашенко:

— Сейчас все забылось. Ушел страх вместе с тем поколением, которое сюда пришло к нам воевать. Очевидцы исчезли, появилось новое поколение. И у них политика, которая навязывается государствами, которые расположены еще западнее. Теми же англичанами, Соединенными Штатами Америки. И немцы поплыли, мягко говоря. Они забыли все, что было. Но иногда у них проскальзывает: «Нет-нет, там на Востоке нам не место, мы там воевать не должны. Нет-нет, к русским не пойдем». То есть у них, у их внуков еще какая-то память просыпается. Но это, знаете, вопли одинокого в пустыне. Не больше. Не только немцы. Посмотрите — прибалтийские республики, посмотрите на Польшу. Там мы положили сотни тысяч своих людей, 600 тысяч только в Польше — все забыто. Но это не забыто. Это их политика. Мы же не забыли, потому что мы не хотели забыть, а они хотели это забыть. И они забывают.

В интервью МТРК «Мир», 8 апреля 2025 года.

Нацизм расправляет плечи?

Тему героизации нацизма и отказа от празднования Дня Победы, настаивают эксперты, нужно рассматривать не на одном конкретном примере, а в контексте. Информационных поводов, которые заставляют нас, наследников Великой Победы, как минимум недоумевать, полным-полно. Снос памятников освободителям, шествия потомков эсэсовцев, реабилитация нацистских преступников, отказ от приглашения белорусских и российских делегаций на годовщины освобождения концлагерей, попытки переписывания истории… Увы, но говорить можно не только о том, что меняются границы морали, но и о том, что нацизм в XXI веке вновь расправляет свои плечи. Многие европейские страны не только перестали осуждать участие своих предков в Великой Отечественной войне, но и даже приветствуют подобное.

— Наиболее откровенна такая героизация в Эстонии, Латвии, Литве, — указывает декан факультета журналистики БГУ Алексей Беляев. — И это целенаправленная политика. День Победы Европа не праздновала и раньше, 8 мая в их календаре — День примирения. Им 9 Мая — как кость в горле. Европейским политикам, напомним, угрожала госпожа Кая Каллас, которая была когда-то премьер-министром Эстонии, а нынче якобы главный дипломат Европы, хотя из ее заявлений видно, что к дипломатии эта женщина не имеет вообще никакого отношения. Именно она главный русофоб, тот самый источник реабилитации нацизма. И от своего имени она выражает интересы именно пронацистски настроенных, возвращающих нацизм, реабилитирующих его европейских кругов.

К сожалению, мы должны констатировать, что метастазы нацистской идеологии сегодня очень широко распространены в Европе. Нацистов когда-то поддерживали крупнейшие корпорации, потому что хотели использовать силу нацистского режима Гитлера против СССР. И сейчас происходит то же самое: в Европе хотят использовать наполнение всей этой нацистской идеологии, возрождающейся у них сегодня, в борьбе против России, Беларуси, которые являются наследниками той старой советской системы, юридических правил и норм. Мы себя считаем наследниками победителей, они себя считают наследниками побежденных. Они хотят какого-то реванша, не хотят чувствовать себя побежденными, а мы будем постоянно напоминать им об этом.

Выскочки на коротком поводке

Военный обозреватель Константин Гагарин тем временем задается вопросом: а может, ну ее — эту Каю Каллас? Чем больше мы говорим о ней, чем больше внимания обращаем на все ее высказывания, тем больше возводим на инфопьедестал. Иначе по каким бы поводам их кто-то еще вспоминал?

— Опытные европейские политики никогда не будут марать свое реноме о борьбу с памятью о советских солдатах-освободителях. Во-первых, они прекрасно понимают, какую роль сыграла Красная армия в разгроме фашизма, а во-вторых, опасаются реакции общественности в своих странах… — считает эксперт. — А ведь во многих государствах Западной Европы у обычных людей почтительное отношение к истории, с памятниками красноармейцам, особенно с могилами советским бойцам, там сражаются не так чтобы яростно… Попробуй там вознеси меч над воинским захоронением — и электоральная могила будет обеспечена самому. 

Другое дело — выскочки на коротком поводке. Вот с их помощью властные круги Европы молчаливо, как бы безболезненно для своей репутации перестраивают историю и отношение к прошлому. В котором, кстати, разгром гитлеровской Германии Красной армией на самом деле был разгромом большей части европейских государств… Но! Европа окрепла и не желает считаться с тем, что ее кто-то там освободил и позволил ей существовать… 

Между прочим, такому отношению способствовала и примирительная позиция Советского Союза к истории: это когда ради дружбы народов и сглаживания углов в СССР фокусировали внимание исключительно на эпизодах сопротивления и борьбы европейцев с нацистами. И когда все мы знали, к примеру, о героических французах-летчиках авиачасти «Нормандия — Неман», но ничего почти не знали о зверствах французских вояк в составе вермахта на территории Беларуси… И таких вояк из разных стран было не пересчитать.

Не мнения, а провокации

Изменят ли что-то подобные заявления? Медиаэксперт Дмитрий Швайба уверен: ровным счетом ничего. День Победы состоится, отпразднуют его всем миром, пусть информационное поле и будет заполняться в том числе и подобными альтернативными — а по сути провокационными — мнениями.

— Задачей которых будет разлагать нашу уверенность в заслугах нашего народа в разгроме фашизма, — отмечает он. — Но в этом и есть смысл нашей устойчивости. Заявлены некие саммиты. В том числе, как ни странно, в Киеве. Плохо, что страны, которые там соберутся 9 мая, которые смогут если не покусать, то хотя бы погавкать, ничего не смущает. Нападки на нашу Победу в любом случае будут. К этому нужно относиться спокойно. 

Мы понимаем, что наше дело — правое, а Победа советского народа в Великой Отечественной войне — это хребет белорусской государственности. Тема настолько сильная, что удивляться, что у нас хотят эту Победу украсть, замолчать, попытаться забыть, уж точно не приходится. Все то, что представляет собой серьезную силу и серьезный актив, будет подвергаться нападкам. Чтобы подобного не происходило, мы должны не допустить подмены понятий. В других странах это, увы, происходит. 

Современные технологии позволяют совершать весьма быстрый социальный реинжиниринг любого общества. И в этом смысле нам нужно быть на страже. Поэтому парад на Красной площади — это не просто празднование, это не просто юбилей, это опора на нашу историческую память, наша субъектность в будущем.

Прямая речь 

Алексей Авдонин, аналитик Белорусского института стратегических исследований:

— Когда мы говорим про фашистскую Германию, мы говорим шире — про фашистскую Европу, которая действовала против всего Советского Союза. Точно так же сейчас вся эта фашистская Европа воюет против коллективного Востока. И для них, конечно же, 9 Мая — Великая Победа — рассматривается как великое поражение. Признать это поражение они не могут. Если раньше они делали вид, мол, согласны и принимают это, то сейчас действуют в открытую и саботируют этот праздник, пытаются дискредитировать, подорвать, убрать историю. Советский Союз в свое время сделал все, чтобы задокументировать события войны. Про историю Второй мировой войны издавалось большое количество книг, где рассказывается, как появился фашизм, как формировался нацизм, как действовали против нас европейцы, какие творились бесчинства. И когда все это видишь, понимаешь, почему европейцы хотят исказить историю и эти преступления, сделать так, чтобы новое поколение, молодежь, об этом не знало и воспринимало все по-иному. Поэтому наша задача — организовывать масштабные мероприятия, рассказывать про Великую Отечественную войну, про те события, которые были на нашей территории. 

И мы видим, как ­­Президент уделяет повышенное внимание этой теме. Ведутся работы по документированию фактов геноцида белорусского народа, проводятся акции, концерты, например, «Каждый третий». Все это говорит только об одном: в современных условиях, условиях информационно-психологических войн, история является одним из стержней и базисов нашего общества и будущего. Если мы не защищаем нашу историю, у нас не будет будущего.

Фото СБ