Время регионов. Приоритет для всех ветвей власти на ближайшие годы — повышение уровня жизни и благосостояния белорусов. И для этого — новые возможности
10:00 / 01.03.2025
Агрогородок Лядно Слуцкого района.
Президент Беларуси Александр Лукашенко 21 февраля подписал Указ № 74 «Об усилении роли председателей исполнительных комитетов базового уровня в развитии регионов». Указом определены новые инструменты для повышения благосостояния регионов и благополучия граждан через усиление статуса местных исполкомов и их председателей, более эффективное местное управление. Эти и другие меры позволят укрепить влияние местных органов власти на ситуацию в регионе, повысить эффективность работы исполнительных комитетов и их председателей, раскрыть резервы для качественного роста уровня жизни в стране. Указ вступает в силу в нынешнюю субботу — 1 марта 2025 года.Сказано
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Уровень исполнительской дисциплины должен быть на соответствующей высоте. Но при этом, понимая, что без председателей гор-, райисполкомов мы не решим ни одной проблемы, требования к ним возрастут. Но если мы повышаем требования к ним, то надо давать и полномочия, чтобы они могли работать. Все очень просто и понятно. Вот в связи с чем появилось предложение о повышении роли председателей гор-, райисполкомов. Эти предложения должны расширять полномочия исполкомов базового уровня и их председателей для того, чтобы существенно прежде всего улучшить экономику, уровень жизни людей на соответствующей территории.
На совещании по вопросам совершенствования правового регулирования статуса председателя исполкома базового уровня, 6 февраля 2025 года
Тщательная проработка вопроса
Принятию указа предшествовала кропотливая и многоплановая работа. 6 февраля Глава государства собрал совещание по вопросам совершенствования правового регулирования статуса председателя исполкома базового уровня. Александр Лукашенко напомнил, что еще на заседании Президиума Всебелорусского народного собрания в ноябре 2024 года был рассмотрен соответствующий проект указа. Тогда прозвучало много предложений, в том числе и о том, чтобы не издавать указ Президента, а принять закон. Позиция Президента на этот счет была, как всегда, принципиальной: «Мы должны исходить из позиций интересов нашего государства».
По итогам повторного рассмотрения и обсуждения представленного на рассмотрение Александра Лукашенко законопроекта было решено все-таки остановиться на форме указа. Глава Администрации Президента Дмитрий Крутой объяснил почему:
Кроме того, форма указа позволяет в концентрированном виде из абсолютно разных сфер и документов имплементировать соответствующие нормы, касающиеся усиления полномочий председателей исполкомов базового уровня:
— Если бы мы вносили изменения в закон о местном управлении и самоуправлении, как предлагалось в прошлый раз, это потребовало бы изменения еще девяти подзаконных документов, ряда кодексов. Естественно, включать туда непроработанные практикой нормы было бы неразумно.
Полномочия от земли
Итак, совершенствование системы госуправления продолжается. Стоит напомнить, что в ходе рабочей поездки в Смолевичский район 21 февраля Президент говорил о том, что категорически не доволен работой уполномоченных представителей в регионах, а также помощников. Обращаясь к Главе Администрации Президента Дмитрию Крутому, Александр Лукашенко сказал:
— Помощник должен быть замкнут на тебя, и ты мне докладываешь об этом. Я сегодня думаю, может быть, изменить эту систему. Но помощников надо активизировать. Уполномоченные — ну от случая к случаю, показухой занимаетесь. Но я знаю, что недорабатываете.
Усиление роли председателей исполкомов базового уровня можно считать в этом отношении одним из этапов такого совершенствования. Подписанный 21 февраля указ соответствует развитию того направления, за которое высказался народ на референдуме о внесении изменений и дополнений в Конституцию, напомнил в эфире ток-шоу «Будни» на «Альфа Радио» депутат Палаты представителей Национального собрания Сергей Клишевич:
— Было закреплено перераспределение властных полномочий. Мы этот этап прошли на уровне Президента и Правительства, губернаторов, теперь очередь исполкомов базового уровня.
Причем прописанные полномочия идут от земли. Это вопросы, с которыми каждый день сталкиваются наши районные власти и которые они ранее не могли решать самостоятельно, им необходимо было их согласовывать, что затягивало решение проблем конкретных граждан, предприятий.
При этом не осталась без внимания работа предприятий как государственной, так и частной формы собственности, решение вопросов с их трудовыми коллективами, обратил внимание парламентарий:
— Могут возникать сложности, особенно на частных предприятиях, когда руководители халатно относятся к своим обязанностям. В результате люди остаются с очень маленькой зарплатой или совсем без нее. Конечно, необходимо вмешиваться в эти вопросы. Районные власти будут решать проблемы людей, где бы граждане ни работали. А если кто-то может подумать, что все это увеличит коррупционные риски, отмечу, что райисполком — это не только председатель. Решения на заседаниях принимаются коллегиально. Когда, например, руководитель районного управления внутренних дел поднимает руку на заседании исполкома, что он за или против, естественно, вопрос проработан его службами. Поэтому риски минимизированы.
«Президенты» своих территорий
Существенное расширение полномочий председателей исполкомов базового уровня — не просто возложение персональной ответственности за принятие решений на самого управленца, а создание коллегиального органа на местах, где роль председателя — одна из главных в цепочке механизма усиления исполнительной власти на местах, подчеркнул председатель могилевской областной структуры РГОО «Белорусское общество «Знание», ректор Могилевского госуниверситета имени А. А. Кулешова Денис Дук:
Все это не что иное, как практическая реализация видения Президента, направленного на создание института, при котором, образно выражаясь, каждый управленец — это «президент» на своей территории.
Почему так? Потому что президентская форма правления у белорусов ассоциируется непосредственно с личностью Президента, а любой руководитель так или иначе сравнивается с Главой государства. И сравнение это сугубо конкретное и предметное: способен или не способен председатель навести порядок на своей земле и, если потребуется, принимать нестандартные решения?
Денис Дук убежден:
— В свете нового указа Главы государства дополнительные возможности председателей гор- и райисполкомов только плюс к улучшению жизни на местах. Поэтому и такая высокая ответственность. А кадры, в том числе и будущие управленцы страны, вплоть до самого высокого уровня, проходят становление именно на местах, в различных формах работы с людьми и для людей. И эта работа — самая главная.
Фото СБ