Большое интервью Первого в журнале «Разведчик».
О том, что значит «белорусский путь», почему президентами не становятся, а рождаются, и в чём сила Союзного государства - в откровенном разговоре с Александром Лукашенко.
"Уважаемый Александр Григорьевич! У вас колоссальный опыт, приобретенный в чрезвычайно сложную историческую эпоху на рубеже веков. Несмотря на трудности, внешние и внутренние вызовы вы более 30 лет продолжаете уверенно вести страну по «белорусскому пути» (определение, использованное вами в инаугурационной речи). Как бы вы сами сформулировали секрет этого успеха? Какие наиболее ценные уроки государственного строительства получены за прошедшее время и можно ли вас еще чем-то удивить в большой политике?"
Меня чем-то трудно удивить, ведь я действительно давно в политике. Извините за нескромность, но я уже не раз говорил, что президентами не становятся, президентами рождаются. И это не про высшие силы и провидение. Я реалист и прагматик. Речь про то, как в человеке по мере взросления, постепенно, «от жизни, от земли» зарождается осознанная любовь к стране, своему народу, готовность в трудный для государства момент взять на себя ответственность и сделать все, чтобы оправдать доверие соотечественников. Это про установление особой связи со своим народом. Про ответственность за принятые политические решения и тяжелейшую работу – без оглядки на все.
Говорю абсолютно откровенно: я безмерно уважаю и люблю своих людей, свою страну. И для меня самое страшное – подвести народ, который в меня поверил. 30 лет назад я поклялся, что буду им служить честно. Это и делаю. Работаю, а не властвую. Как бы ни было сложно.
Если вы следите за нашей политической повесткой, то знаете, что самые судьбоносные для страны решения мы принимаем с учетом мнения людей и их интересов. Через референдумы. Я привык во всем полагаться и опираться на народ. И глубоко убежден, что только он вправе решать свою судьбу. В этом суть древней славянской традиции нашего народовластия со времен вече.
Главная идея, с которой я когда-то пришел в большую политику, – сохранить преемственность. Были внутренняя уверенность в правоте этого курса и запрос общества. Поэтому была поддержка. Народ понимал: у нас есть свое государство, и если его предательски загубим, придется начинать сначала.
Такая вот житейская формула успеха: хочешь расти, двигаться вперед – учитывай волю народа и не ломай выстроенную предыдущими поколениями опору. Мы знаем, как жили наши предки, когда подчинялись законам и интересам других государств. Знаем, как начала меняться жизнь белорусов в советский период. Поэтому в 1990-е даже речи быть не могло о том, чтобы потенциал, созданный в БССР, отдать зарубежным толстосумам-олигархам. Ни за какие деньги. Люди не поняли бы и не позволили бы это сделать.
Я всегда стремился, чтобы белорусы были счастливы на родной земле. Чтобы сами управляли собственной судьбой и страной. И пусть мы сегодня живем небогато, но достойно. Мы живем на своей земле, знаем, как жить и что делать исходя из ресурсов, которыми располагаем, – природных, трудовых и других. А главное, мы живем в мирной, спокойной и безопасной стране. Поверьте, если не будет мира, если в стране начнут стрелять и взрывать, – уже ничего не надо: ни работы, ни зарплаты…
Вот почему я не устаю повторять: лучше воевать в поле, на заводе и ферме, чем в окопах. Нам нельзя расслабляться и самоуспокаиваться. Мы можем достичь большего, если будем работать и будем едины. Как будем работать, так и будем жить. Главное, чтобы в мире и согласии.
За этот путь миллионы наших соотечественников в прошлом отдали жизни. За этот путь белорусы отдали свои голоса 30 лет назад и голосуют сегодня. Я верен ему и буду идти по нему до конца, чтобы сохранить суверенную и независимую Беларусь.