Чтобы у ребёнка было счастливое завтра, его нужно любить уже сегодня – уверена директор СПЦ Татьяна Колтан

10:00 / 01.06.2024


В преддверии Дня защиты детей поговорили с руководителем СПЦ о работе, семейном неблагополучии, о том, как оно выявляется, замещающих семьях и, конечно же, о детях. 

Опасности везде – и даже в семье

– Татьяна Владиславовна, как вы считаете, от кого или от чего стоит защищать детей?

– Начнём с того, что детство – самое удивительное и неповторимое, наполненное яркими, незабываемыми впечатлениями счастливое время жизни каждого человека. Не зря говорят, что все мы родом оттуда. Именно в детстве каждый из нас получает первые уроки, совершает первые ошибки, учится решать первые проблемы и незаметно для себя приобретает опыт, который в дальнейшем помогает стать настоящим хозяином своей жизни.

Мне кажется, какое детство проживёт ребёнок и как сложится его жизнь, в первую очередь зависит от семьи. Дошкольное учреждение, школа, учебные заведения дают ребёнку знания, необходимые в дальнейшем. Но основа человеческой сущности каждого из нас, бесспорно, закладывается непосредственно в семье. Согреваемый теплом домашнего уюта, окружённый безграничной любовью и заботой родных и близких людей, в семье и только в семье ребёнок учится чувствовать себя нужным, любимым, достойным и уверенным.

В День защиты детей мы, взрослые, просто обязаны ещё раз вспомнить о том, что защита детства – это в первую очередь наша забота. 


Действительность, к сожалению, такова, что в наше мирное время дети нуждаются в защите от множества опасностей, как физических, так и эмоциональных: насилия и жестокого обращения…  Самым пугающим является то, что зачастую физическим угрозам подвергаются дети в стенах родительского дома. Травля, запугивание, пренебрежение, отчуждение, необеспечение базовых потребнос­тей – это всё о насилии. В этих случаях страдают психическое здоровье ребёнка и его развитие.

Второй аспект – отсутст­вие должного контроля и присмотра со стороны взрослых. Это приводит  к травмированию или несчастным случаям: дорожно-транспортные происшествия, падения, утопление, ожоги, поражение электрическим током…  Важно понимать, что дети не хотят этого, они просто играют, но в силу своей незрелости не могут оценить существующие риски и последствия. 

Кроме этого, актуальными угрозами являются насилие со стороны сверстников, онлайн-опасности (киберзапугивание, груминг, ненадлежащий контент). И это, к большому сожалению, далеко не полный список существующих опасностей.

– Вы сказали, что нередко дети подвергаются угрозам в семье. Как влияет такое неблагополучие на ребёнка?

– Существуют различные его виды, но общий признак – негативное воздействие на развитие и формирование личности ребёнка. Семейное неблагополучие можно считать социально опасным положением, то есть таким, которое угрожает жизни и здоровью воспитывающихся детей.

Субъекты профилактики подобным семьям оказывают помощь, но и родители должны при этом работать над своим исправлением, чтобы предупредить изъятие детей из семьи. Если это произошло, то именно наша задача – создать условия для безопасного возвращения ребёнка и последующего восстановления детско-родительских отношений.

– Когда и в каких ситуациях принимается решение изъять ребёнка из семьи, и как определяются риски? На что обращаете внимание? Ведь, по большому счёту, случается, что неприготовленный ужин или полупустой холодильник может быть в каждой семье…

– Мнение о том, что ребёнка могут забрать из семьи из-за пус­того холодильника, – миф. Однако это, конечно же, может рассматриваться как часть общей картины, указывающей на ненадлежащий уход за ребёнком.

При оценке рисков при принятии решения комиссией по делам несовершеннолетних учитывается совокупность обстоятельств, их системный характер. В каждом конкретном случае проводится всесторонняя оценка, обращается внимание на многие факторы:  существует ли непосредственная угроза для жизни или здоровья ребёнка; были случаи  насилия над ним, существуют ли доказательства жестокого обращения; оставляли родители без уважительных причин на длительное время детей или не выполняли свои непосредственные обязанности и многое другое.  

Учитывается также психологический климат в семье, физическое и эмоциональное состояние ребёнка.

– Сколько детей сейчас в детском социальном приюте?

–  У нас проживают 10 детей из 5-ти семей. Важно отметить, что помещение ребёнка в приют является крайней мерой и применяется только в тех случаях, когда нет возможности обеспечить его благополучие и безопасность в семье.


– Знаю, что родителям даётся полгода на исправление. Если этого не случилось, какая дальнейшая судьба ждёт ваших подопечных?

– Возвращение в биологическую семью – это всегда приоритетный вариант. С родителями проводится системная работа, оказывается помощь в решении проблем, изучается социальное окружение на предмет создания поддерживающей сети. Специа­листами социально-педагогического центра при возможности задействуется ресурс семьи, близких родственников, социаль­ных служб.

Если возвращение к родителям невозможно, то активно прорабатываем формы дальнейшего жизнеустройства ребёнка. Акцент всегда делаем на семейное воспитание: опеку (попечительство), приёмную семью или детский дом семейного типа.

– Что говорит статистика о возвратах детей в кровные семьи?

– Показатель возвращения детей, признанных нуждающимися в государственной защите, в биологическую семью вырос. В 2023 году процент возврата составил 75%, в 2022 году – 71,47%, в 2021 – 66%. 

Вместе с тем, отмечу, что каждый случай уникален и, мне кажется, языком статистики о таких тонких вещах говорить не стоит. 
Главное – обеспечить ребёнку безопасные, стабильные и благополучные условия для развития. Иногда, к сожалению, это возможно только вне кровной семьи… 


Чужих детей не бывает

 – Знакома со многими приёмными мамами, для которых это не работа, а стиль жизни: воспитывать детей, не разделяя их на своих или чужих. Кто может стать приёмным родителем и что для этого нужно? На ваш взгляд, это призвание или этому можно научиться?

– Действительно, наши приёмные родители воспринимают воспитание детей не как работу (напомню, что это официальное трудоустройство в отделе образования), а как стиль жизни. 

Приёмным родителем может стать любой совершеннолетний гражданин нашей страны, который соответствует перечню определённых требований. Это отсутствие заболеваний, препятствующих воспитанию ребёнка, судимости за умышленные преступления против жизни и здоровья, половых неприкосновенности и свободы, а также наркологического или психоневрологического учёта. У человека должно быть постоянное место жительства и подходящее жильё. Одним из обязательных условий является прохождение подготовки кандидатов в приёмные родители.  А ещё, на мой взгляд, очень важна  мотивация – искреннее желание заботиться о ребёнке и принять его в семью. 

Однозначно невозможно ответить:  приёмное родительство – призвание или этому можно научиться.

Считаю, что это сочетание личных качеств и приобретённых знаний и навыков. Обязательная подготовка кандидатов в приёмные родители как раз и направлена на то, чтобы будущие мама и папа получили необходимые знания и навыки, а также смогли оценить свои силы и готовность к принятию ребёнка в семью. 

– Психологи рекомендуют приёмным родителям не обрывать связь ребёнка с кровными родственниками. Как это происходит на практике?

– Это требует от всех участников процесса ответственности, взаимоуважения и готовности к диалогу. Формы поддержания отношений могут быть разными. Это регулярные или периодические встречи с биологическими родителями, братьями, сёстрами или другими родственниками, переписка, телефонные разговоры... Во всяком случае мы обязательно нацеливаем на это приёмных родителей, но биологические, к сожалению, не всегда идут навстречу. 

Объясню, почему так важно для приёмного ребёнка поддерживать отношения с биологическими родителями. В литературе описано много случаев, что дети, от которых скрывали правду о их кровных родителях, чувствовали себя оторванными, чужими, словно перекати-поле.

Благодаря этому у маленького человека формируется идентичность, что помогает ему лучше понять себя, свои корни. Снижается тревожность и страх, так как ребёнок не чувствует себя оторванным, может получить ответы на вопросы о своих биологических родителях. 

Безусловно, есть и вторая сторона медали. Встречи с биологическими родителями, которые могут быть нестабильны в своём поведении, зачастую вызывают у детей психологический дискомфорт, тревогу, страх. Поэтому важно учитывать интересы и чувства всех сторон, но в первую очередь – ребёнка. 

– Как часто островчане становятся усыновителями? Ведь по-прежнему бытует мнение, что гены пятками не прикроешь, от осинки не родятся апельсинки … Хотя знаю пример – и далеко не один! – когда некровные дети вырастали чудесными людьми.

– В нашем районе, как и в целом по стране, количество усыновлений постепенно возрастает. Однако количество желающих принять ребёнка в семью не так велико, как количество детей, нуждающихся в родителях. Миф о том, что гены определяют всё, действительно очень распространён. Люди боятся, что ребёнок унаследует негативные черты характера биологических родителей, их привычки. Да, генетика играет роль в формировании личности, но огромное значение имеют воспитание, окружение, любовь и забота. По большому счёту, дети, которые по разным причинам остались без родителей – такие же, как и их сверст­ники, только очень нуждаются в семье. 

Мне кажется, если человек задумался об усыновлении, не нужно бояться сделать этот шаг. Наши специалисты всегда помогут. 

– Сейчас поймала себя на мысли, что всё-таки для вас ваша работа это что-то большее, чем просто выполнение профессиональных обязан­ностей…

– Безусловно. В приюте дети ко мне часто подходят, обнимают. Это так греет душу! Я всегда на их стороне. В жизни каждого должен быть человек, который за тебя заступится несмотря ни на что, примет здоровым или больным, несчастным или радостным – любым. И я стараюсь быть таким человеком для ребят, которые попали в трудную ситуацию. Ведь не зря говорят, что ребёнка нужно любить уже сегодня, чтобы у него было счастливое завтра. 

– Спасибо большое, Татьяна Владиславовна, за такое содержательное интервью! И пускай счастливое завтра будет у всех детей. 


Фото из архива героини

Текст: Алёна Ганулич