Своё дело: как журналисты стали предпринимателями
Проще начинать своё дело, когда есть средства или опытные помощники, которые всегда подскажут и покажут. На иное решаются единицы, особенно если нет нужных знаний или образования, да и вообще ты «не из этой оперы».
Но бизнес любит смелых, сильных духом, терпеливых, работящих и активных – таких, как Антонина Веробей и Вероника Субаткевич, с которыми я познакомилась, заглянув в их совсем ещё недавно «родившемся» детище – кафе «Две лисицы».
О решительности и «подушке»
Антонина:
– Решение открыть собственное дело было спонтанным: я подрабатывала на ресепшене, когда тут было другое кафе. Когда оно переехало, помещение освободилось, и хозяин отеля предложил: хочешь попробовать сама? Почему бы и нет! И предложила Веронике присоединиться – так сказать, разделить ответственность на двоих. (Смеётся.) Хотя ни одна из нас до этого не работала ни в общепите, ни каком-либо бизнесе – мы обе из журналистики. Но отважились. Мало того, открывались без хотя бы минимальной денежной подушки безопасности.
Вероника:
– У меня вообще всё, связанное с Островцом, случайно. (Смеётся.) Антонина местная, я приехала на её свадьбу – и осталась. А про свою кофейню мы мечтали ещё в университете: такую, чтоб удобно устроиться, заказать чашку кофе и, попивая его, почитать книгу… Ну вот, пусть немного не то, но кое-что получилось.
Антонина:
– По второму образованию я юрист, поэтому понимаю, как важно всё делать правильно. С многими моментами ведения бизнеса, о которых раньше не подозревали, стали разбираться уже по факту – когда я зарегистрировала ИП. Работаем почти год, но продолжаем учиться, узнаём что-то новое.
Вероника:
– Нужно знать много нюансов в налоговой сфере, по ФСЗН – законодательство же постоянно меняется. А общепит вообще тема не из лёгких. Но мы стараемся. Много консультировались по работе с бухгалтерией, приходили на приёмную для бизнеса в Островце…
Антонина:
– Мы только в начале пути, но кое-какой опыт уже есть. Если бы пришлось по-новому открыть кафе, всё было бы проще. Теперь уже понимаем, куда идти, к кому обратиться и что нам нужно.
О клиентах
Вероника:
– Клиентура сформировалась как-то сразу: с первых дней стали приходить на обеды работники из ближайших зданий. Завтраки мы организуем и для постояльцев отеля.
Антонина:
– Уже знаем предпочтения постоянных клиентов. Как в одном из смешных видео в «Инстаграм»: вот супчик без сметанки идёт и американо с молочком подтягивается.
О работе
Вероника:
– Здесь вдвоём каждый день. Антонина, как руководитель, занимается закупкой продуктов и другими вопросами организации работы кафе. Я вместе с поваром всегда на месте – ждём клиентов.
Антонина:
– С людьми работать нелегко – все разные, но с любым, даже самым требовательным, посетителем можно договориться, тут главное улыбаться и быть приветливым. Клиент не должен видеть, что ты устал или без настроения, – он пришёл вкусно поесть и немного отдохнуть. И наша задача это обеспечить.
О названии и стиле
Антонина:
– Мебель предоставил хозяин отеля, остальное оформляли сами: поправили цветовую гамму, изменили свет, добавили интерьерные штучки.
Вероника:
– Но не закончили: есть идеи сделать ещё лучше. Кстати, в оформлении у нас всё тоже происходит случайно: выдвигаем предложение – утверждаем – делаем – и в итоге получается хорошо.
Антонина:
– И с названием кафе так получилось. Выбрали красивое и яркое животное, которое вызывает приятные ассоциации. Нас двое, поэтому и лисицы две. По задумке в нашем кафе можно и чаёвничать в спокойном одиночестве, и проводить время с весёлой компанией – в логотипе это подчеркнули.
Вероника:
– И, кстати, самым сложным из всего было назвать. Хотелось чего-то лёгкого, но звучного. Придумаешь, вроде, загуглишь – оказывается, таких названий с десяток минимум. Опять всё по новой. И от имён детей отталкивались, и первые буквы в слова собирали… Но «Две лисицы» «зашли» – в том числе клиентам.
Антонина:
– Часто слышим, как, разговаривая по телефону, посетители говорят: «Мы в «Лисицах» сидим» или «Жду тебя в «Двух лисицах». И радуемся: нас знают.
О качестве и еде
Антонина:
– Блюда, которые разрабатывает и готовит наш повар, получают немало положительных отзывов. У многих уже есть любимые, особенно у мужчин: например, большой драник с копчёностями. Чтобы его приготовить, нужно время – но люди согласны ждать. Хотя у нас драников три вида, чаще выбирают именно этот.
Вероника:
– Следим за качеством и вкусом блюд лично – с Антониной готовим завтраки и обеды сами.
Антонина:
– Конкурентов мы изучили ещё в начале. И поняли: можем предложить немного другое. К нам не столько погулять-покутить приходят, а больше воспринимают как кафе, где приятно посидеть с детьми или в дружеской кампании. Тут тихо и атмосферно.
От автора
Лиха беда – начало
Где-то прочитала, что любой бизнес начинает приносить удовольствие и хороший доход только через десять лет, а первое время открывший его работает на чистом альтруизме. Верю, что островецким «лисицам» хватит сил и желания пройти самый трудный этап становления своего дела. Тем более что свою работу на старте они оценивают на «нормально». И верно: лиха беда – начало. Дальше будет проще.