Физики и лирики Пометько объединили Островетчину и Обнинск
15:00 / 24.08.2025
Отец…
Ричард Сидорович Пометько – человек известный и уважаемый на Спондовщине. Его приводили в пример учителя, чтобы заинтересовать нерадивых школьников; о нём вспоминали, когда рассказывали о любви к малой родине; на событиях его жизни объясняли детям, как важно иметь цель в жизни и добиваться её.Ричард родился в 1943 году на хуторе Глушица в Спондовском сельсовете. Его детство пришлось на трудный период послевоенной разрухи и нужды. Но целеустремлённость и необыкновенные способности помогли исполнить свою детскую мечту.
«Не помню, сколько мне было, 3 или 5, когда увидел небольшое деревянное колёсико с лопастями – мельницу. Сосед, человек мастеровитый и добрый, чтобы потешить детвору, поставил колесо в ручеёк на рогульки – и оно крутилось! Я часами просиживал, наблюдая за этим чудом, пытаясь понять, как оно работает», – вспоминал впоследствии Ричард Сидорович.
После окончания начальной школы в Трощанах мальчик стал учиться в Жукойне-Желядской СШ. Под залог в 10 рублей брал книги в районной библиотеке, регулярно выписывал журналы «Радио» и «Знание – сила». В то время работала база «Посылторга» – Ричард заказывал по почте необходимые детали.
Конечно, с деньгами в семье простых сельчан было сложно, но надо отдать должное родителям Ричарда: они, сколько могли, выделяли сыну на его увлечение. Да он и сам зарабатывал: собирал и сдавал клюкву, за сезон до ста килограммов. Нужно ли говорить, что все деньги уходили на радиодетали?
Первый ламповый приёмник мальчик собрал в 6 классе. К нему стали привозить в ремонт радиоприёмники – заработанные деньги также шли на приобретение деталей. Для приёмников нужны были дорогие батареи – Ричард купил аккумулятор и на крыше дома установил ветряк, который крутил маленькую динамку, что использовалась в велосипедах, – и так заряжал батарею.
В то время в России вместо ламп стали применять полупроводниковые триоды: они потребляли мало энергии и могли работать на батарейках от обычного карманного фонарика. На первых триодах марокот П1А до П1Е Ричард собрал приёмник, который помещался в портфель, и взял его в школу, чтобы похвастаться перед одноклассниками. Но особого впечатления не произвёл: подумаешь, приёмник, работает – и что? Никто не оценил главного: приёмник собран на первых полупроводниках!
После школы Ричард решил поступать в Белорусский политехнический институт, но решил, что сначала нужно серьёзно подготовиться. Он уехал в литовский Лентварис и устроился на работу на опытный завод волокнистых изделий. Полтора года Ричард там работал – год его портрет висел на Доске почёта.
Но, перевыполняя плановые задания, он не забывал о главной цели: учиться! Брал в библиотеке книги по разным отраслям, читал много художественной литературы, в том числе на немецком языке. Хотя главными, конечно же, были физика и математика: за это время он проштудировал 3-томные вузовские учебники.
Через год подал документы в заветный политех, с нетерпением и волнением ждал экзаменов. Но… Вызов он не получил. Похоже, письмо где-то затерялось: через месяц по почте ему вернули документы «в связи с неявкой на экзамены».
Думаю, в такой ситуации у многих опустились бы руки. Но Ричард решил поступать в один из самых престижных в СССР вузов – Московский инженерно-физический институт. Коллеги, узнав, на что замахнулся вчерашний деревенский паренёк, отговаривали, дескать, держи в руках свою синицу, не по сеньке шапка…
Конкурс в том году составлял 5 человек на место, но ряды абитуриентов редели после каждого экзамена. Профильные физику и математику Пометько сдал на «пятёрки»: таких было двое из 150-ти поступающих. Стоит ли говорить, что его зачислили в студенты безоговорочно?
50 студентов-первокурсников отправили в Обнинск, где открывали филиал МИФИ, который позже перерос в Обнинский институт атомной энергетики.
После его окончания Ричард Пометько стал работать в Обнинском физико-энергетическом институте, где в 1954 году была запущена первая в мире атомная электростанция. Долгое время институт действовал в режиме полной секретности, а Обнинск был закрытым городом. Вскоре Ричарда Сидоровича назначили руководителем группы, он поступил в аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию. Докторской не писал, хотя был научным руководителем у нескольких соискателей кандидатской степени.
Он автор множества научных статей и докладов для российских и зарубежных журналов, конференций, сборников, на его счету 10 изобретений в атомной энергетике, которые давали либо экономическую выгоду, или гарантии безопасной работы той или иной ядерной установки, или же были новинками по своей сути.
Более 19-ти лет Ричард Пометько работал начальником лаборатории расчётно-экспериментальных исследований теплогидравлических характеристик элементов активных зон и контуров циркуляции Я/У. Основная сфера его деятельности – оптимизация теплообмена в тепловыделяющих сборках.
Ричард Сидорович разработал уникальную экспериментальную установку и много лет заведовал ей. Специалисты со всего мира приезжали к нему проводить эксперименты – подобное оборудование было только в его лаборатории.
Львиную часть своего времени Ричард Пометько отдавал работе и науке. Но было у него занятие для души – резьба по дереву, интерес к которой он перенял в детстве от деда Михалки, народного резчика с соседнего хутора. Изделия Ричарда отличались практичностью и функциональностью. В основном это была мебель: столы, книжные полки, стулья, рамки для картин. Как сказал его сын Сергей: «Мебель отца была красивой, оригинальной и узнаваемой». Его изделия экспонировались на городских выставках и были отмечены наградами.
Ричард Сидорович очень любил свою малую родину. Каждое лето он с семьёй приезжал сюда в отпуск. Мечтал, что когда выйдет на пенсию, вернётся сюда и возродит родную Глушицу – хутор, где родился и вырос. Но так и не смог оторваться от дела, которому посвятил всю свою жизнь…
Рождённый в живописном озёрном крае, физик Ричард Пометько остался в душе лириком: любил стихи, много их знал, читал наизусть любимых поэтов – Тютчева, Есенина, Метерлинка, Блока, Бёрнса. И сам писал. Мне запомнилось:
Летний дождь, на тебя он похожий,
Он как платье твоё, шелестит.
Он придёт и обнимет он тоже
И собою весь мир заслонит.
И целую я струи живые –
Эти руки твои молодые.
Любовь свою Ричард встретил в Обнинске. С женой Людмилой они прожили долгую счастливую жизнь, воспитали двоих прекрасных детей.
Но Ричард Сидорович был не только известным учёным, заботливым мужем и хорошим отцом, но и прекрасным сыном. Когда приезжал к матери в Глушицу, всегда был занят делом. Его можно было увидеть то с косой на лугу, то с топором да пилой на подворье. С крестьянскими делами он справлялся так же блестяще, как и с научными. Но, как только получил квартиру, забрал мать в Обнинск. Хотя каждое лето Мальвину привозили на родину.
Несмотря на высокое положение, успехи и награды, Ричард Сидорович всегда оставался скромным, добрым, открытым для общения. Приезжая на родину, учёный, который свободно владел английским и мог разговаривать на немецком, охотно и с удовольствием беседовал с земляками на местной «трасянцы».
…Идея о том, что Обнинск и Островец станут городами-побратимами, уже витала в воздухе, готовились к подписанию документы – Ричард Сидорович с радостным нетерпением ждал, когда две его родины побратаются.
К сожалению, не дождался: ушёл из жизни 23 марта 2016 года в возрасте 72-х лет.
…и дети
Ричард Сидорович положил начало семейной династии физиков-ядерщиков: по стопам отца пошли сын Сергей и дочь Юлия. «Я не подталкивал, не направлял своих детей, но очень доволен их выбором», – говорил глава семьи.В школе у Сергея и Юлии, как некогда у их отца, любимыми предметами были физика и математика. Закономерно, что они пошли учиться в Обнинский институт атомной энергетики НИЯУ МИФИ. Сегодня Юлия – специалист по информационным системам, работает в Обнинске в компании, которая производит тренажёры для обучения персонала АЭС.
После демобилизации Сергей продолжил учёбу в институте. На последнем курсе был обмен студентами с французским университетом: зарубежные приехали учиться в Обнинск, российских отправляли в Прованс. Выбрали 7 лучших, полгода обучали их французскому языку. Из этих семи отобрали троих – Сергей оказался в их числе и продолжил учёбу во Франции. Защитил там диплом, а потом, вернувшись в Россию, – ещё один: французский документ об образовании у нас недействителен.
Во Франции ему предложили поступать в аспирантуру – парень успешно окончил и эту ступень образования по теме «Тяжёлые аварии ядерных энергетических установок и поведение расплавленной активной зоны реактора».
После аспирантуры вернулся в Россию, два года работал в обнинской компании ЭНИМЦ «Моделирующие Системы». Однажды во время очередной командировки во Францию ему предложили интересную работу в фирме КОРИС в Гренобле. Это был большой проект по изготовлению тренажёров для АЭС с советскими ядерными реакторами ВВЭР-440. В своё время Советский Союз построил немало атомных станций в Европе – для них фирма изготавливала тренажёры.
В настоящее время Сергей Пометько работает в компании «Фраматом» и занимается разработкой и производством управляющих систем безопасности для АЭС.
Сергей Пометько, как и его отец, – человек открытый, искренний, добросердечный. Он увлекается спортом, любит работать с деревом, заниматься огородом. И, конечно же, рыбалкой! Беларусь, по его словам, полюбил с того времени, когда отец впервые привёз его в Глушицу в гости к бабушке.
«Самые тёплые воспоминания детства – когда приезжал летом в Беларусь, ходил с папой за грибами и за черникой, на рыбалку. Отец научил меня всё делать и всё это любить. Это лучшее, что было в моей жизни. Я мечтаю снова приехать в Спонды, сходить на Кайминское озеро, половить рыбу, искупаться на том маленьком пляже», – говорит Сергей Пометько.
Иоланта ВОЛУЕВИЧ.