Неделя атомных знаний прошла в Островце
Необычная предметная неделя прошла в СШ №3: атомные науки на уроках и внеклассных мероприятиях школьникам преподавали не только учителя, но и специалисты главного энергетического предприятия нашей страны – БелАЭС.
Почему задумали такой формат и понравился ли он ребятам, корреспондент поинтересовался у взрослых и детей.
– Неделя атомных знаний проходила в рамках договора о сотрудничестве школы с Белорусской АЭС. Радует, что эта совместная работа продуктивна, за что благодарны руководству БелАЭС – наши партнёры очень ответственно относятся к проведению запланированных мероприятий. Специалисты станции открыты и замотивированы к общению с ребятами, умеют рассказать о сложных вещах понятным для учеников языком – детям интересны встречи с ними, – рассказывает заместитель директора СШ№3 Анна Зубова.
Организаторы преследовали двоякую цель: углубить знания по предметам и провести профориентацию – большинство мероприятий спроецировали на старшеклассников. Не забыли и про малышей – для них предложили конкурс работ «Мама, папа, я – атомная семья». В итоге на выставке можно было увидеть и рисунки, и коллажи, и поделки – было видно, что над работами колдовали и папы, и мамы, и дети.
– Судя по отзывам школьников, их активности, впечатления от недели только положительные. Для нас это первый опыт работы в подобном формате, и, считаю, удачный, – резюмирует Анна Иосифовна.
То, что нескучная учёба «зашла», подтверждают и школьники. Ребята говорят, что занятия с участием гостей интересные: рассказывают то, чего не узнаешь из учебника; знакомят со своими профессиями.
– Даже в ЧГК вместе с работниками АЭС играли. Участие в интеллектуальных играх для меня не в новинку, но в таких, чтоб со взрослыми, да ещё когда они специалисты в области, задания по которой подготовили на ЧГК, впервые, – делится выпускник Алексей Китаёв. – Среди школьников наша команда стала лучшей, а вот гостям, конечно же, уступили. Хотя, если вспомнить вопросы: те, что на знания, – мы брали хорошо, а вот на логику – взрослые нас превосходили. Неудивительно: мало того, что они профи, так ещё и во взрослом интеллектуальной чемпионате играют. Признаться, хотелось бы у них выиграть, но понимали, что навряд ли получится. (Смеётся.) Кстати, следили за реакцией взрослых на то, когда называли правильный ответ: и радовались, и разочаровывались, и шутили – в общем, как мы: по эмоциям понятно, правильно ответили или нет.
– Между прочим, на «Что? Где? Когда?» повторяли физику и знакомились с атомом. Кстати, узнал много интересной информации – побольше бы подобных занятий, – подключается к разговору одиннадцатиклассник Антон Бородич. – Ездим на экскурсии на БелАЭС, работники станции приходят к нам – мероприятия проводят, рассказывают о своих профессиях, о том, как отбирают персонал для предприятия. Мне интересно такое общение, потому что хочу в будущем стать частью этого коллектива. Как-то на волейбольной площадке познакомился со студентами, которые приезжали на практику на БелАЭС. Расспросил про учёбу, практику – сложно, но очень интересно. С вузом и специальностью уже определился: БНТУ, инженер-энергетик.
Провести экскурсию, рассказать о своей работе – это одно, а вот перевоплотиться в учителя, объяснить детям программную тему – совершенно другое. Тут, как говорится, надо покумекать. Но для специалистов атомной нет невыполнимых задач.
– Со взрослыми работать проще, они понимают специфику профессии. Есть у меня опыт обучения студентов, когда те приезжали к нам на практику. А вот объяснял тему для школьников впервые. Дети только начали изучение темы «Электричество», хотел рассказать её интересно, поэтому строил выступление по принципу «просто о сложном». Проецировал понятия, законы физики на бытовые моменты, то, что ребята видят и чем пользуются в повседневной жизни, а потом проводил аналогии, как эти же схемы работают на атомной станции, – объясняет инструктор по подготовке персонала АЭС учебно-тренировочного центра Марк Демидчик. – Ещё одной целью была профориентация – рассказал о некоторых специальностях сферы энергетики. Есть такое выражение: если хочешь сделать вклад в будущее, иди в педагоги. Побывав в роли учителя, надеюсь, определённый задел в наше общее завтра сделал и я. (Улыбается.)
– Необычный урок физики для нас проводили сразу два учителя: наш и работник атомной станции, – делятся Мария Нефёдова и Игнат Урбанович. – Они рассказывали, что такое электричество, как вырабатывается разными источниками и как это происходит на АЭС. Нам объясняли, как генераторы вырабатывают ток, который потом подаётся на распределительные подстанции. Оказывается, что почти половина – 40% – электричества всей страны вырабатывается на БелАЭС. Узнали, что есть ночной тариф оплаты за электричество – он дешевле дневного. Хорошо, когда люди им пользуются: для них – экономия денег, а для энергосистемы – снижение нагрузки, чтобы не было больших колебаний кривой, ведь от этого изнашивается оборудование. А ещё нам рассказали о профессиях энергетической сферы – их очень много.
И их надо рекламировать, ведь лучше самого работника о его специальности никто не расскажет, считает десятиклассник Иван Шишкевич.
– Для Беларуси атомная энергетика – перспективная сфера, поэтому профессии этой отрасли востребованы. Считаю, что подобные тематические недели помогают ребятам углубить знания по профильным предметам и больше узнать об атомной отрасли, общаясь с работниками АЭС. Сотрудники предприятия приходили в школу, и мы побывали у них в гостях: в инфоцентре нам показывали принципы работы станции, объясняли устройство и работу реактора, как выглядит топливо – было интересно разобраться, как всё устроено, – говорит парень. – Даже если не выберешь эту сферу как профессиональную, то в плане общего развития полезно знать, что такое атомная станция и как она работает, тем более что единственное такое предприятие в Беларуси находится в нашем районе.
Неделя атомных знаний – только один из примеров сотрудничества школы и АЭС. Учителя и специалисты станции придумали много нескучных занятий для своих подопечных.