«Мечтали о европейской Литве, а вышла натовская колония!» Жители Вильнюса рассказали правду о жизни на Западе

11:30 / 13.11.2024

Фото из открытых интернет-источников

Фото из открытых интернет-источников

Все могло бы быть по-другому, если бы та же Литва оставалась дружественной нам.Недавно пришлось пообщаться с людьми, жизнь которых так или иначе связана с Литвой: с молодой парой, которая некоторое время жила там, но вернулась в Беларусь, и с женщиной, что проживает в соседней стране всю свою жизнь. Многие ситуации, что они описывали, очень похожи. 

Поэтому хочу поделиться информацией, которую от них услышала.

Дома лучше

Полина и Артём несколько лет назад уехали жить в Литву просто потому, что получили интересное предложение по работе. Кроме того, оба имели литовские корни, язык знали. Жили, работали, к работодателю претензий не имели. Со временем у них родилась дочурка. А вместе с ней возникла вполне естественная забота о будущем ребенка. Возможно, потому стали острее замечать, как изменяется все вокруг. И к сожалению, не в лучшую сторону. Пропаганда ЛГБТ – чуть ли не с детского садика. Нарастающая агрессия в сторону россиян и белорусов (а гражданство они сохраняли белорусское). Непомерные цены на медицинское обслуживание. 

Кстати, об этом поподробнее. Ладно, было бы просто дорого –возможность оплатить имелась. Но квалификация врачей оставляет желать лучшего. Даже простейшие стоматологические услуги, которые девушке предоставили в районной поликлинике, не осилили литовские врачи.  

Дальше литовские власти начали то принимать, то отменять, то изменять непонятные нововведения: в отношении разрешенного количества поездок в Беларусь, возможности передвигаться по территории Литвы на автомобилях с белорусскими номерами… Чего ожидать дальше? Конфискация квартиры только потому, что люди – белорусы?

А пересечение границы стало тем еще испытанием (домой, к родителям, старались приезжать часто). Никто не смотрел на то, что в машине младенец. Независимо от того жарко или холодно, проблемы молодых родителей литовских пограничников волновали не больше, чем всех остальных, стоящих в очереди. Иногда приходилось ждать по двенадцать часов. 

Декрет Полины подходил к концу. Нужно было принимать решение, как жить дальше. И оно стало очевидным – возвращаться в Беларусь.

История этой молодой семьи – свидетельство недальновидности литовских властей. Они не заинтересованы в росте численности населения, в привлечении молодой и квалифицированной рабочей силы. Там нет условий для комфортного и безопасного проживания. Неудивительно, что сами литовцы жить и работать уезжают в другие страны. 

Ну, а Беларусь с удовольствием вновь приняла под свое крыло и Полину с Артёмом, и их дочурку. Да и они будут больше ценить все то, что делается у нас для людей: поддержки семей, сохранение нравственных и культурных традиционных ценностей, наличие большого пакета социальных гарантий. Ведь им есть с чем сравнить…

Можно не вернуться?

Чеслава родилась еще в Литовской ССР. После развала Союза осталась жить в Литве. Там же живут ее отец и брат с семьей, там же и место упокоения мамы.

Но в Беларусь, где у нее много друзей, приезжает часто. Кроме того, с удовольствием пользуется услугами наших санаториев. Отмечает, что соотношение цены и качества с литовскими не сравнить: белорусские значительно выигрывают.

В отношении белорусского безвиза говорит, что это, конечно, отлично. Но с грустью добавляет, что литовские пограничники и таможенники делают все, чтобы желание ехать к нам отбить напрочь. Мало того, что намеренно (даже не скрывая этого) медленно обслуживают, так и ввезти из Беларуси в Литву ничего невозможно. Доходит до абсурда: наблюдала, как заставили людей вылить недопитую минералку. А так хочется привезти пожилому отцу что-то вкусненькое, хотя бы белорусских глазированных сырков. В Литве они тоже есть, но, как и многие другие продукты питания, совсем не из натуральных продуктов.

Этого оказалось мало: на выезде из Литвы установили щит, на красном фоне которого белыми буквами нанесен текст, в котором дается совет – не рисковать и не ехать в Беларусь, так как можно не вернуться. 

Конечно, эти «советы» не останавливают тех, кто уже неоднократно был у нас и едет сюда по делам, к родственникам, с туристической целью, на могилы предков. А вот те, кто родился уже в «независимой» Литве (мы-то понимаем, насколько она независима!) и раньше никогда у нас не был, ехать побаиваются.

Тем более, что все российские и белорусские теле- и радиоканалы заглушены. Идет исключительно литовская пропаганда, направленная на разжигание ненависти к белорусам и русским. И к сожалению, это работает…

Собеседница привела пример, как менялось мировоззрение ее подруг. Одна из них, постарше, родилась также во времена СССР. Но была «отравлена» идеей оккупации Литвы Союзом. И только когда та получила «свободу», поняла, кто на самом деле друг, а кто враг. А вот младшая подруга Великий и Могучий застала только в детстве. Поэтому является плодом современной пропаганды. 

Чеслава рассказала, как было интересно за ними наблюдать, когда она их везла на отдых в один из белорусских санаториев. Первая ехала к нам более или менее спокойная, а вот вторая откровенно боялась. И расслабилась, только когда все увидела своими глазами. 

Так что как бы там ни юродствовало литовское правительство, белорусский безвиз делает свое дело.

Что касается медицинского обслуживания в Литве, то опыт моей собеседницы оставил неприятный осадок. Ее 86-летнему отцу понадобилась помощь отоларинголога. Попасть на прием в частную клинику в этом году перспектив не было. Помогли личные связи – нашли «окно», когда записавшийся ранее на прием пациент отказался от визита. Но только за консультацию пришлось заплатить 140 евро и еще 40 евро – за лекарство.

Поскольку я привыкла деньги измерять не их количеством, а тем, насколько их хватает, попросила дать какие-то ориентиры. Оказалось, что средняя пенсия в Литве составляет 300 евро. Коммунальные платежи за двухкомнатную квартиру в зимний период – 250 евро. Выводы о покупательской способности литовских пенсионеров напрашиваются сами собой.

Так что похоже на то, что текст на щите в пограничном пункте пропуска может стать пророческим. Уехавшие в Беларусь действительно могут не вернуться обратно. Просто потому, что захотят у нас остаться.

Выбор за нами

Согласитесь, хорошо читать чужие грустные истории, которые тебя и твоих близких не касаются. И даже можно искренне посочувствовать, сидя в тепле и уюте в белорусском доме или квартире. 

Тем более, когда понимаешь, что после развала Союза все были более-менее в равных условиях. Каждая бывшая Союзная республика сама определяла свой путь. И действительно, все могло бы быть по-другому, если бы та же Литва оставалась дружественной нам.

Мне очень жалко, что так все происходит. Очень хочется, чтобы жители наших стран могли беспрепятственно общаться, дружить, ездить друг к другу в гости, строить совместный бизнес.

А пока нам, белорусам, нужно делать свои далеко идущие выводы, чтобы 26 января будущего года сделать правильный и осознанный выбор.

Гродненская правда