Колея справедливости. В чем заключается новая формула ценообразования и место государства в этом процессе?
Роль государства отныне должна заключаться не в надзирательстве, а в создании понятных условий работы, общих правил поведения для всех участников рынка. Таков лейтмотив состоявшегося 28 февраля во Дворце Независимости совещания по новой системе регулирования цен. Президент страны Александр Лукашенко обозначил на нем важнейший постулат для достижения подобного: «Отношение к частникам и государственным предприятиям должно быть одинаковым — жесткое, в интересах людей. Поставьте всех в равные условия: страна прежде всего. Бизнесмены, производители сами должны устанавливать цену на продукцию, но у них тоже должна быть колея — колея справедливости».
Сказано
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Во-первых, для потребителя, простого человека, справедливость заключается в отсутствии спекуляций и в разумной цене на конечный продукт. Второе. Для предприятий справедливость должна учитывать адекватную прибыль, чтобы они могли инвестировать в развитие, платить достойные зарплаты своим работникам. Цена — это заработная плата конкретных людей на предприятии. Но прибыль — это цена минус затраты. Хотите больше прибыли — с мерседеса пересаживайтесь на сивого коня. Я по-народному говорю. Третье. Для торговли справедливость — это максимальное содействие продажам отечественных товаров. Не должно быть, что импортное сегодня выгоднее продавать, чем отечественное. Другими словами, в новой, справедливой системе ценообразования должен соблюдаться баланс всех интересов.
На совещании по новой системе регулирования цен, 28 февраля 2025 года.
Баланс всех интересов
Соблюдение этого баланса чрезвычайно важно для стабильности государства и общества, подчеркивает экономический аналитик кандидат экономических наук Георгий Гриц:
— Недавние примеры Европы показывают, что, если ты превентивно не решаешь проблемы социальной справедливости, цен, они приходят к тебе. Я про нынешнюю ситуацию в Болгарии: картельный сговор сетевых структур, магазинов привел к общенародному протесту и бойкоту торговых сетей. И сейчас Болгария пошла по пути Беларуси: разрабатывает закон о контроле над ценами в сетевых структурах. Мы в этом плане сработали на опережение.
При этом аналитик обращает внимание, что контроль за ценами не белорусское ноу-хау:
— Это распространенная международная практика. В 2024 году в США, Франции, Великобритании, Германии от 10 до 20 процентов цен контролировались (регулировались) государством. Конечно, это в большей степени касалось социальных и энергетических товаров (сами спровоцировали кризис).
В Германии почти по сотне товарных позиций медикаментов цены не просто регулируются, а являются константой — от цены производителя до цены в аптеках.
Рассуждая о том, насколько нужен контроль цен по всей цепочке добавленной стоимости, Георгий Гриц отмечает:
— С моей точки зрения — и Глава государства, как мне показалось, сделал на этом акцент, — не надо ставить за каждым производителем и каждой торговой точкой контролера. Это неэффективно. Говорить надо о риск-анализе — отслеживать тенденции и угрозы. И в зависимости от критической ситуации предпринимать регулирующие действия. А вот по одной из инициатив — не допустить превышения цен на внутреннем рынке над экспортными, с моей точки зрения, может возникнуть потенциальный конфликт. Надо понимать, что стратегии маркетинга для внутреннего и внешнего рынков различны. Внешние рынки более конкурентны, на них есть очень сильные игроки. Поэтому в маркетинге есть такое понятие — входить, демпингуя в хорошем смысле, чтобы сформировать лояльность к той или иной группе отечественных экспортно ориентированных товаров. Потом, в средне- и долгосрочной перспективах, сформировать потенциальные рынки сбыта и уже тогда наращивать маржинальность от экспорта.
Государство граждан не бросит
Необходимость соблюдения баланса в вопросах ценообразования обеспечивает социальную направленность самого государства, заметил в эфире ток-шоу «Будни» на «Альфа Радио» декан факультета журналистики БГУ Алексей Беляев:
— С одной стороны, для производителя и продавца цены — это их прибыль, возможность заработать. Они заинтересованы в том, чтобы выставлять цены повыше. С другой стороны, есть потребители — мы с вами как простые граждане, которые каждый день ходят в магазины. Для нас наиболее приемлемыми были бы невысокие цены. Нужно учесть и затраты производителя, и необходимую прибыль, а с другой стороны — не скатиться с целью наживы в постоянное повышение цен. Надо понимать, что у нас есть социально значимые товары, на которые государство всегда обращало пристальное внимание и цены на которые иногда приходилось сдерживать даже искусственно.
Поэтому эксперт заключает:
— Президент в данном случае выступает как арбитр, главное требование которого — справедливость. Вмешательство в ценовую сферу оправданно, когда мировой экономический рынок штормит.
Но в любом случае подобные интервенции точечные, постоянно в ущерб производителям они происходить не могут. Именно поэтому на совещании мы видели очень жесткую дискуссию, глубокий обмен мнениями с приведением аналитических выкладок. Задачи рубануть шашкой сплеча, разрубив гордиев узел, не было. Это совещание, очень важное и жесткое, показывает, что идет очень серьезная работа.
Президент и Правительство не просто держат ситуацию с ценами на постоянном контроле, подчеркнул Алексей Беляев:
— Простых решений здесь не будет. Понятно, что в каких-то областях производителям придется наступить на горло собственному эго и спрятать поглубже желание заработать, потому что есть социально значимые товары, на которые государство всегда будет смотреть внимательно.
Получить запредельные прибыли здесь не получится. С другой стороны, потребители тоже должны понимать: есть ряд товаров, которые у нас в стране не производятся, они привозные. Государство граждан не бросит, не позволит задирать цены. Но при этом, как говорил Президент, если хотите зарабатывать — смотрите на свои расходы, на что вы тратите деньги.
Забота всех и каждого
С точки зрения экономической науки инфляция — одна из самых сложных проблем экономической теории и практики во все времена, начиная, пожалуй, с момента появления денег, отмечает доктор экономических наук, профессор Валерий Байнев:
— Так что инфляция изобретена не в Беларуси, причем задолго до ее появления. Более того, сегодня в нашей стране рост цен также во многом импортируется извне. Потому что мы вынуждены закупать отсутствующие у нас ресурсы за рубежом.
Исходя из этого, Глава государства, говоря о необходимости сдерживания роста цен, во главу угла поставил вопрос о справедливости. С другой стороны, руководители субъектов хозяйствования жалуются на невозможность сдерживать рост цен из-за низкой рентабельности. Более того, некоторые частники уже настолько обнаглели, что потребовали зажать государственные предприятия во имя процветания частных, обращает внимание Валерий Байнев:
— Президенту пришлось напоминать частникам об их же требовании создать всем равные условия. Кроме того, руководителям и частных, и государственных предприятий было предложено еще раз взглянуть на свои затраты, увязав с ними собственное благосостояние. Таким образом, сокращение затрат — еще одно действенное лекарство против инфляции. При этом прозвучало чрезвычайно важное предложение Правительству — озаботиться определением средних по стране (а значит, опять-таки справедливых) затрат на производство некоторых ключевых для белорусов товаров. Для того чтобы наверняка знать, кто из руководителей их необоснованно завышает.
Ученый подчеркивает еще один существенный момент:
— Некоторым чересчур привередливым покупателям было рекомендовано не просто жаловаться на рост цен и требовать их снижения, а справедливо оценить свой вклад в экономику нашей страны. И, быть может, поумерить собственные аппетиты. А еще лучше — приложить усилия к тому, чтобы чуточку вырасти и увеличить собственное благосостояние через увеличение заработка.
Иными словами, проблема ценообразования и связанного с ним народного благосостояния — забота всеобщая.
По его словам, Правительство предложило два варианта системы регулирования цен: краткосрочный и среднесрочный. Первый построен на предложениях бизнеса, его Правительство взяло за основу и внесло на рассмотрение Главы государства. Суть — в корректировке, работе над ошибками, нивелировании искажений и дисбалансов. Президент такой подход поддержал, при этом поручил доработать и внести предложения до 1 апреля, а лучше — до 25 марта.
Среднесрочные предложения Правительства касаются формирования республиканской системы оборота товаров, работ и услуг. В стране уже реализуются платформа прослеживаемости товаров, их маркировки, электронный счет-фактура и внедряемая система контроля кассового оборудования. Интеграция этих систем позволит получить единый торговый документ, по которому аналитический центр будет видеть все движение товара, работ, услуг в стране. Это позволит отследить добавленную стоимость в цепочке движения товаров и даст информационную основу для принятия правильных управленческих решений, которых требует Президент.
Фото СБ