Как выполняются мероприятия по энергосбережению, оценил Комитет госконтроля области
Комитет госконтроля Гродненской области на коллегии рассмотрел результаты контроля за выполнением мероприятий по энергосбережению, эффективным использованием бюджетных средств, выделяемых на эти цели.
Отмечено, что эффективное и рациональное использование топливно-энергетических ресурсов – одна из важнейших задач по повышению энергетической безопасности, стоящей перед всеми секторами национальной экономики.
Основной резерв достигается за счёт внедрения новых систем, оборудования и технологий в производстве, оптимизации схем теплоснабжения, модернизации теплоисточников, внедрения систем автоматического управления освещением, в том числе в многоквартирных жилых домах.
В отдельных районах Гродненской области в 2024 году не выполнены целевые показатели по энергосбережению: по долям местных топливно-энергетических ресурсов и возобновляемых энергоресурсов в балансе котельно-печного топлива, а также задания по экономии топливно-энергетических ресурсов.
Ряд райисполкомов не выполнял задания на протяжении всего периода действия Госпрограммы (2021-2025 годы). Например, по экономии топливно-энергетических ресурсов – Вороновский, Гродненский и Слонимский районы на протяжении 4-х лет, Берестовицкий, Островецкий, Кореличский и Ошмянский районы – на протяжении 3-х лет.
Коллегия обратила внимание на то, что планирование внедрения отдельных мероприятий по энергосбережению, включаемых в ежегодно разрабатываемые Перечни, проводится без должной проработки и при отсутствии реальных источников финансирования.
Так, в 2021 году по области не было внедрено 5 мероприятий по энергосбережению, в 2022-м – 8, в 2023-м – 29, в 2024-м – 11.
Контрольные мероприятия выявляют недостаточность проводимой организациями области работы в сфере энергосбережения и наличия резервов экономии топливно-энергетических ресурсов.
Так, выявлены факты сверхнормативного и нерационального расходования топливно-энергетических ресурсов, их использования без утверждённых в установленном порядке норм расхода, прямых потерь тепловой энергии, необеспечения внедрения энергосберегающих мероприятий, рекомендованных по результатам проводимых энергетических обследований.
Также по-прежнему выявляют факты искажения данных государственной статистической формы 4-энергосбережение «Отчёт о выполнении мероприятий по экономии топливно-энергетических ресурсов и увеличению использования местных топливно-энергетических ресурсов», на основании которой формируются отчётные данные о реализации мероприятий Госпрограммы.
Так, отдельные организации при составлении отчётности включают сведения о мероприятиях, которые фактически не внедрялись либо были внедрены в прошлых периодах, указывают недостоверные данные об их объёмах и сроках, а также о размере полученной экономии.
Искажение данных государственной статистической отчётности приводит к необоснованной выплате премий за выполнение показателей в сфере энергосбережения и может повлечь не только административную, но и уголовную ответственность.
На коллегии указано на необходимость усиления работы по энергосбережению в системе ЖКХ в части замены неэкономичных котлов с низким коэффициентом полезного действия, своевременности выполнения работ по замене сетей теплоснабжения, снижению потерь тепловой энергии собственного производства.
В отдельных направлениях экономия топливно-энергетических ресурсов зависит от каждого из нас. Например, замена лампочек на более энергоэффективные, обновление бытовой техники.
По результатам коллегии даны поручения государственным органам и организациям по устранению выявленных нарушений, недостатков и принятию мер по обеспечению выполнения показателей Государственной программы, что позволит достичь запланированной экономии в сфере энергосбережения.