Об автобусах и пассажирах размышляет водитель автопарка Геннадий Алёкса

11:00 / 26.10.2025

А вам слабо? 45 лет отработать в одной организации, мало того – на одном месте, когда менялась не специальность, а лишь «кресло» – со старого на новое. Думаете, таких людей нет? Тогда напомню вам о водителе автопарка №4. Вернее, Геннадий Алёкса всё, что вам интересно будет узнать, расскажет о себе сам.

За рулём большой машины…

– В автопарк пришёл после армии, в 1980 году. Вернулся домой – и куда деваться? Стал искать работу. А тут как раз автопарк дал объявление: набираем на курсы водителей автобуса.  У меня уже были категории «В» и «С». Отправился по запросу, записали и в Гродно учиться на «Д» поехал – и уже через месяц сел за руль ПАЗика. Так вот всю жизнь и «рулю» на автобусе.

ПАЗов тогда мало было, но мне повезло: Чеслав Козловский, как сейчас помню, уволился, на его место посадили меня.

Работали в то время целыми днями  – с 6-ти утра и до 9-ти вечера. Много автобусов ходило. Пригород, межгород – на дальних маршрутах  ночевали в Свири, Мостянах, Белой Воде, Завельцах… Утром обратно возвращались. 

«И по два-три рейса в смену делали. Автобусы шли битком – пассажиров много было. Часто складывалось так: приезжаем в Островец, а людей в Гудогай на поезд столько, что в один автобус не вместить. Многие островчане работали в Молодечно, Минске, Вильнюсе, студенты на учёбу в выходные ехали. Меня тогда вторым рейсом следом за первым автобусом пускали».

Кто-то из пассажиров хитрил: автобусом на Градовщизну добирался, откуда до Гудогая проще было доехать, потому что в Палушах и Задворниках уже было не сесть.

Мощные и комфортные…

– Техника сейчас хорошая, большая, комфортабельная. Новый автобус недавно получили, так в нём даже специальная система предусмотрена: чтобы люди с инвалиднос­тью могли войти, одна сторона, с дверью, опускается.

Раньше с завода машину получишь и ещё с неделю доводишь до ума, чтобы выйти на маршрут. Сегодня сел – и поехал. Да и ремонтная зона сегодня у нас хорошая – сами гайки уже не крутим.


…Автобусов пять за годы работы съездил. (Улыбается.) А может, и больше. ПАЗики у меня были, потом пошли «Радзимичи», на ГАЗелях ездил  в 90-е годы, когда пассажиропоток был совсем вялый и большие автобусы простаивали. Много рейсов было в Лиду, Гродно, Минск… Теперь на городские маршруты перешёл – по месту кручусь. Получаю талоны для пассажиров, за руль – и вперёд.  

А движение везде активное. В столице на стоянки не заехать, столько транспорта. Да и у нас, в Островце, их несравнимо больше стало – взять хотя бы последние лет 10. 

Городскими маршрутами

– В первых городских автобусах было свободно, полупустые даже ходили. Большая техника тогда была не нужна – одной ГАЗели хватало людей на остановках собирать. Теперь большой автобус полный ходит… Особенно с утра и вечером, в час пик. Пока не открыли СШ №4,  два автобуса отправляли с третьего микрорайона – в один все желающие не помещались. Наконец-то привыкли наши люди к комфорту, особенно школьники. Даже две остановки не пройдут – ждут транспорт. 

Водители и пассажиры

– Водители автобуса нынче в дефиците. Тут нужна специальная категория – «Д». К тому же  работа эта требует большой ответственности – не в обиду молодёжи, ей этого не хватает. Ты людей везёшь. Так что аккуратно надо, неспеша. Не дай Бог, кто упал – ты виноват. Да и на дороге всегда нужно быть осторожным. 

Кроме ответственности, нужно иметь терпение – пассажиры ведь разные встречаются. Особая категория – школьники. Так и хочется иногда их спросить: вас что, никто поведению не учит? Сложно сдержаться, чтобы голос не повысить, когда ведут себя некрасиво. Но за много лет вырабатывается привычка несмот­ря ни на что быть культурным и вежливым.

Но случается, конечно, и предупредить пассажира о необходимости вести себя спокойно и тихо. 

За десятки лет работы никого не просил покинуть автобус за «плохое поведение». А вот случаи, когда человеку плохо становилось, бывали. Я не доктор, и «скорую помощь» в то время не вызовешь в дороге: мобильных телефонов не было. Приходилось отклоняться от маршрута, чтобы отвезти в больницу. 

О старании и желании

– Едешь, стараешься делать свою работу аккуратно, да ещё и не обидеть никого, чтобы довольны пассажиры были. Рано встаёшь, поздно возвращаешься домой, когда островчане уже отдыхают, у многих уже даже свет в окнах не горит – и так всю рабочую неделю. Но я привык. Держусь, пока есть здоровье. И желание есть. Так что можно работать! 

Подписывайтесь на телеграм-канал «Островецкая правда» по короткой ссылке https://t.me/ostrovetsby.

Телеграм-канал «Островецкая правда»  – всё самое интересное из жизни Островца и Островецкого района.

Текст: Ольга Хотянович
Фото: Ольга Хотянович