Что у регионов в приоритете
Сказано
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Эта пятилетка будет непростой, потому что сжимается, съежился фактически наш основной, российский рынок. Не скажу сегодня, что у нас некуда идти. У нас есть куда, только надо шевелиться… Просто надо каждому шевелиться. Почему я и предложил создать в каждом районе хотя бы по одному предприятию.
У вас море работы.
При рассмотрении кадровых вопросов, 27 марта 2025 года.
Никакой самоуспокоенности!
Депутат Палаты представителей Национального собрания, генеральный директор Национальной библиотеки Вадим Гигин обращает внимание на тенденцию: о том, что время предстоит непростое, Глава государства говорит часто. Подобное постоянное чувство неуспокоенности парламентарий называет как частью характера Президента, так и его политическим стилем:
Скажем, в состоянии мобилизованности белорусов держит противостояние оказываемому на них санкционному давлению. Впрочем, не только это. Сами поставленные на эту пятилетку задачи являются мотивирующим фактором. Возникла такая здоровая соревновательность: мол, мы покажем, сделаем, убедим, докажем, что не можем быть слабаками перед народом и Президентом. Это есть у очень многих наших руководителей. Это меня радует. Дай бог, чтобы так было и дальше.
Векторы для белорусской глубинки
Общаясь с назначенцами, Глава государства, по сути, определил конкретные векторы развития регионов. Создать в каждом районе хотя бы по одному предприятию, восстановить те, которые могут приносить прибыль и давать рабочие места, воссоздать «Сельхозтехнику» и ПМК, требовать и с расположенных на территории того или иного района предприятий республиканского уровня, чтобы были чистота и порядок, заработная плата и сбыт продукции. Аналитик Белорусского института стратегических исследований Алексей Авдонин подчеркивает: обеспечению жизни в регионах Александр Лукашенко всегда придавал особое значение.
А для этого, естественно, нужна очень слаженная и эффективная работа местных органов власти. В первую очередь тех должностных лиц, которые отвечают за регион. Как этого всего достичь? Должна работать экономика, должны быть инвестиции, новые предприятия, инвестиционные проекты, благодаря которым будут создавать новые высокодоходные рабочие места. А производимая предприятиями продукция должна идти как на внутренний рынок, так и на экспорт, чтобы мы могли зарабатывать на этом валюту и чтобы наши граждане хорошо могли зарабатывать в регионах. Хорошая экономика — это базис.
Тогда можно будет работать и дальше: строить дороги, улучшать инфраструктуру, повышать качество быта, медицинского обслуживания, возводить объекты — спортивные, здравоохранения, образовательные, досуга.
Причем досуг — это не пивбары и рестораны, а в первую очередь парковые зоны, библиотеки, места повышения уровня образования наших граждан. Потому что, когда есть экономический базис, должны формироваться высшие формы общественного сознания — через искусство, культуру, театры, кинотеатры, музеи. Это главное. Когда нет развития высших форм общественного сознания, все может скатиться к крайне негативным формам развития общества. На каком-то этапе сознание нашего общества может быть переключено различными деструктивными центрами психологических операций.
Экспортный потенциал
Озвучивая задачу «шевелиться», Глава государства отдельно остановился на вопросе экспорта и на ситуации в экономике. Подчеркнул, что двери наша страна открыла не только в направлении России и Китая, огромный интерес к нашей продукции есть в Индонезии, Беларусь ждут и в Африке.
— Беларусь как страна со значительным промышленным потенциалом должна сбывать продукцию в основном за рубежом, — делает акцент профессор кафедры аналитической экономики и эконометрики экономического факультета БГУ, доктор физико-математических наук Михаил Ковалев.
— Динамика развития в мире показывает, что основными возможными рынками сбыта являются азиатские, арабские, африканские страны. Правда, последние обладают меньшей платежеспособностью. Так, вслед за Китаем и Индией в Азии третьей экономикой становится Индонезия с ее огромным населением.
И все эти страны закупают на сотни миллиардов долларов продовольствия, поэтому со сбытом белорусской продукции нет и не может быть никаких проблем. Потихоньку мы осваиваем и арабские рынки, сложные, но богатые. То есть страну для экспорта продукции надо выбирать, изучив, что она импортирует и как мы можем занять эту нишу.
Труднее со сбытом машиностроительной продукции. Увы, даже на традиционных для нас рынках нам приходится соревноваться с китайскими изделиями. Президент при назначении нового председателя правления Нацбанка потребовал, чтобы наши банки вместо кредитов населению на покупку импортных потребительских товаров кредитовали экспортеров, хотя бы в Россию. Торговые дома и предприятия должны иметь возможность взять кредиты на поставку в лизинг своей техники, тогда проблемы со сбытом исчезнут. Чем больше мы сумеем экспортировать нашей продукции, тем выше станет зарплата на соответствующих заводах, тем богаче станет наша страна и тем больше мы сможем закупить дорогих товаров.
Прямая речь:
Павел Милешко, заместитель председателя Островецкого райисполкома:
– Основная цель поручения Главы государства по реализации инициативы «Один район – один проект» – это снижение уровня межрегиональной дифференциации. В этом плане Островецкий район является своеобразным примером. Благодаря реализации крупномасштабного инвестиционного проекта по строительству АЭС наш регион трансформировался в современный индустриальный центр, дающий около 10% объёма промышленного производства Гродненской области.
Создана современная социальная инфраструктура, построено комфортабельное жильё – и это обеспечивает привлекательность Островетчины, в том числе и для привлечения молодых специалистов.
Приток инвестиций в Островецкий район продолжается. Помимо государственной инвестпрограммы, в рамках которой ведётся строительство школы и завершается реконструкция поликлиники, активно развивается сельское хозяйство: это строительство современных молочно-товарных комплексов «Соколойти», «Древеники» и закупка техники.
КСУП «Гервяты» планирует в ближайшее время поставку продукции консервного цеха на экспорт. В стадии прединвестиционной проработки и проектирования планы по развитию фермерского хозяйства «Островецкая индейка», продукция которого также является своеобразным брендом нашего района.
Основная цель привлечения инвестиций в конечном итоге – увеличение поступлений в бюджет, что, в свою очередь, позволяет направить их на развитие медицины, образования, культуры, спорта, а также на благоустройство нашего района.
Фото СБ