Топ полезных каш. А что выбирают школьники?

09:00 / 01.12.2024

О простом, но полезном блюде – каше  – мы слышим с малых лет. Помните забавку для малышей про сороку-ворону, которая деток кашей кормила, а лентяю не досталось? Мало каши ел –  говорят о слабом человеке. «Гречневая каша – матушка наша…» подчёркивает особую пользу крупы народная пословица. Почему каши из круп обязательны в ежедневном рационе, какие включают в меню для школьных столовых  и чему отдают пред­почтение дети – в этом материале. 

ЕСТЬ РЕЦЕПТУРА

Для школьных завтраков и обедов кашу делают из крупы, чаще её подают в качестве гарнира, поэтому варят на воде. Если в меню каша прописана как отдельное блюдо, то готовят на молоке, а в дополнение будет бутерброд.

– Говоря о питании в целом, кашу желательно есть каждый день и лучше – на завтрак. В школьном меню её планируем 2-3 раза в неделю. А вот будут ли блюдо есть с удовольствием, зависит не только от стараний повара, но и от вкусовых предпочтений детей, как они привыкли питаться дома, – говорит инженер-технолог Островецкого центра для обеспечения деятельности бюджетных учреждений Ольга Некорыстнова. – Обязательно в рационе школьника должны присутст­вовать гречка, рис и пшено, недавно мы заложили в меню «Артековскую» кашу, которая готовится из двух видов круп – пшена и риса.

Ольга Некорыстнова

Ольга Некорыстнова

Технологи разрабатывают меню на 10 дней. 

– Тут держим связь с шеф-поварами: они лучше знают, чему дети отдадут предпочтение. На каждое блюдо оформляем технологическую карту – говоря простыми словами, рецепт, – поясняет специалист.  – И пишется он не из головы, а согласно сборнику технологических карт блюд и изделий – это наша настольная книга.   

После составления технологами меню его отдают на гигиеническую оценку в районный центр гигиены и эпидемиологии. Там специалист оценит заявленные технологию и способ  приготовления запланированных блюд, состав входящих в них продуктов, калорийность и пищевую ценность, а также проверит соответствие веса порции нормам суточной потребнос­ти для каждой возрастной группы детей.

К слову, в случае необходимости инженер-технолог может внести изменения в технологию приготовления. 

– Что касается каш, это делаем при составлении диетпитания. Например, молоко противопоказано ребёнку, значит, для него крупу будут варить исключительно на воде, – рассказывает Ольга.

Технолог отмечает, что не последнюю роль играет и подача: любое блюдо должно выглядеть аппетитно, ведь дети сразу «едят» глазами. 

ЧТО ЕДИМ?

Узнать, едят ли школьники кашу и какая заходит «на ура», корреспондент отправился в столовую СШ №3.

В школьной столовой вовсю хлопочут дежурные: расставляют на столы салат, чай и последним спешат разнести горячее,  чтобы не остыло.

– Котлету с гречневой кашей сегодня дают – это моя любимая. И с курицей она мне нравится или, как мама делает, с сосиской. В нашей столовой ещё рис молочный вкусный, – замечает Женя Радюкевич. – Но каши часто готовить не надо, потому что они надоедают.

Женя Радюкевич

Женя Радюкевич

А вот Всеволод Маслаков так не считает:

– Детям обязательно нужно есть все  каши: пшённую, гречневую, перловую, овсяную, манную… Они очень полезные, потому что помогают делать энергию и скорость, даю силы и не разрешают вирусам распространять болезни! – со знанием дела заявляет мальчик. – Моя мама умеет готовить самую вкусную кашу с мясом.

Всеволод Маслаков

Всеволод Маслаков

Разнося обеды, попутно подключаются к разговору дежурные.

– Я с удовольствием ем гречку – если каша, то только такая. Больше люблю эту крупу в качестве гарнира, например, к мясу, – говорит Максим Яцук.

Максим Яцук

Максим Яцук

– Знаем, что каша в рационе должна быть обязательно – на уроках труда об этом рассказывали. А ещё  учили, как правильно её варить и просчитывать калории, – делятся Славяна Михалюк, Александра Данилович и Анастасия Мазейко. –   В школьных обедах больше нравятся гречневая и рисовая каши.

Славяна Михалюк, Александра Данилович и Анастасия Мазейко

Славяна Михалюк, Александра Данилович и Анастасия Мазейко

Повары средней школы №3 Ирина Жакун (слева) и Анна Караулова


В ЛИДЕРАХ – ГРЕЧКА 

– Самой полезной считают кашу из гречки, потому что в этой крупе много железа и белка, который быстро усваивает детский организм. Также в лидерах по пищевой ценности – овсяная, перловая и пшённая, – поясняет помощник врача-гигиениста райЦГЭ Алиция Яцевич. – Но самые полезные – не означает чуть ли не ежедневные, рацион должен быть разнообразным. Как и в меню: одна и та же каша не должна стоять 3 раза в неделю. Альтернативой на завтрак могут быть творожная запеканка, омлет. 


По словам специалиста, крупа должна присутствовать в ежедневном рационе детей – если не каша, то в качестве гарнира или как один из ингредиентов супа. 

– Если говорить о пользе каш, они  заряжают детский организм энергией на весь день, так как содержат много питательных веществ, – говорит помощник врача-гигие­ниста. –  Что касается школьного питания, мониторинги показывают, что перловую и пшённую каши дети есть не хотят, в отличие от гречневой, рисовой, овсяной и «Артековс­кой», хоть там в составе и есть пшено, но в сочетании с рисом вкус у неё другой.

На заметку
  • Гречку нужно варить только на воде, потому что кальций, содержащийся в молоке, заблокирует усвоение железа, которое есть в крупе, – и пищевая ценность блюда уйдёт.
  • Быстрорастворимая каша, так называемая минутка, кроме как утоление голода,  не принесёт пользы организму.
  • Манная каша – самая калорийная, но далеко не самая богатая по пищевой ценности.
  • Больше полезных свойств у цельного зерна, хотя овсянка лучше усваивается организмом в виде хлопьев.
  • У  тёмных круп  в разы больше,  чем в светлых, железа, калия, магния и витаминов группы В. 

Текст: Рита Дремо
Фото: Рита Дремо