За что полюбила цимбалы и каково быть творческим человеком, рассказывает Елена Копылова

11:57 / 13.10.2024

Творить и вытворять! С такой установкой идёт по жизни и в профессии педагог детской школы искусств Елена Копылова.
Готовя материалы ко Дню работников культуры, нельзя обойти вниманием школу искусств, ведь здесь будущим звёздам помогают делать первые шаги, а педагоги собственным примером показывают, что значит быть артистом. Героиней интервью стала Елена Копылова – творческая натура до глубины души, бесконечно влюб­лённая в волшебное звучание цимбал, открытая для новых идей, преданная работе и ученикам. 
– Елена Александровна, как давно вы в музыке?
– В моём детстве было модным учиться в музыкальной школе, но, чтобы попасть туда, предстояло пройти серьёзный конкурс. Я мечтала научиться играть на скрипке – но на неё меня не взяли. Предложили сделать небольшую «экскурсию» по музыкальным инструментам. И когда я ещё из-за закрытой двери услышала цимбалы, то влюбилась в их чарующий, красивый, мелодичный звук. Пришла домой и говорю: «Мама, хочу на цимбалы». 
Уже в музыкальной школе твёрдо решила связать жизнь с этим инструментом – и уже больше 30 лет преподаю игру на цимбалах. Когда нравится и любишь то, что делаешь, оно у тебя не только получается, ты ещё испытываешь от этого удовольствие. 
– И преподаёте, и выступаете на сцене. А кем считаете себя: педагогом или артистом?
– Всё-таки педагогом. Здесь у меня опыта больше.
Творческим дуэтом с подругой Ольгой Граговской выходим на сцену только 2 года, хотя она давно предлагала сделать совместный проект. 
– Учить или учиться: что сложнее?
– Думаю, учить сложнее, потому что все дети разные, все они хотят внимания и к каждому нужен отдельный подход. С опытом, конечно, когда есть определённые наработки, становится легче. 
Когда учишься сама, где-то срабатывает опыт, где-то подстраиваешься, копируешь. К тому же с возрастом становишься гибче.
– Больше переживаете, когда на сцене сами или ученики?
– Конечно, дети. И всегда думаешь: боже мой,  да лучше бы я сама 100 раз сыграла. Спросите любого педагога в школе – подтвердят мои слова. Когда на сцену выходят ученики – тут такая ответственность за свою работу и перед родителями, и перед ребёнком. Каждый номер, каждое выступление филигранно отшлифовываются, на это уходит много времени и сил. И обидно, когда что-то не складывается.
– Талант, способности даются или их можно взрастить?
– Можно, но это большой труд. Много людей талантливых, но если они прикладывают мало стараний, то результата не будет. А есть «трудяжка», который пашет и пашет, сидит за инструментом – и у него получается. И он достигнет определённых высот – но только благодаря усидчивости и постоянным тренировкам. 
Ко мне на платные занятия приходят взрослые. Они когда-то учились в музыкальной школе. Занятия для них – отдушина. Некоторые ходят несколько лет – и с каждым годом у них получается играть всё лучше. Конечно, в таком случае крутым музыкантом, лауреатом какой-то премии не станешь, но научиться хорошо владеть инструментом можно. 
А талант… Да, с ним легче всё преодолевать: если талантливому человеку нужно полчаса, то другому – полтора. 
– Каким талантом, кроме музыкального, вы хотели бы обладать?
– Не знаю. (Смеётся.) Люди шьют, вышивают, ещё что-то делают. Я, наверное, на это не заточена. Хотя просто преклоняюсь перед теми, кто умеет красиво что-то делать своими руками. Это своего рода труд и талант вместе взятые. Может, если бы была помоложе, выучила какой-то иностранный язык. Опять же: если бы было желание, уже и выучила бы. (Смеётся.) 
– С каким музыкальным инструментом ассоциируете себя?
– Только с цимбалами. Во-первых, это бренд Беларуси. Во-вторых, люблю его и считаю, что это самый лучший инструмент (может, коллеги и обидятся на меня за эти слова). У цимбал огромнейшие возможности: на них можно играть и классику, и белорусскую музыку, и эстрадную, и зарубежную – любую. Диапазон большой, струн много – этому инструменту всё подвластно, и звук шикарный. 
Нравится гитара – это камерный инст­румент, домашний; очень красиво звучит фортепиано. Могу сыграть не только на цимбалах, но это будет посредственно. Когда училась, немного осваивала фортепиано. 
– Расскажите о дуэте с подругой.
– Если коротко охарактеризовать наш ансамбль, то это – творить и вытворять. Идею удалось осуществить, когда выросли собственные дети, когда какие-то житейские дела отошли на второй план. Нам захотелось чего-то необычного, попробовали – и затянуло. У нас много задумок! Подготовили программу «Белорусское попурри» и уже думаем, что дальше. Нам нравится – а это большое комильфо. Да, работаем и живём с Олей на 2 города (я в Островце, она в Сморгони), но находим возможность встретиться на репетициях. Интересно, когда что-то рождается. Когда делаем постановочный номер, испытываем непередаваемый адреналин, погружение в творческий процесс приносит радость. 
Играем то, что нравится. Хочется и людей порадовать – пусть они тоже получат хорошее настроение во время нашего выступления, ощутят прилив энергии.
– Какую музыку слушаете в свободное время?
– Разную: попсовую, современную, иностранную – ту, что слух не режет, которая приятна. Утром включаю музыку для фона – и собираюсь на работу. Приходят дети на занятия и рассказывают о своих предпочтениях – к слову, корейская музыка им нравится. Включают – и мы вместе слушаем.
– Среди учеников есть ваши последователи?
– За мою педагогическую деятельноть 12 человек поступили в музыкальные колледжи. Судьбы, конечно, у них сложились по-разному: кто-то работает по специальности, кто-то – нет.  Но и те, кто не связал жизнь с музыкой, всё равно благодарны нашей школе: они научились не бояться выступить, показать себя на сцене, потому что здесь всё отточено, отработано на концертах, конкурсах, экзаменах. Кроме того, занятия на музыкальных инструментах помогают сформировать зрительную память, логику и моторику.
– Творческий человек – какой он?
– Всегда улыбается, не поддаётся плохому настроению, гонит негатив. Он не думает о своём творчестве, а просто творит. Как я говорила: творит и вытворяет – вот это он. 
– В чём находите вдохновение, где берёте силы?
– Можно куда-нибудь поехать. Меняющиеся картинки-пейзажи навевают что-то, подпитывают, происходит перезагрузка, появляются новые интересные мысли.  
Мне повезло: не знаю, что такое выгорание. Прихожу на работу – мне здесь комфортно. Выступаю на сцене с подругой – получаю удовольствие. Усталость бывает – тогда надо отдохнуть. У нас очень большой отпуск, и он всегда летом – это заряжает.

Фото из архива героини.


Текст: Светлана Фёдорова