Советы психолога: как не пропустить тревожные сигналы в развитии ребёнка
Что делать, если вы заметили, что развитие вашего малыша чем-то отличается от сверстников? Когда стоит волноваться и куда обращаться за помощью? На вопросы отвечает специалист районного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
Почему важен ранний возраст
Ранний возраст – от рождения до 3-х лет – это самое уникальное и ответственное время в жизни ребёнка. Именно в этот период закладывается фундамент всей его будущей личности: интеллекта, характера, способности к обучению и общению. Мозг малыша в первые 3 года обладает колоссальной способностью к усвоению информации и формированию нейронных связей. Проще говоря, это «окно возможностей», которое затем постепенно закрывается. То, что будет заложено сейчас, станет основой на всю жизнь.
Любой ребёнок развивается в своём ритме, но есть так называемые «красные флаги» – признаки, при которых обязательно нужно проконсультироваться с педиатром, неврологом или детским психологом.
Тревожные сигналы, которые не стоит игнорировать
Нарушения речи и коммуникации:
– в 6-12 месяцев ребёнок не реагирует на имя, не «гулит» или «лепечет», не пытается привлечь внимание;
– в 1,5-2 года не произносит простых слов, не понимает элементарные инструкции «дай», «иди сюда», не показывает на предметы;
– в 2,5-3 года имеет скудный словарный запас (менее 50-ти слов), не строит простых фраз из 2-3 слов, его речь непонятна окружающим;
– после 3 лет не строит предложения, не пересказывает короткие истории, испытывает трудности с произношением большинства звуков;
– не смотрит в глаза при общении, избегает контакта, часто повторяет одни и те же слова и фразы.
Задержки крупной и мелкой моторики:
– до 3 месяцев плохо держит голову;
– до 6 месяцев не пытается перевернуться, не тянется к игрушкам.
– до 9 месяцев не сидит самостоятельно;
– до 1,5 лет не ходит без поддержки;
– неуклюжесть, трудности с выполнением простых действий руками (застегивать пуговицы, держать ложку), тремор, нескоординированные движения.
Особенности социального и эмоционального развития:
– ребёнок не улыбается в ответ, не реагирует на эмоциональные проявления взрослых;
– избегает взгляда в глаза, не проявляет интереса к общению со сверстниками;
– отсутствует указательный жест (не показывает пальцем на желаемый предмет);
– чрезмерно агрессивен или, наоборот, пассивен;
– частые беспричинные истерики, трудности с адаптацией к новым условиям;
– навязчивые, повторяющиеся движения (раскачивание, кружение);
– избирательность в еде (ест только определённые продукты);
– повышенная или пониженная чувствительность к звукам, свету, прикосновениям.
Трудности в познавательном развитии:
– ребёнок не проявляет интереса к игрушкам, не понимает их назначения;
– не выполняет простые просьбы или задания;
– испытывает сложности с запоминанием, вниманием.
Важно!
Однажды заметив отклонение, не ждите, что ваш ребёнок «перерастёт». Лучше перестраховаться и получить консультацию, чем упустить драгоценное время для помощи.
Так когда же начинать заниматься? Ответ простой: с самого рождения. Не пугайтесь слова «заниматься». Для малыша это не уроки за партой. Развитие – это сама жизнь, встроенная в ежедневные ритуалы.
Основа основ
В первый год жизни важны общение и тактильный контакт. Чаще носите малыша на руках, делайте массаж, разговаривайте, пойте колыбельные. Это формирует базовое доверие к миру и стимулирует речевые центры.
Не менее важна развивающая среда. Показывайте малышу контрастные картинки, разные на ощупь материалы (мягкий, шершавый), включайте разнообразную музыку.
Физическая активность должна стать правилом. Выкладывание на животик, стимуляция к ползанию – это фундамент для будущего интеллекта, ведь ползание напрямую связано с развитием межполушарных связей.
Время открытий
От года до трёх обратите внимание на развитие речи. Не сюсюкайте, а говорите чётко и правильно. Комментируйте все свои действия, читайте книги каждый день, даже по 5-10 минут. Рассматривайте картинки и просите показать на них животных или предметы.
Развивайте моторику, лепите из теста, рисуйте пальчиковыми красками, пересыпайте крупу, нанизывайте большие бусины. «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» – эта фраза не теряет актуальности.
Главный вид деятельности в этом возрасте – сюжетно-ролевая игра: кормите мишку, укладывайте куклу спать, стройте домики. Через игру ребёнок познает мир и социальные отношения.
Если вы заметили один или несколько из перечисленных в статье тревожных сигналов в поведении и развитии вашего ребёнка, или если ваша родительская интуиция подсказывает, что что-то не так, не откладывайте визит к специалистам. Чем раньше обратитесь, тем эффективнее будет помощь.
Что предлагает Островецкий районный ЦКРОиР
Наши специалисты – учителя-дефектологи, педагоги-психологи проведут диагностику развития ребёнка (речи, моторики, интеллекта, социальных навыков); при необходимости порекомендуют к каким специалистам нужно обратиться; предоставят родителям информацию о выявленных трудностях и рекомендации по их преодолению; порекомендуют наиболее эффективные именно для вашего ребёнка формы оказания необходимой помощи; проведут коррекционно-развивающие занятия. При необходимости окажут психологическую поддержку семье.
Визит в ЦКРОиР – это возможность получить квалифицированную помощь.
Телефон для консультации 80159130218.
Наталья БЛОХИНА, педагог-психолог коррекционного центра.