Алексей Марченко: «Неважно, сколько у человека рук, главное – откуда они растут»

12:00 / 04.12.2024
Слова «инвалид», или как теперь принято говорить, «человек с инвалиднос­тью», «люди с ограниченными возможностями», по счастью, уже не имеют того сочувственно-пренебрежительного оттенка, как раньше. Дескать, жалко их, но что поделаешь, если человек родился (или стал вследствие несчастного случая) не таким, как все. То ли дело мы, сильные и здоровые… 

Хотя сами люди с инвалиднос­тью – не все, но многие из них – неоднократно доказывали, что они не просто такие, как все. Зачастую они во много раз лучше – умнее, талантливее, успешнее, добрее – тех, у кого физические возможности не ограничены.

Из таких – мой новый знакомый Алексей Марченко.

Алексей – первенец в многодетной семье Игоря и Елены Марченко, у него ещё двое младших братьев. Мальчик родился с аплазией кости предплечья левой руки. Если перевести с медицинского на общедоступный и понятный язык – левая рука у него короче правой, она фактически не имеет предплечья. 

Врачи, увидев у новорождённого физический недостаток, посоветовали матери: «Откажитесь от него! Зачем вам всю жизнь мучиться? Здоровых ещё нарожаете!»

Отказаться? От своего ребёнка, любимого ещё до рождения? Из-за того, что у него одна ручка короче другой? Чтобы его отдали в приют? Да это всё равно, что оторвать кусок сердца! Елена Сергеевна без раздумий отвергла предложение «добрых людей»: «Мой ребёнок – мои проблемы, моя боль и моё счастье».

Сын рос подвижным, здоровым и умным. Родители избавили его от ненужной жалости и чрезмерной опеки: дескать, сынулечке сложно сделать то или это, уж лучше мы сами… Алёша воспитывался, как и все его сверстники. Помогал родителям по хозяйству – семья жила в деревне в Климовичском районе Могилёвской области, и работы, как и на любом сельском подворье, хватало и взрослым, и детям. Играл с друзьями в «войнушку» и в футбол, дрался и мирился и, по собственному признанию, никогда не чувствовал к себе какого-то особого отношения. Да и сам себя он не осознавал не таким, как все.

Учился Алеша хорошо. Мама видела, что мальчишка выраженный «технарь» и посоветовала сыну обратить особое внимание на физику и математику. Он так и сделал – и после школы без особых проблем поступил на энергетический факультет БНТУ, специальность – «паротурбинные установки АЭС».

Учиться, по признанию Алексея, было сложно. Не из-за руки, а потому что на энергофаке легко не может быть в принципе: сложные предметы, много информации. Тем не менее, университет он закончил успешно. 

На распределение почти все однокурсники, Алексей в том числе, шли с мечтой об АЭС. Но он понимал, что в этом случае его особенность может сыграть злую шутку: на лбу же не написано, что ты знаешь и умеешь, а физический недостаток виден всем. Но ему, как считает парень, повезло: направили на работу в учебно-тренировочный центр Белорусской АЭС. 

Так в 2018 году Алексей Марченко стал новым островчанином. Начинал инженером. Теперь работает инструктором отдела по подготовке ремонтного персонала – это более высокая, но и более ответственная должность, которая требует не только глубоких теоретических знаний, но и практического опыта. 

 – Опыта на первых порах, конечно же, не доставало, – самокритично  признаётся Алексей. – Но спасибо коллегам – Виктору Васильевичу Лагуну, Ромуальду Францевичу Пылинскому, Юрию Фёдоровичу Голынскому, начальнику цеха Николаю Михайловичу Горбатюку – поддерживали, рассказывали, подсказывали, показывали… Словом, помогали словом и делом.

На Островетчине Алексей нашёл и свою вторую половинку: Ирина, тогда ещё Петровская, уроженка Ольгинян, работала в кафе и привозила на станцию обеды сотрудникам УТЦ. Парень обратил внимание на симпатичную девушку, попросил телефон, пригласил на свидание… А через год, в 2021-м, они поженились.

– Я не чувствую к себе какого-то особого отношения из-за своей физической особеннос­ти, – говорит Алексей Марченко. – А если всё же случается, стараюсь не обращать внимания. Иногда, правда, раздражает, когда люди, не зная человека, только взглянув на него, делают далеко идущие выводы: это не сможешь, это тебе не по силам… Так и хочется сказать: я лучше знаю, что мне по силам, а что – нет! Да, не всегда и не всё мне делать удобно, но для того ведь и голова на плечах, чтобы придумать новые подходы в решении простой для других задачи. Моя инвалидность, можно сказать, учит меня мыслить нестандартно и искать альтернативные пути. (Улыбается.) А вообще, я считаю, что главное – не то, одна у человека рука или две, а то, из какого места эти руки растут. Случается, что и вполне здоровый не в состоянии найти им достойное применение. Я же могу и кран заменить, и машину починить – всё, что нужно. Стараюсь себя не выделять из общей массы – хочется, чтобы и другие относились ко мне так же.

И это всё о нём

Александр Ерин, заместитель генерального директора Белорусской АЭС по качеству:


– Если бы все работники, которые не имеют инвалидности и считают себя здоровыми, относились к делу так, как Алексей Марченко, были бы такими же трудолюбивыми, ответственными, обладали теми же здоровыми амбициями, то мы бы никогда не имели никаких проблем! Я часто ставлю его в пример своим подчинённым. 

Владимир Горин, директор учебно-тренировочного центра БелАЭС в 2017-2022 годах:

– Я уже несколько лет не работаю на станции, но Алексея Марченко помню – принимал его на работу в УТЦ в отдел по подготовке ремонтного персонала. Хороший паренёк, старательный. Я всегда отмечал его трудолюбие. Надо что-то сделать – он в числе первых: таскает ящики, разгружает запчасти, что-то выпиливает ножовкой, мастерит. Всегда стремился осваивать что-то новое. Наверное, ему тяжеловато было, но он никогда не показывал вида. Не то что не требовал к себе какой-то жалости, особого отношения, а вызывал уважение своим подходом к работе. 

Ирина Марченко, супруга:

– Мы познакомились, когда я привозила обеды в УТЦ. Запомнилось, что он никогда не брал суп. И ещё его красивые чёрные кудри до плеч. А вот на его руку я совсем не обратила внимания, правда! Хотя каждый день он подносы мне подавал – а я не видела… На кудряшки засматривалась. (Смеётся.)

Помню, когда он в первый раз пригласил погулять. Было довольно прохладно, и я надела свои парадные носки с кошачьими ушками и такую же шапку – дескать, я такая кошечка-кошечка… Не знаю, повлиял мой образ или нет, но с этого вечера мы стали встречаться регулярно. 

Не скажу, что я сразу влюбилась, но это меня, если честно, порадовало: были уже у меня влюблённости, опыт скорее негативный… Лёша мне нравился, но хотелось узнать его получше. Мы встречались, общались – и скоро я поняла, что он мне подходит: мне с ним приятно, комфортно, уютно. Он не сморит на женщину как на прислугу – приготовь, подай, принеси, убери. Мой папа всё умеет готовить: супы, блины, – и мне хотелось, чтобы и муж был такой же. И да, Лёша умеет меня порадовать: и супчик сварит, и блинчики пожарит, и квартиру уберёт к моему возращению с работы. 

Он очень внимательный и очень умный. А ещё красивый – признаюсь, это сыграло не последнюю роль. А рука? В первый же вечер я спросила, что у него с рукой, Лёша объяснил. «Уф, слава богу, что не перелом», – подумала тогда. И всё, на этом тема его инвалидности была закрыта! Я вообще не вижу в нём каких-то физических недостатков! Знаете, какой он сильный? Как обнимет, так задохнуться можно… А станем в волейбол играть, так я от его подач уворачиваюсь. И не только я…

Мужчины разные. Бывает, красавец писаный, всё при нём. А несёт себя, как бог: дескать, любите меня, я весь из себя такой аполлон! И поговорить с таким, кроме как о нём самом, не о чем. Не говоря уж о том, что помощи и внимания не дождаться…

А мой Лёша, он такой… Умный, заботливый, внимательный. Меня во всём поддерживает. Я рисовать люблю, так он мне компьютер подарил, планшет графический, чтобы развивалась.

Нам хорошо вместе. Есть о чём поговорить и о чём помолчать. У нас нет секретов друг от друга, мы всё может обсудить, обо всём поговорить и всё решить. Самые дельные предложения, конечно же, у Лёши, только я не всегда его слушаюсь, потом понимаю, что зря. (Смеётся.)

Мне с ним очень хорошо! И я сделаю всё, чтобы ему тоже было хорошо со мной и чтобы мы всегда были рядом.

Текст: Нина Рыбик
Фото: Нина Рыбик, из архива героя