Автоэпоха: чем удивляет выставка в «Великом камне»

14:00 / 22.02.2025

Руль, колёса, двигатель, год выпуска… Для одних это всего лишь выборка из списка по «водительской» тематике. Для других – «опознавательные знаки» движущейся по нашим дорогам техники. Для третьих – загадочный мир со своими героями, историями, воспоминаниями, и, конечно же, скоростью…

Коллекция из более трёхсот автомобилей и мотоциклов в «Великом камне» под Минском – из этой оперы. Уникальная выставка транспорта разных эпох занимает два этажа, давая посетителям волю разогнать своё воображение и изучить историю развития мирового мото- и автопрома, так сказать вживую: здесь можно увидеть просто удивительные экземпляры!

Эти машины и мотоциклы разъезжали по разным странам, стояли в гаражах Леонида Брежнева, Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, английской королевы Елизаветы II и многих других знаменитостей.



Короли дороги

Первый транспорт не был для людей необходимостью, он демонстрировал богатство и статус владельцев, тогда как сегодня кардинально изменил свой облик и свои функции, став в основном быстрым и удобным средством передвижения.

Мощность двигателей и скорость передвижения со временем увеличивались, тогда как расход топлива становился всё меньше. А потому менялся дизайн, больше внимания стали уделять безопасности водителей и пассажиров.

Вы только посмотрите, на каких машинах и мотоциклах мы сейчас ездим – и это совсем не о статусе и уровне дохода. Разговор идёт об удобстве – когда «по надобнос­ти и для работы», а ещё для души – для путешествий и наслаждения моментом. Вот уж точно, машины и мотоциклы сегодня – настоящие короли дороги! Близкие по духу

Советские и американские, японские и европейские автомобили, сходившие с конвейера с середины 20 века, поблёскивая натёртыми боками и зеркалами, поражают воображение. Здесь и машины, созданные ограниченным выпуском, и сделанные вручную, а также модели, которые надолго, возможно, и навсегда, становились народными.

Поражают размерами и шикарным видом гиганты американского автопрома: «Бьюики», «Линкольны» и «Кадиллаки». Среди них и один из самых редких для Беларуси экспонатов – «Паккард» 1950 года!

Ну и куда же наши дороги без вездесущих «европейцев» – к примеру, «Мерседеса Бенца». В линейке среди них «затесался» полюбившийся многим «сто двадцать третий мерс». Кстати, когда это авто сняли с производства, немецкие таксисты устроили забастовку, требуя вернуть модель в продажу.

Особое место на выставке, впрочем, как и в истории, да и в жизни многих белорусов, занимает советский автопром. «Волгу», «Москвич», ВАЗ-2101 (в народе – «копейка»), ЗАЗ-968 (он же «запорожец») мечтали в своё время иметь миллионы советских людей. Шикарной фотозоной стали две «Волги» 1969 и 1970 годов, удивил и их «удлинённый» вариант – а-ля лимузин.


Нашёлся отдельный уголок и для «тяжеловесов»-вне­до­рожников, которых так и хочется отправить подальше от трассы, и чем глубже в грязь, тем лучше. Среди них были замечены и советские ЛуАЗы 60-х и 90-х годов. 

Интересно знать

  • «Ягуар Марк IX» с мотором 3,8 на автоматической коробке выпущена в 1960-м. Аналогичное авто находилось на службе в королевском гараже. Работники выставки признаются, что не решаются восстанавливать лакокрасочное покрытие и хром этого раритета.
  • «Мерседес W126» – бронированная версия поражает толщиной стекла! В таком исполнении выпущено всего 349 машин.
  • «Шкода 440» – первый массовый чехословацкий автомобиль, вышедший в продажу в 1958-м. Производился на несущей хребтовой раме.
  • «Ниссан Скайлайн» уже в 1997 году имел полный привод, подруливаемую заднюю подвеску и 2 турбины. Поставил не один рекорд скорости, в том числе был первым серийным автомобилем, менее чем за 8 минут прошедшим северную петлю Нюрбургринга.

Скорость и драйв

С удивлением узнала, что мотоциклов здесь всего около 150-ти, настолько они поразили разнообразием моделей и временем создания. Всегда модная классика – от советских М1М «Минск» и «Иж» до японских «Хонды», «Сузуки», «Ямахи» и «Кавасаки» – гордо выстроилась в ряды с более молодыми представителями своих марок. Все они в зависимости от года выпуска и назначения, и каждый «байк» в отдельности отличаются по удобству, скорости и стилю, причём не только задуманному производителем, но и придуманному владельцами. И даже одногодки, как правило, стоящие рядом, были не очень похожи – вернее, мне казались совсем непохожими.





Удивили
  • Тяжеловесный «Урал Геркулес», выпущенный всего в 500 экземпляров;
  • «Хонда Супер Каб», тираж которой превышает 100 миллионов;
  • М1М «Минск» – первый мотоцикл, который выпустил Минский мотоциклетно-велосипедный завод, ставший первой моделью, проектированием которой занимались местные конструкторы; 
  • один из самых лёгких (вполовину меньше положенного веса) и самых оригинальных в мире – мопед «Сузуки Чоинори» – весит всего 39 кг. «Чоинори» переводится как «двигайся помаленьку».
Для тех, кто не в курсе…

Но не только знатокам истории и посетителям из разряда «и у меня такой был» здесь будет интересно. 

Узнать много нового легко сможет даже далёкий от автотематики. Помогут в этом информационные таблички, расскажут QR-коды и покажут мини-экспозиции.

Развлечения по душе найдут себе и дети: одни гоняют за рулём игрушечной машины, другие фотографируются в настоящей «Оке», третьи «оседлали» брутальный «Днепр» в одной из фотозон и на всех порах «мчат» «по дороге» братишку, удобно устроившегося рядом в коляске…

И нет ничего более захватывающего, чем прокатиться на машине времени, пусть и виртуальной. Прочувствовать дух эпохи, в которую рождались настоящие шедевры авто- и мототехники. Увидеть, с каким старанием и зачастую неординарным подходом улучшали её «под себя» владельцы. И понять, почему именно этот автомобиль становился символом своего времени, а то и целого столетия…

Подписывайтесь на телеграм-канал «Островецкая правда» по короткой ссылке https://t.me/ostrovetsby.

Телеграм-канал «Островецкая правда»  – всё самое интересное из жизни Островца и Островецкого района.

Текст: Ольга Хотянович
Фото: Ольга Хотянович