В Комитете госконтроля рассказали о нарушениях бухгалтерского учёта и отчётности

13:00 / 03.09.2025

Комитет государственного контроля Гродненской области в ходе контрольно-аналитических мероприятий неоднократно устанавливал нарушения бухгалтерского учёта и отчётности.

1. Расхождения аналитического и синтетического учёта материальных счетов.

Остатки товарно-материальных ценностей на начало и конец отчётных периодов, отражённые в оборотно-сальдовых ведомостях, не совпадают с сальдо в главной книге. Расхождения в учёте присутствуют в течение длительного периода, что ставит под сомнение достоверность ежегодно проводимых годовых инвентаризаций в учреждении, а также в полной сохранности госимущества.

2. Недостоверность годовой бухгалтерской отчётности (отчёт об исполнении бюджетной сметы (форма №2)).

Не велась на протяжении 2022 – первого полугодия 2025 года книга учёта ассигнований, кассовых и фактических расходов, которая является обязательным регистром бухгалтерского учёта, в части отражения фактических расходов.

3. Неполное начисление и выплата работникам среднего заработка за дни дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день за счёт внебюджетных средств.

Главный бухгалтер одного из учреждений здравоохранения, ссылаясь на недостаточность внебюджетных средств, принял решение о неосуществлении начисления и выплаты среднего заработка.

4. Содержание необоснованно завышенного количества ставок, финансируемых за счёт бюджетных и внебюджетных средств.

К примеру, в одном из учреждений необоснованно введено и содержалось 0,25 шт. ед. бухгалтера, финансируемого за счёт бюджетных средств, а в 2022-2023гг. 0,25 шт. ед. бухгалтера, финансируемого за счёт внебюджетных средств, в другом 0,75 шт. ед. техника-энергетика.

5. Не в полном объёме производится амортизация основных средств.

В нарушение пункта 3 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерств экономики, финансов и архитектуры и строительства от 27.02.2009 №37/18/6, в учреждениях социальной сферы не в полном объёме производится амортизация основных средств.

6. Не проведение переоценки зданий и сооружений, передаточных устройств.

В целях определения единых подходов к восстановлению стоимости имущества, используемого организациями в хозяйственной деятельности, в республике действует Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2006 №622 «О вопросах переоценки основных средств, доходных вложений в материальные активы, объектов незавершенного строительства и оборудования к установке». На основании подпункта 1.1.1 пункта 1 настоящего Указа переоценка зданий и сооружений, передаточных устройств на 1 января 2022 г. являлась обязательной для всех организаций.

Однако, одним из учреждений при проведении переоценки индексным методом основных средств (здания, сооружения, передаточные устройства) по состоянию на 01.01.2022 не произведена переоценка имущества за предыдущие года, что соответственно повлияло и на переоценку имущества по состоянию на 01.01.2025 года. Фактически занижение их восстановительной стоимости составило более 12 млн. руб.

Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 8 Инструкции о порядке организации бухгалтерского учёта бюджетными организациями и централизованными бухгалтериями, обслуживающими бюджетные организации, утверждённой постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 08.02.2005 №15, руководители организаций несут ответственность за организацию бухгалтерского учёта, соблюдение действующего законодательства при выполнении финансово-хозяйственных операций и хранение бухгалтерской документации.

Нарушение должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем установленного порядка ведения бухгалтерского учёта и составления отчётности влечёт штраф в размере до 20 БВ в соответствии с частью 1 статьи 12.32 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.


Комитет государственного контроля Гродненской области.