Грани качества островецкого образования

09:00 / 06.10.2024
2024 год проходит в нашей стране под знаком Года качест­ва. В самом его начале Президент определил 5 граней качества. Как их развивают в системе образования района, посмотрели на примере нескольких учреждений.

Инновационность

Гимназия №1

Кому ещё, как ни гимназии №1, заниматься инновационной деятельностью. И хотя сегодня инновационные проекты реализуют во многих школах района, именно гимназия стала первопроходцем во внедрении их в процесс обучения и воспитания. Их проект по использованию профессиональных проб и сегодня используют во многих школах страны.


Рассказывает заместитель директора по учебной работе Алла Вакулик:

- Начиная с 2007 года на базе гимназии успешно реализовано 5 инновационных проектов. 
Если говорить об их тематике, то они направлены на преобразование учебной и воспитательной работы, а также совершенствование методической, то есть работы с педагогическими кадрами.

 Наши последние инновации касались внедрения модели коммуникативных умений и навыков учащихся средствами учебного предмета иностранный язык; у нас реализован инновационный проект, направленный на создание и реализацию в образовательном процессе туристско-крае­ведческих медиапутешествий; ещё один был связан с процессом самореализации педагогов в педагогической профессии.
К слову, в этом году мы вступили в инновацию, направленную на внедрение системы наставничества. Причём не только над молодыми специалистами – мы взяли более широкое направление: наставничество в процессе обобщения опыта и аттестации, в плане профессионального и личностного развития педагогов в их работе с одарёнными учащимися – а это подготовка к олимпиадам, научно-практическим конференциям, внедрение и совершенствование педагогических технологий на занятиях. Особое внимание уделяем качеству урока – ведь отсюда качест­во знаний учащихся. Работаем с молодыми специалистами, способствуем их закреплению и успешной адаптации на рабочем месте. И это влияет на их профессиональный уровень, на качество образовательного процесса. Повышение квалификационного уровня, аттестация педагогов – тоже актуальная тема.

 В проекте введено новое понятие – так называемое реверсивное наставничество: не только опытные педагоги берут шефство над молодыми, но и наоборот. Например, молодые педагоги лучше владеют информационными технологиями, они более мобильны, у них есть интересные темы курсовых и дип­ломных работ – накопленным материалом они делятся с опытными учителями.
Кстати, процент закрепляемости молодых специалистов в гимназии составляет 75%. В этом году у нас работает 54 педагога, из них 2 молодых специалиста первого года работы, 1 – второго года. В ноябре возвращается наш молодой специалист, учитель физкультуры, у которого заканчивается срок службы в армии. Но готовится к военной службе наш целевик-историк. 
Что же касается самого интересного проекта, который мы реа­лизовали, то, на мой взгляд, это разработка и внедрение медиа­путешествий. О его успешности говорит и то, что в прошлом году мы открыли на базе нашей гимназии областной центр эффективных образовательных практик по формированию социально-гражданских компетенций обучающихся через использование туристско-краеведческих медиапутешествий.
 
Интересным этот проект был и для педагогов, и для детей, и для их родителей. Мы разрабатывали туристско-краеведческие медиапутешествия, они имеют свою структуру, наполнение и содержание. Все они размещены на нашем сайте, есть ссылки и QR-коды, с помощью которых можно познакомиться с культурно-историческими объектами и местами, связанными с жизнью и деятельностью известных земляков. Эти электронные ресурсы используют педагоги при проведении уроков, внеклассной работы и классных часов.

 В прошлом учебном году по итогам фронтального изучения нам рекомендовали использовать опыт работы и открыть центр по здоровьесбережению. И с этого года мы запускаем республиканский проект по этой теме. К слову, в области только 2 учреждения – наша гимназия и школа в Вороновском районе – вошли в него.

 ЦИФРА

В гимназии работают районный центр безопасности, 2 областных по медиапутешествиям и использованию профессиональных проб, 1 республиканский центр эффективных образовательных практик по здоровьесбережению.


Экологичность

Ворнянская СШ

Кажется, что вопросам экологического воспитания в Ворнянской школе внимание уделялось всегда. Здесь уже более 40 лет действует школьное лесничество, каждое лето работают круглосуточный лагерь «Экокраеведы» и лагерь труда и отдыха «Эко-патруль», с 2017 года года открыт лососёвый центр, известно учреждение и бизнес-компанией «Эколавка», а в январе прошлого года появилось ещё и дошкольное лесничество «Эколята».

Рассказывает заместитель директора по учебной работе Наталья Томашевич: 



– Тема экологического воспитания всегда была мне близка – по образованию я не только учитель русского языка и литературы, но и руководитель кружка эколого-натуралистической работы. Когда-то, ещё не работая в Ворнянской школе, я была воспитателем в лагере «Экокраеведы». А в прошлом году, когда стала курировать деятельность детского сада, с головой окунулась в экологическую работу.

Экологическая культура, как и любая другая, формируется с детства и от неё зависит, как поначалу ребёнок, а затем взрослый человек будет относиться к природе. Мы уделяем этому вопросу большое внимание, начиная с дошкольного возраста и с каждым годом материал дополняем и усложняем. 

Работа по экологическому воспитанию осуществляется в тандеме педагог – родитель – ребёнок. Ведь, на мой взгляд, детей нужно не только просвещать и учить, но и показывать пример. И, в первую очередь, это должны делать родители, ведь нормы поведения должны быть усвоены каждым ребёнком на подсознательном уровне. Важно с раннего детства воспитывать чувство непримиримости к незатушенным кострам, оставленному мусору – и мы это делаем. 

В начале этого года в школе произошло знаковое событие: 5 января мы открыли дошкольное лесничество. Это первое в районе эколого-образовательное объединение из числа воспитанников дошкольного образования с участием педагогов и специалистов лесного хозяйства. Какова его цель? В первую очередь, воспитание бережного отношения к природе, формирование навыков правильного природопользования и предоставление подрастающему поколению профессио­нальных знаний по оказанию помощи лесному хозяйству в охране природы.

Педагоги вместе с детьми проводят наблюдение за природой – малыши делают первые пробы в исследовательской деятельности. В школе есть дендропарк, ребята часто проводят время среди насаждений. У нас есть «Сад надежды», в течение года мы наблюдаем за развитием деревьев: весной – за почками и цветочками, летом – за образованием и ростом плодов, осенью собираем урожай, зимой убираем ветки. 

Привлекаем детей и к уходу за растениями. Возле школы высажены клумбы, и ребята поливают цветы и пропалывают их.

Мы начали работу по созданию мини-музея, или «Лесной комнаты». Ему только полгода, но кое-какие экспонаты уже есть. С помощью родителей и педагогов мы создали коллекцию лекарственных трав «Лесная аптека», собираем образцы коры деревьев, их спилы, создана коллекция шишек. Малыши идут с мамами и папами в лес, приносят веточки, жёлуди, листья – находим всему применение.

Ребята участвуют в акциях и конкурсах. Мы сотрудничаем с «Лесной газетой», отправляем в редакцию рисунки детей – и радуемся, когда их публикуют.

Большую помощь нам оказывают Островецкий опытный лесхоз и Ворнянское лесничество. Частые гости в детском саду и школе лесничий Юрий Филипчик и его помощник Татьяна Данусевич. Они проводят занятия с детьми, снимают видеоролики – потом размещаем их на своём сайте и сайте лесхоза. В этом году наши «Эколята» поздравляли работников лесного хозяйства с профессиональным праздником: мы сняли видеоролик, с помощью родителей испекли пирожки и сделали своим шефам подарок. Думаю, им понравился сюрприз.

К слову, такое сотрудничество и новую форму работы в детском саду оценили и родители. Они всегда помогают, участвуют во всех делах «Эколят» и с интересом следят за нашей жизнью. 

В этом учебном году в детском саду мы открыли ещё и объединение по интересам «Лесавічок» – его посещают малыши из средней группы детского сада и это своего рода подготовка к «Эколятам».

В августе мне посчастливилось побывать на республиканском педсовете. Возможность увидеть главу государства не на экране телевизора, а в зале, практически рядом, впечатлила. Многие его слова, произнесённые в тот день, имели сильную эмоциональную окраску. Особенно запомнилось, что «человек, который любит свою Родину, который готов своим трудом делать нашу страну лучше и краше, и есть настоящий пат­риот». Именно таких детей мы и стараемся воспитывать.

ЦИФРА

В дошкольном лесничестве занимается 8 детей 4-6 лет.

В школьном лесничестве Ворнянской школы числится 12 учеников. Но на деле активистов, которые охраняют природу, намного больше.


Технологичность

Средняя школа №3

Новая школа во втором микрорайоне нашего города появилась в 2019 году – 1 сентября она отметила 5-летний юбилей. За это время школа приросла – и не только детьми и педагогами, но и новым содержанием и технологиями.

Рассказывает директор школы  Людмила Сосновская:

– Во-первых, наша школа одна из лучших не только в Островецком районе, но и области по материально-технической оснащённости. У детей есть прекрасная возможность на учебных занятиях, объединениях по интересам и в свободное время использовать этот потенциал. Учащиеся вовлечены в эффективную работу по изу­чению предметов естественно-математического цикла. Например, учителя географии, биологии, химии активно участвуют в мероприятиях Росатома с помощью мобильных лабораторий – они проходят на базе «Атомкласса». Математики, физики и информатики являются членами творческой группы по вовлечению одарённых детей в мероприятия «Ассоциации школ России и Беларуси». 

 Одно из важнейших направлений работы – сотрудничест­во с Белорусской атомной электростанцией и Белорусским национальным техническим университетом. В этом году мы заключили с ними договоры о сотрудничестве и целенаправленно будем готовить детей к поступлению в БНТУ для получения специаль­ностей, востребованных на БелАЭС. Мы благодарны генеральному директору предприятия Сергею Бобовичу и его заместителю Александру Ерину за поддержку в развитии и подготовку школьников.
На базе 10 класса у нас создана инженерная группа, согласно договору к нам будут приезжать специалисты атомной электростанции и работать с детьми. И мы будем посещать БелАЭС. Спланирована и работа с БНТУ: совместные профориентационные и воспитательные мероприятия, проведение занятий и научно-исследовательской работы.

 До нового года планируем создать на базе школы центр технологического творчества. В этом году мы участ­вовали в конкурсе благотворительных проектов АСЭ – финансирование составит 350 тысяч российских рублей. Планируем открыть объединения по интересам «Юный исследователь», «Робот и я» и «3Д-проектирование», чтобы привлечь к технологическому творчеству детей младшего, среднего и старшего возрастов.

 Первый шаг в этом направлении уже сделан. Благодаря спонсорской поддержке закуплен конструктор по робототехнике «Ардуино» (до этого использовали «Лего», теперь приобрели посовременнее.) Сейчас можем закупить больше таких конструкторов и начнём более масштабную работу, привлечём к дополнительному образованию по освоению информационных технологий больше школьников.
По этим направлениям у нас работают опытные педагоги с первой и высшей категориями – активные, харизматичные, заинтересованные в качестве знаний: Анна Орловская, Ирена Ромаш, Владимир Кривец, Елена Корвель, Снежана Жамойть, Виктория Савченко и многие другие.
Наши дети активно занимаются в Национальном детском технопарке. Тимофей Магидов и Ксения Жвикевич уже прошли обучение в нём. Кстати, Ксения поедет ещё на одну смену – и у неё появится возможность стать студенткой без вступительных испытаний. Готовятся к обучению в технопарке Артём Артемьев, Никита Апанасевич и Даниил Бруйко.
Уже несколько лет у нас дейст­вует «Музей атома и занимательных наук» – и это тоже одно из направлений технологичности. Здесь ребята не только узнают много нового, но и проводят эксперименты, в игровой форме знакомятся с азами физики.

ЦИФРА

27 школьников обучается в “Атомклассе” средней школы №3.

Эстетичность

Центр творчества детей и молодёжи

Уже само здание Центра творчества детей и молодёжи – пример эстетичнос­ти. Красотой наполнены и его внутренние помещения.А создают прекрасное люди, которые здесь работают и приходят сюда на занятия.

Рассказывает директор центра творчества Виктория Лаврецкая:

– Эстетическое направление деятельности дополнительного образования в нашем центре творчества реализуется через функцио­нирование объединений по интересам различной направ­ленности, которые включают в себя эстетический аспект. Это хореография, художественный профиль, вокальное творчество. Сюда же можно отнести объединения по интересам, в которых дети занимаются лепкой из глины, гипсографикой, рисованием, макетированием, шитьём, соломоплетением, деревообработкой.
Так, например, на вокальных объединениях дети учатся петь и держаться на сцене. Занимаются с нашими воспитанниками Злата Радевич и Лолита Валевич.

 Художественный профиль преподают Алла Зеленская и Александра Букель. Желающих стать их воспитанниками и научиться красиво и правильно рисовать немало.

 Создавать прекрасные изделия научат детей на занятиях по лепке из глины – Денис Юцкевич настоящий профи в своём деле. 
Не менее популярна деревообработка – делать красоту из обычного дерева и фанеры учит Вероника Шинкаревич.
Есть немало желающих научиться шить красивые вещи и делать макеты из бумаги – таких детей обучает Елена Чернявская и молодой специалист Галина Миклис.

 Большой популярностью пользуется хореографическое направление – его руководитель Наталья Янковская и её воспитанники не раз становились лауреатами различных конкурсов.

 Также в нашем центре творчества есть занятия для самых маленьких воспитанников. Руководит школой раннего развития Людмила Чигилейчик. Ребята на занятиях осваивают математику, устный счёт, учатся писать и принимают участие в театральных постановках.
На мой взгляд, одно из самых творческих объединений, где создают красоту своими руками, – «Скарбніца», которое работает под руководством народного мастера Валентины Винничек. Оно функционирует в Островецком центре творчества детей и молодёжи с 2015 года. На занятиях воспитанники осваивают традиционное белорусское ремесло – плетение из соломки. Начинают с азов – с подготовки соломы к работе и плетения самых простых фигурок и узоров, а затем ребята достигают настоящих вершин. Изящные, тонкие, эстетичные изделия наших воспитанников отмечают почти на всех конкурсах. Так, среди достижений участников этого объединения по интересам значатся победы на областной выставке-конкурсе детского творчества «По следам военного времени» (Диплом 2 степени, 2023 год), областном этапе XXV Республиканской выставке-конкурсе декоративно-прикладного творчества учащихся «Калядная зорка» (диплом 1 степени, 2023 год), республиканском конкурсе «Спасатели глазами детей» (Диплом 1 степени в респуб­лике в 2023 году и Диплом 2 степени в области в 2024 году), областном этапе VII Рес­публиканского смотра-конкурса детского творчества «Здравствуй, мир!» (Дип­лом 1 степени в 2024 году) и множество других.

 Есть успехи и у других наших воспитанников – это награды в конкурсах международного, республиканского и областного уровней. Это открытый фестиваль детского творчества «Вокальная капель», где наша студия «Звонкие голоса» (руководитель Лолита Валевич) получила Диплом ІІ степени; областной этап республиканской выставки-конкурса детского творчества «АрхНовация-2023» – Дипломы ІІ степени (Александра Букель) и ІІІ степени (Алла Зеленская); Областной конкурс «Новогодняя феерия» – Диплом І степени (Валентина Винничек); конкурс «Бизнес глазами детей» – Диплом І степени (Алла Зеленская); XXVI областной фестиваль-конкурс «Таленты Прынямоння – 2024» – Дипломы І степени (Наталья Янковская) и ІІІ степени (Павел Букель); областной конкурс педагогического мастерства «Качество –  путь к успеху» – Диплом ІІ степени (Лолита Валевич).

ЦИФРА

11 педагогов дополнительного образования, а также 2 методиста, педагог-организатор, культорганизатор, аккомпаниатор, заместитель директора и директор Центра творчества детей и молодёжи учат островецких детей видеть красоту этого мира и создавать её.

Безопасность

Детский сад №3

Когда в городе открылся детский сад №3, его руководитель и воспитатели задумались, чем он может отличаться от других, кроме бассейна.

Тогда и возникла идея открыть на базе сада центр «Территория БЕЗопаснос­ти» – и при поддержке райисполкома, районного отдела по чрезвычайным ситуациям, отдела образования, педагогов и родителей идея воплотилась в жизнь. Сегодня здесь учат безопасности не только воспитанников учреждения, но и малышей из других детских садов и школ.

Рассказывает воспитатель дошкольного образования Оксана Юхно:



– В каждом детском саду всегда существовали уголки безопасности. Детский сад №3 открыли в 2017 году, я пришла сюда в 2018-м, а в июле наше руководство приняло решение открыть здесь центр безопасности. Идея воплотилась в жизнь летом 2020-го.

Дети с раннего возраста должны чётко знать правила безопасного поведения. Это касается всех сфер жизни и деятельности ребёнка: быта, игр, передвижения. Прямая обязанность каждого родителя – обучить своих малышей основам. В свою очередь мы в дошкольном учреждении дополняем и закрепляем полученную ребёнком дома информацию. 

У меня старшая специальная группа, в ней 12 детей. Я регулярно провожу с ними занятия по безопасности, сюжетно-ролевые игры. Мы беседуем, читаем книги, обновляем наглядными пособиями уголки безопасности. 

А главной достопримечательностью нашего детского сада является центр «Территория БЕЗопасности». Именно здесь мы помогаем детям овладеть навыками безопасного поведения в ситуациях, которые происходят с ними дома, на улице, в транспорте. Центр ориентирован на ребят дошкольного и младшего школьного возраста. Обучение в нём построено на принципах игры – мы проводим квесты. К слову, все молодые педагоги, которые приходят на работу в сад, первым делом проходят его, чтобы потом сами могли обучать малышей.

В поучительно-познавательной игре, состоящей из 10 станций, задействованы все три этажа детского сада. На первом размещена тематическая экспозиция, развлекательная зона, детское кафе. Здесь установлены телефонные кабинки, откуда можно вызвать службу спасения, импровизированная дорога для обучения правилам дорожного движения.

На втором – комната задымления, в которой искусственно создаётся экст­ремальная ситуация. Здесь детям нравится больше всего. При возникновении чрезвычайной ситуации воспитанники должны правильно среагировать и найти выход из неё. Иногда малыши теряются, наша задача – научить их не паниковать. 

На третьем этаже у нас медицинский блок, оснащённый тренажёром для сердечно-лёгочной реанимации. Здесь отработать навыки оказания первой помощи могут родители. А дети осваивают азы медицины. 

Для малышей разработана интерактивная напольная игра «Ориентирование в лесу» для изучения правил поведения в природе. Есть аппаратно-программный комплекс, где, соревнуясь друг с другом, дети учатся пользоваться средствами пожаротушения, узнают, чем, например, можно потушить пожар при возгораниях электроприборов. Нравится ребятам и интерактив «Кидалки», в котором 150 игр различной тематики.

За время работы «Территории БЕЗопасности» здесь побывали ученики младших классов практически всех школ и детских садов района. В основном это происходит во время каникул, особенно часто – летом. Приезжают к нам и ребята из Ошмян. Здесь нравится и детям, и взрослым. Оказываем мы и платные услуги: у нас можно организовать день рождения, праздники выходного дня, семейные квесты. К примеру, 23 февраля квест по станциям проходят отцы – им это тоже интересно.

На мой взгляд, если ребята прошли все испытания в нашем центре безопасности, детскую шалость с огнём они точно не допустят. Во время игры мы объясняем, что может произойти в той или иной чрезвычайной ситуации, показываем на конкретных примерах последствия. Уверена, наши малыши всё запоминают, более того: придя домой, рассказывают об этом родителям.


 Грани качества изучала 
Елена ЯРОШЕВИЧ
Фото автора и из архивов учреждений.

Текст: Главный администратор