Магазин на селе, или Как мечта Ольги Соболевой стала реальностью

16:00 / 16.03.2025


Признаюсь, удивилась, узнав, что в небольшой деревне нашего района частный предприниматель открыла магазин. А как же популярное утверждение, что это давно не выгодно и никому не нужно?! Журналистское любопытство взяло верх, и я отправилась в деревню Лошу, что в 15-ти километрах от Островца, – посмотреть на магазин и пообщаться с его хозяйкой Ольгой Соболевой. 

– Открыть магазин на селе решатся только очень смелые люди. Как вам пришла эта идея?

– Купили дом в Лоше, переехав с мужем сюда, на мою родину, из Вороновского района. Магазина здесь не оказалось. За продуктами и другой мелочью приходилось ездить в Гудогай, Островец. И всплыла в голове мечта детства, я подумала: а почему бы и нет? 

Со зданием проблем не было: в деревне пустовал бывший магазин райПО. Правда, много времени ушло, чтобы его выкупить. Иногда даже казалось, что не получится. Но мы сделали это! 

– Расскажите о мечте подробнее: почему именно магазин?

– Мама работала продавцом, поэтому я знала, что это за профессия. И любимая игра у меня была «в продавца»: стригла бумажки-«денежки» и продавала всё, что придумаю, и всем вокруг. Повзрослела, но желание пойти в торговлю не пропало. Мало того, захотелось иметь собст­венное дело. Хотя, признаюсь, с продуктами работать боялась – это сложно. Нужно учитывать сроки годности, саннормы и многое другое.

– До того, как решились на магазин, узнавали, будет ли он востребован у односельчан?

– Конечно, иначе смысла в этом не было бы. Прикидывая, пойдёт ли дело, жилые дома посчитали, число жителей, учли возможных покупателей из соседних деревень – и многие из них уже стали постоянными нашими клиентами. Это приятно!

Когда жители Лоши узнали, что собираемся открыть магазин, интересовались: «Ну когда уже? Можете побыст­рее?» Но в таком деле не всё зависело от нашего желания.

– Уже снаружи видно, что здание посвежело…

– Сделали большой ремонт: обновили фасад и внутреннюю отделку, заменили окна, установили отопление… Муж мне во всём помогает: и товар разгрузить, и даже с документацией разобраться – опыт в этом у него есть. 

А работы хватает – машины с товаром приходят часто: считаю, лучше заказать немного, но несколько раз в неделю, чтобы всё свежее было. 

– Как понять, что включить в список товаров?

– Сначала ориентировались на себя: что будет нужно и вкусно нашей семье. Потом стали учитывать пожелания покупателей – и ассортимент расширился. Хотя есть товары, которые не пошли, и от них пришлось отказаться.

Оказалось, что не только продукты питания, но и товары первой необходимос­ти нужны. Так появился «тематический» уголок: и здесь не только бытовая химия, но и другие товары для дома, вплоть до грунта на рассаду. И если сразу я напоминала, что в магазине они есть, то теперь покупатели сразу подходят к нужным полкам. Швабра, веник, ведро – что попросят, то стараемся привезти.

– Открыть своё дело вам помогла субсидия от государства?

– Как-то в интернете прочитала, что государство оказывает помощь желающим начать своё дело. Ну что ж, мечта уже была, оставалась самая малость. (Улыбается.) Посоветовались с мужем, узнали подробности в управлении по труду. Поехала на курсы, составила бизнес-план – и деньги выделили. 

На курсах собрались будущие предприниматели из разных сфер: грузоперевозки, автосервис, торговля… Но мнения, вопросы и мысли, которые обсуждали, были полезными. Перспективы развития и возможные риски – всё это рассматривали.

– За время, что магазин работает, можете сказать, что больше всего любят ваши покупатели?

– Всегда актуальны хлеб и молоко. Пользуется спросом сморгонское мороженое. Однажды даже водитель, который привёз «заморозку» другой фирмы, спросил, есть ли оно в продаже – его жена давно мечтает о нём, а найти не может. Бакалею берут: сахар, соль, муку, макароны, напитки… 

К слову, есть покупатели, которые выбирают только белорусских производителей. Им в помощь – бирки «Купляйце беларускае».

Клиент ещё на пороге, а я уже знаю, что он попросит. (Улыбается.) Если не успел за молоком в обычное для него время – отложу для него пачку в сторонку. 

Мы и сами всё покупаем в своём магазине, только за овощами и фруктами выезжаем в город.

– Что было самым сложным в начале пути – в первые месяцы работы?

– Понять, что покупателю нужно. И до сих пор изучаю, запоминаю, спрашиваю. Хочется всем угодить, чтобы человек ушёл из магазина в хорошем настроении и удовлетворённым. 

Один из основных показателей того, что дело пойдёт, – когда работа в удовольствие. И несмотря на пессимистические мнения, что торговля в деревне сегодня – это утопия, глядя на частный магазин в Лоше, верю, что он станет иск­лючением. Тем более что Ольга Соболева уверена: сил и желания хватит не менее чем на десяток лет – чтобы местным жителям обеспечить так важный в нашей жизни комфорт.

О трудностях и планах
  • Маленькому бизнесу сложно договариваться о поставках: далеко не все фирмы работают с «единичным» товаром, они заинтересованы в реализации больших объёмов. 
  • Носки мы уже привезли. Будем заказывать ещё. Покупатели также просят банные полотенца и наволочки…  Вообще весь трикотаж пользуется спросом – в этом направлении и будем работать.

Подписывайтесь на телеграм-канал «Островецкая правда» по короткой ссылке https://t.me/ostrovetsby.

Телеграм-канал «Островецкая правда»  – всё самое интересное из жизни Островца и Островецкого района.



Текст: Ольга Хотянович
Фото: Ольга Хотянович