Как гудогайским пограничникам, педагогам и школьникам удалось отыскать имена жертв фашизма в Островецком районе

11:00 / 03.12.2024

Ирена Василевская и Галина Рябцева с сыном

Ирена Василевская и Галина Рябцева с сыном

Прошлой осенью военнослужащие погранкомендатуры «Гудогай» рассказали педагогам местной школы, что в пограничной полосе вблизи деревни Рымуни есть кладбище. На нём стоит несколько крес­тов и памятник с тремя фотографиями. Внизу на табличке выгравированы фамилии Карчемная Е.К., 1882, Карчемная П.Е.(*), 1918, Юрковский А.И., 1941 и надпись «Жертвы фашизма, 1944 год». 

Такая информация не могла не заинтересовать руководителя школьного музея «Земля гудогайская: материальное и духовное» Ирину Желток, и она вместе с советом музея занялась поисками свидетелей тех давних событий.

– Сначала мы побеседовали с жителями Рымуней и узнали, что родственники похороненных в этом месте людей не раз приезжали в деревню и останавливались у Ирены Василевской. К сожалению, в 2023 году женщина умерла.

Однако её дочь Вероника Духнова немного знала эту историю, – говорит Ирина Желток. – Она и рассказала, что в 1943 году эти люди попали сюда из концлагеря в Алитусе.

По рассказам Вероники Станиславовны, узников привезли поездом в Гудогай, а затем расселили по ближайшим деревням. Люди слабые, с подорванным здоровьем – многие умерли. Но были и те, кто выжил.

– Вероника Духнова также рас­сказала, что у похороненных здесь были родственники, которые жили раньше в Орше и Калининграде. Они приезжали и смотрели за могилой. Вероника Станиславовна поделилась адресами – и мы направили им письма с просьбой рассказать о том, что произошло здесь в далёком 1944-м, – говорит руководитель школьного музея.

Ответа ждали долго. И вот в октябре в школу прилетела весточка от Галины Рябцевой, дочери одной из женщин, которая выжила здесь в 1944-м.

Галина Ивановна родилась в 1947 году и всё, что произошло в годы войны в Рымунях, знает со слов своей матери Софьи Корчемной, 1915 года рождения.

Из письма стало известно, что её родители перед войной жили и работали в Ленинграде. В январе 1941-го у них родился сын – и её мама, Софья Евсеевна Корчемная, вместе с сыном Сашей на лето приехала к своей маме в деревню Жабыки Дубровенского района Витебской области. Там их и застала война.

Отца призвали в армию, а мать осталась в Беларуси.

«…Немецкие войска, чувствуя приближение фронта, стали выгонять всех подряд жителей в концентрационные лагеря. Мама называла некоторых из них. Помню, упоминался город Борисов, Алитус... До Борисова они шли пешком, а в районе Алитуса их поезд столкнулся со встречным поездом. И жуткое число жертв она запомнила на всю жизнь. В той ситуации им удалось выжить только потому, что их вагон был одним из последних в составе.

Вскоре среди голодных и измотанных людей вспыхнул тиф. Немцы, опасаясь инфекции, погрузили больных людей на подводы и развезли по деревням. Вместе с семьёй наших родных была семья Минаевых из их же деревни и люди из-под Смоленска». 

Понятно, что «тифозные» не радовали местных жителей, но они, чем могли, помогали узникам: приносили еду для больных и умирающих людей в большой посуде и оставляли её у дверей. 

«Тот, кто ещё мог двигаться, помогал больным. Спасибо всем большое за это. В деревне был староста. Мама предполагала, что это он мог организовать поочередное приготовление для них еды.

Ещё одной заботой для местных жителей было захоронение умерших. Эту функцию, как я поняла, выполнял Казимир Пет­рович Валейко. Хотя в его семье было трое детей. Кроме того, была женщина – к сожалению, я не запомнила её имени, у которой немцы угнали дочь в Германию, – она взяла к себе в дом близкую по возрасту женщину и выходила её. И это была моя мама. Бог дал, её дочь вернулась из германского плена.



«Советов», как люди называли привезённых из концлагеря, не могли хоронить на своём кладбище – не та вера и далеко. Поэтому их последний приют на земле был организован на холме рядом с деревней. Когда мама стала вставать, то попросила показать захоронение бабушки – Евдокии Киреевны, своей сестры Полины Евсеевны и трёхлетнего сына Александра». 

Вскоре Беларусь, в том числе и Островецкий район, освободили. После этого выжившие люди вернулись в свои родные места.

Папа Галины Ивановны тоже пришёл с войны. Но дом в Ленинграде, в котором жила семья до 1941-го, разбомбили. Жить было негде. По стечению обстоятельств такое же предприятие, как и «Веретено», где до войны работали родители женщины, восстанавливали в Орше – вблизи родины мамы. И семья приняла решение ехать в Беларусь.

«Здесь у родителей родились я и моя сестра. И появилась идея поставить памятник в деревне Рымуни. Около 1960-го года ещё многие люди помнили пережитые события и активно помогали установке памятного знака. Все наши родные, когда это удавалось, приезжали и ухаживали за могилой. Спасибо детям семьи Валейко: Геннадию, Станиславу, Ядвиге и их жёнам и мужьям. Когда мы не могли приехать, они приводили могилы в порядок. Сейчас многих уже нет с нами».

После установки памятника справа у самой оградки Казимир Валейко и его жена Эмилия. За их спинами мама Галины – Софья Корчемная (в платье в горошек). Слева, ближе к оградке, Геннадий и Мария Валейко (старший сын с женой Казимира Валейко). За их спинами родная сестра Софьи Корчемной из Ленинграда, за ней – дочь Казимира Валейко, Ядвига.

После установки памятника справа у самой оградки Казимир Валейко и его жена Эмилия. За их спинами мама Галины – Софья Корчемная (в платье в горошек). Слева, ближе к оградке, Геннадий и Мария Валейко (старший сын с женой Казимира Валейко). За их спинами родная сестра Софьи Корчемной из Ленинграда, за ней – дочь Казимира Валейко, Ядвига.

Сегодня могилы в Рымунях находятся в пограничной полосе – обычным гражда­нам для их посещения нужен пропуск.

К слову, неподалёку от памятника семьи Корчемных стоит крест с табличкой, на которой нарисована звёздочка. Старожилы деревни тоже вспоминали, что вместе с этой семьёй был солдат. Но он очень быстро умер и похоронен на этом же кладбище. Но ни его имени, ни фамилии никто не помнит.

Знает ли что-нибудь об этом факте Галина Ивановна? 

«Могила солдата Красной Армии образовалась независимо от людей из концлагеря. Он скорее всего был разведчиком и умер в тёплом доме на печи. Это рассказывал нам Геннадий Казимирович Валейко. При этом он сказал, что, сколько будет жить, столько будет за этой могилой ухаживать. Конечно, мы тоже, когда там бываем, приводим её в порядок».

Могила красноармейца

Могила красноармейца

Сегодня могилы находятся в пограничной полосе – обычным гражданам для их посещения нужен пропуск. При содейст­вии заместителя коменданта погранкомендатуры «Гудогай» Дмитрия Пугача и начальника погранзаставы «Лоша» Никиты Чубрика вместе с председателем Гудогайского сельсовета Владимиром Борисевич мы и отправляемся к месту захоронения. 

На холме находим несколько могил. Среди них уже упомянутые памятник на месте погребения семьи Корчемных и крест на могиле красноармейца. Рядом с оградкой ещё один крест – на табличке надпись Леонард Василевский. Опять же из письма Галины Рябцевой понимаем, что это сын-младенец Ирены Брониславовны Василевской, который умер после войны.

Памятник в д. Рымуни

Памятник в д. Рымуни

Есть на холме и ещё одно надгробие, крест с него упал, а вот камень сохранился, правда, что на нём написано, прочитать не удалось.

А вот о том, что когда-то на этом месте было кладбище, свидетельствует огромный крест – точнее, то, что от него осталось…

Удивило, что на всех могилах стояли свежие цветы и свечи. Оказалось, что несколько недель назад сюда приезжали люди, чтобы почтить память погибших. Более того, ими были Галина Рябцева с сыном. Женщина несколько лет мечтала приехать в место, где прошли последние месяцы и дни жизни её бабушки, тёти и старшего брата и где наши земляки спасли жизнь её матери – и в этом году её желание исполнилось...

– Вместе с мамой я приезжала сюда со школьных лет. А последний раз была здесь года 4 назад. Потом начался «ковид», усложнилась ситуация на границе – и попасть сюда стало сложно. То, что пережили люди в годы войны, не передать словами. Мама всю жизнь помнила об этом. Когда узников привезли в Рымуни, их расселили в два дома – там они и жили. Многие умерли. Болезнь сильно подкосила и маму. Некоторое время она была в бреду, без сознания – и даже не видела и не помнила, как и когда умерли её мать, сестра и сын. Уже придя в себя, она попросила местных, чтоб показали место их захоронения. На этом холме похоронено немало людей. Сколько? Вряд ли теперь это кто расскажет… 

Возможно, кто-то из старожилов, живущих в ближайших деревнях, знает о том, что происходило в Рымунях в годы войны. Позвоните в редакцию «Островецкой правды» – и белых пятен в нашей истории станет меньше.



Текст: Елена Ярошевич
Фото: Елена Ярошевич, из архива Галины Рябцевой