Кто и как пересекает белорусско-литовскую границу в пункте пропуска «Каменный Лог»
С 17 августа Литва ввела ограничения на въезд автомобилей с белорусскими номерами. И хотя изначально планировала вообще запретить, потом решение своё изменила – вероятнее всего, прислушалась к нашему Президенту, который прокомментировал эту ситуацию в интервью телеканалу «Россия».
СКАЗАНО
«Давайте откровенно говорить, в Европейском союзе (я не говорю про Литву – там уже ничего живого не осталось) все-таки они же не дураки. Они к Польше, Литве, Латвии стягивали товары свои. Россияне и белорусы потоком туда ездили и огромные деньги, миллиарды долларов, вывозили. Ну, сейчас не будут вывозить. Если смотреть с точки зрения прагматики, экономики. Если смотреть с точки зрения политики, это полное безумство. Они делают всё то, что не нравится людям в Литве – гражданам Литвы. Что бы мы о литовцах ни говорили, это очень трудолюбивые с советских времён люди. Они сравнивают то, что было в Советском Союзе, и то, что сейчас».
А.Г. Лукашенко, Президент Республики Беларусь.
Но как бы то ни было белорусы – не все, конечно, – продолжают ездить в соседнюю страну. Так же, как и жители Литвы и других стран с радостью посещают Беларусь – напомним, у нас действует безвизовый режим. Более того, Александр Лукашенко поддержал предложение об установлении порядка временного безвизового въезда, выезда и пребывания в Республике Беларусь через все автодорожные и железнодорожные пункты пропуска дополнительно для граждан 35-ти европейских государств. А это значит, что граждане всех европейских стран, в отношении которых Беларусь применяет визовый режим, с 19 июля могут въезжать и выезжать через все наземные и воздушные международные пункты пропуска Государственной границы Республики Беларусь по действительным документам и находиться на территории Беларуси не более 30-ти суток со дня въезда. Такой порядок безвизового въезда и выезда будет действовать по 31 декабря 2024 года.
Наведались в пункт пропуска «Каменный Лог», чтобы узнать, как обстоят дела с пересечением белорусско-литовской границы, что говорят люди и какие условия созданы нашей страной.
За рулём – владелец
Теперь в Литву можно въехать на легковом автомобиле, который не предназначен для продажи и принадлежит гражданину Беларуси, имеющему действительную визу, выданную Литвой, или действующий временный или постоянный вид на жительство в Литве. За рулём должен находиться владелец. Автомобили, принадлежащие юридическим лицам или используемые в коммерческих целях, ввозить нельзя.
ЦИФРЫ
Выезда из Беларуси в ЕС сейчас ожидают около 3 400 авто. По состоянию на 2 сентября, самым загруженным направлением остаётся литовское – 1 480 грузовиков.
За выходные дни в Литву проследовало 23% грузовых машин от нормы. Меньше всего оформили сотрудники пункта пропуска «Мядининкай» (белорусский «Каменный Лог») – приняли только 12%, то есть 2 авто из 20-ти в час.
КОМПЕТЕНТНО
Владислав Белов, начальник смены отделения пограничного контроля «Каменный Лог»:
– Ситуация на Государственной границе остаётся стабильной и контролируемой. Очереди на выезд продолжают сохраняться. Выездное направление в основном зависит от сопредельной стороны, которая не выполняет нормы по пропуску физических лиц и транспортных средств. Сегодня (на 30.08) около 680 грузовых транспортных средств зарегистрировано в зоне ожидания и порядка 110 легковых. Чтобы их оформить, нужно определённое время. Наши соседи не хотят нам в этом помогать. При этом белорусская сторона готова и может оформлять больше.
Без объяснений
Каролина Богданович почти год – после того как вышла замуж – регулярно ездит в Беларусь. Здесь у неё живут родственники. Теперь, когда у неё родилась дочь, – увидеть родные её могут только так – самой привезти в Беларусь: белорусам получить визу сложно, для литовцев действует безвиз.
– Мой муж белорус, но имеет вид на жительство в Литве. Поэтому ездим мы часто: бывает, несколько раз в неделю, а иногда -- несколько раз в месяц, – рассказывает девушка. – Муж говорил, что раньше за 15 минут могли пройти границу, а теперь приходится стоять часами, даже с ребёнком. Для нас 4 часа – это уже много. А есть люди, которые стоят сутками.
Каролина отмечает, что все возмущаются и злятся, но это проблему не решает: литовская сторона не считает нужным что-либо объяснять.
– На деле всё просто: не хотят они работать, – улыбается девушка. – Зачем едешь, сколько денег везёшь – спрашивают странную информацию. Однажды даже свидетельство о браке попросили показать. Выдумывают причины: один раз говорят, почему не вышла из машины, второй раз – почему вышла? Каждый раз новые правила.
Каролина вспоминает случай, когда с младенцем простояла на границе 12 часов – не было электричества.
– Куда мы только ни звонили! Воды нет, смесь заканчивается, ребёнка переодеть негде – а они ничего не объясняют и ничего не могут сделать: дескать, нет бензина, чтоб генератор завезти. А заправка всего в нескольких сотен метров от границы – неужели трудно заправить его?! На нас всем плевать.
Ехать на автобусе – тоже не вариант. Иногда они стоят дольше, да и с ребёнком в общественном транспорте неудобно – и самой и людям.
-- Раньше пугали, что не надо ехать в Беларусь – мол, вас не выпустят. Но мы не верили. Некоторые говорили, что здесь творится что-то ужасное, – всё это бред! Мы же видим, как белорусы живут и что здесь спокойно, – говорит Каролина. – Наши люди рады, что ввели безвизовый режим. Только жаль, что белорусы к нам не могут приехать.
Автобусом – без преимуществ
У пассажиров автобуса, как оказалось, преимуществ нет. И в большинстве случаев никого не беспокоит, что тебе надо быстрее.
Белоруска Ирина Барановская держит путь в Германию. Из Вильнюса у неё самолёт, поэтому выехала за 14 часов до его вылета.
– Еду к любимой доченьке и внученьке. Они живут в Германии. У меня ещё долгий и сложный путь. Если бы ехала в Литву, было бы спокойно. А мне ещё на самолёт – как бы не опоздать. Очень быстро прошли белорусскую границу. Мне первый раз пришлось заполнять декларацию, хотя езжу я много. Все оформление прошло спокойно и доброжелательно, – рассказывает Ирина.
Перед выездом из Беларуси скопилось несколько автобусов – и когда Литва их примет, никто не знает.
– Прошли белорусскую границу – и стали. Что можно сказать – счастливые часов не наблюдают, – пожимает плечами женщина.
Ирина старается быть на позитиве – радует встреча с внучкой, которую последний раз видела в апреле.
– Как только наш Президент подписал безвизовый въезд, я пригласила детей в гости – зять у меня англичанин. Скоро и они приедут – как их встречать, не знаю. Ситуация с пересечением границы не радует – особенно в такую жару. Вывод один: надо дружить, мы же соседи. У меня в Минске около дома огромная стройка – прогресс не остановишь. А здесь – регресс, – отмечает женщина.
То, что в последнее время с прохождением границы проблемы бывают и у пассажиров автобусов, подтверждает один из его водителей
-- Сегодня в автобусе людей немного – 14. Возможно, отпуска заканчиваются. В целом же намного больше – люди едут из Минска и из Вильнюса, -- говорит Римас Латвенскас. -- У автобуса преимуществ нет. И когда их много – приходилось стоять. Было, что в очередь стал 18-ым, простояли 19 часов.
Расходов набегает: автобус стоит заведённый, чтоб кондиционер работал, а это дополнительное топливо. Да и терпение у людей кончается: многие начинают скандалить.
– Придумываем развлечения: есть мониторы, можно фильмы смотреть, музыку слушать. Автобус хороший, но посидеть в нём десять и более часов – мало удовольствия, – считает водитель.
Без вариантов
Для тех, кто работает в Литве, вариантов нет: хочешь-не хочешь – ехать надо!
Алексей Коваленко из Беларуси в Литву и обратно путешествует часто: работа обязывает.
Рекорд простоя на границе – 28 часов.
– Это было перед Новым годом. Хорошо, что выехал раньше, – к празднику как раз успел. Повезло, что погода была тёплая – не замёрз. Да и когда едешь домой с подарками, на праздник – время пролетает быстрее, – говорит мужчина.
В этот раз он отделался легко – границу пересёк быстро, хотя такое бывает нечасто.
– Людей на легковых автомобилях стало меньше. Сегодня проехал быстро. Раньше это могло занять и сутки, – говорит он. – Сейчас не пускают тех, у кого белорусские автомобили и нет вида на жительство или литовской визы. Остальные могут ехать.
Зорен родился в Сербии, но уже 17 лет живёт в Москве, занимается ремонтом квартир и офисов.
– И езжу туда-сюда. Теперь – в Сербию, потом буду возвращаться, – рассказывает мужчина. – Около 15-ти часов простоял на таможне. Я уже привык – ехать надо. Людей много. Белорусы работают хорошо – спасибо им. А в Литве – плохо, просто ужас! Мы просим: пустите нас – а они не хотят. Я всегда на позитиве – а что будет, если грустить? Мне же за рулём ехать не одну тысячу километров. Надо хорошее настроение!
Нет вариантов и у водителя большегруза Руслана, который работает на литовского перевозчика.
– Везу скоропорт – вроде есть зелёный свет, но он слабо горит. Литовская сторона пропускает медленно. Есть вопросы по санкционным грузам – они прибыли в Литву, но вывезти их мы не можем. В итоге, в любом случае, страдает литовская сторона – они имели прибыль от транзита, теперь её нет. А грузы всё равно пойдут, – рассуждает мужчина.
Руслан везёт в порт белорусское сухое молоко – 35 часов время ожидания на границе. Стоять приходится долго: литовская сторона принимает медленно, больше досматривает, сканирует – как результат, задержки при пересечении границы.
Мужчина отмечает, что в этом году в Литве закрыли много фирм – маленькие не могут конкурировать с большими, которые берут объёмом.
– Когда граница хорошо работала, двигались быстрее. Теперь я успеваю сделать 3 рейса, раньше бывало 6-7, – рассказывает водитель. – Сейчас едем в Беларусь с пустым контейнером, обратно везём сухое молоко. Получается езда на выживание – берём то, что может покрыть расходы фирмы. Выживать маленьким тяжело.
Проблем добавляют очереди. Некоторые дальнобойщики на границе стоят по 2-3 недели.
– Белорусы оставляют фуру – и едут домой. С одной стороны, хорошо – можно провести время с родными. Но с другой, плохо – за простой денег не платят, – рассказывает мужчина. – Неместные живут в машинах. Для них это тоже дополнительные расходы. Автомобиль надо ежедневно заводить, мультиваркой на заглушенной машине не попользуешься. Сейчас тепло – это хорошо, а зимой расход автономного отопителя 5 литров в сутки. За 10 дней – 50 набежит. На легковой машине это полный бак – тысячу километров проедешь.
– Белорусы создали условия для дальнобойщиков: есть магазины, ходят автолавки, кафе возят обеды – цены приемлемые. Если будешь сам готовить – сэкономишь, но немного, – рассуждает Руслан и радуется, что ему вот-вот загорится зелёный свет и откроют шлагбаум.
АКТУАЛЬНО
На рубежах со странами ЕС работают лишь 5 пунктов пропуска из 14-ти.