«Долго будет Карелия сниться…» Впечатления Олега Клюшина о поездке в северный регион России

13:00 / 23.05.2024


В большие майские выходные профсоюзный комитет Белорусской АЭС для работников предприятия организовал туристическая поездка в Республику Карелию – уникальный северный уголок России, покрытый хвойными лесами, озёрами, реками и скалами.

День первый

Ночной переезд, который начался сразу по окончании рабочего дня, невзирая на комфортабельность автобусов, не мог не утомить. Однако красоты раннего Санкт-Петербурга, где мы завтракали, вдохновили и настроили на предстоящие экскурсии.

Первым объектом стал Сортавала – единственный в Карелии город, где сохранилась старая застройка в виде каменных 3-этажных зданий начала XX века, выполненных в стиле северного модерна. Из всего исторического богатства запомнился дом аптекаря со стеклянным балконом, который сделан в форме шприца с торчащей вверх иглой.

Далее мы двинулись в сторону финской границы, где через 30 км предстояло одно из главных событий поездки: посещение Рускеальского мраморного каньона, шедевра симбиоза человека и природы. В этой части горного парка в конце ХVIII века по приказу Екатерины была открыта добыча мрамора для украшения строящегося Петербурга. Камнем Рускеалы выполнена отделка Михайловского замка, Мраморного дворца, Эрмитажа, Исаакиевского собора, некоторых станций метро. К середине XIX века карьер практически перестал работать. А со временем, судя по разным версиям, то ли наполнился естественными водами, то ли был затоплен финнами. В тёплое время здесь проводятся концерты и заплывы спортсменов. К слову, среди атомщиков есть пловцы-марафонцы, уже преодолевшие пролив Босфор и Минское море. Кто знает, может кто-то замахнётся и на Рускеалу. Протяжённость карьера около полукилометра, поэтому главным препятствием стоит считать не расстояние, а аномально холодную воду.


В сопровождении экскурсоводов в национальных костюмах мы полюбовались каньоном по периметру со смотровых площадок, прогулялись по пешеходной тропе, обсыпанной мраморной крошкой, увидели необыкновенные рисунки, оставленные кистью природы на мраморных стенах. Спуск в подземную штольню из-за переизбытка туристов оказался недоступным. Пока не сезон и для навигации на лодках с заплывом в подземные гроты и погружение на дно с профессиональными дайверами. Зато семейная пара Филипчик из нашей группы опробовала так называемый зиплайн, пролетев через каньон на троллеях.

– Страшновато это выглядит только со стороны, – поделился впечатлениями Сергей. – Когда пристёгиваешься, то понимаешь, что всё надёжно и безопасно. Одновременно снимаешь видео себя же на смартфон при помощи селфи-палки, которую можно приобрести на месте. Меня это не сильно отвлекало от обзора панорамы. Спуск длится около минуты. Экстрим для меня привычное явление, поэтому ожидал даже немного большего.


– Тебе не понравилось? – не скрывает удивления Татьяна. – Когда проносишься над переливающейся водой со всевозможными изумрудными оттенками, чувствуешь себя птицей. Ощущения неповторимые! Советую всем не упускать такие моменты.

Из Рускеалы в Сортавалу ходит ретропоезд в стиле конца XIX – начала XX веков. В день нашего посещения он издавал звучный сигнал особенно часто. Причина выяснилась позже. Оказывается, группа атомщиков настолько щедро «золотила ручку» машинисту поезда, что тот не мог отказать позволить дорогим белорусским гостям собственноручно давить на клаксон. Получилось атмосферно!

После тяжёлого и насыщенного, но одновременно интереснейшего первого дня мы направились в административный центр республики – Петрозаводск, где поселились в гостинице «Космос» с видом на Онежское озеро.



День второй

Стал днём водопадов. Утро началось с переезда в заповедник «Кивач», где находится музей природы и самый известный водопад Карелии. Сжатые с двух сторон базальтовыми скалами воды реки Суны с грохотом обрушиваются вниз четырьмя каскадами. На территории заповедника представлены все ландшафты южного региона республики: сельги (каменистые гряды), «курчавые скалы» и «бараньи лбы» (округлые скалы, сглаженные ледником), озы (вытянутые гряды из рыхлых ледниковых отложений) и ещё много интересного. Однако сам заповедник, несмотря на высокий статус федерального, безусловно, нуждается в большем внимании со стороны государства, так как поддерживается только за счёт энтузиазма местных работников без материальной поддержки извне.


Потом мы проследовали транзитом через сельское поселение Марциальные воды, главной достопримечательностью которого является церковь апостола Петра, построенная в 1721 году по указу его тёзки Петра I. Дегустация целебной «живой» воды из нескольких источников пришлась по душе не всем из-за содержащегося там активного железа, что влияет на вкус. В запас такую воду не возьмёшь, так как уже через несколько часов она превратится в «мёртвую» и непригодную для питья со зловонным запахом.


Самое впечатляющее осталось на «десерт». Гирвас – древний потухший вулкан в Карелии возрастом более 2-3 млрд лет, находящийся в русле реки Суны недалеко от одноименного посёлка. Сейчас он полностью разрушен природой и временем. Сохранились лишь несколько десятков застывших лавовых потоков толщиной до 32 метров и следы кратера, который считается одним из древнейших на планете. Но на момент нашего посещения на месте вулкана шумел водопад. Отмечу качественную работу гида из Санкт-Петербурга Наташи Пурмале. Русская манера приукрасить отдельные вещи, а где-то и пустить в ход небылицу, воспринималась на ура. Легенда о том, что сухое русло вулкана превратилось в водопад впервые за последние 50 лет, с чем нам невероятно повезло, большинством туристов была принята за чистую монету. Со слов экскурсовода, такое явление не имеют возможности наблюдать даже мечтающие об этом учёные. Однако источники в интернете опровергают исключительность явления. Сброс воды из водохранилища путём открытия шлюзов плотины Пальеозерской ГЭС во время половодья происходит ежегодно в первой половине мая. Безусловно, зрелище это впечатляющее, и многие туристы стремятся попасть сюда именно в это время, чтобы полюбоваться на мощнейший поток воды. Вот с этим нам действительно повезло.

Закончился второй день пребывания в Карелии подъёмом на обзорную площадку горы Сампо.


День третий, заключительный

Начался с коллективного выхода из гостиницы и прогулки по набережной Онежского озера, украшенной архитектурными подарками городу от 14 городов-побратимов. Последней же точкой Карелии стала деревня Киндасово. Интерактивную экскурсию провела артистичная пятиклассница Дарья, обладающая редкими хореографическими навыками, а лекцию о национальных традициях с исполнением песен под необычные музыкальные инструменты – местный краевед Юлия.



Эпилог

Немного о грустном. Качество жизни людей в Карелии значительно ниже, чем в большинстве российских регионов, и это приводит к естественному уменьшению коренного населения и вымиранию уникальных культурных особенностей. Молод Ёежь уезжает из арктических районов, так как в этой местности почти нет образовательных учреждений, низкое качество здравоохранения, образования, мизерные зарплаты на местах. Ранее Карелия входила в состав Карело-Финской ССР. Статус союзной республики сохранялся до 1956 года, когда она вновь стала автономной республикой в составе РСФСР, а позже Российской Федерации. Процесс был отнюдь не безболезненным, ряд объектов в Петрозаводске были заминированы финнами во время ухода. Коренных карел от соседей финнов отличало лишь субэтническое самоназвание и ряд малозначительных культурных особенностей. Теперь знание карельского языка и православную религию сохраняют лишь незначительное число местного населения.

Нищета и блеск здесь идут рядом. Привлекательные объекты частной собственности столичных олигархов, получивших разрешение на ведение туристического бизнеса, чередуются с убогостью вековых перекосившихся построек. Как квинтэссенция такого наблюдения – разительный контраст при выходе за территорию Александро-Свирского монастыря, расположенного на границе Ленинградской области. Через дорогу от стены величественной лавры – полуживой домик с вывеской «Почта России», с вынесенными дверями в сенях и поддоном в качестве порога. Тут же над братским мемориалом советским воинам – расщепленное молнией дерево. Не нужно быть специалистом, чтобы понять, что оно аварийное. Кто-то заботливо стянул рассыпающийся ствол бандажами. Нужно бы спилить, но кому? Невольно обратил внимание и на объекты электроснабжения, воздушные линии на деревянных опорах, которые можно назвать промышленным антиквариатом.

Но главное неоспоримо: Карелия славится именно красивой разнообразной природой, в которой четверть территории занимает водная поверхность. В республике насчитывается около 27 тысяч рек и около 60 тысяч озёр. В их числе крупнейшие озёра Европы Ладожское и Онежское, береговая линия которых имеет многочисленные заливы и бухты. Большую часть региона занимает уникальная равнина со следами деятельности ледника. Для проживания пригодны только 14% площади, поэтому плотность населения очень малая.

Приходишь к выводу, что Карелия – это тот экологически чистый край, куда всегда хотелось бы вернуться, но где никогда не хотелось бы жить. Однако нотки подсознательной грусти отнюдь не перекрывают общего восторга от знакомства с красивой разнообразной природой этих невероятных мест. Поэтому резюмируемым итогом незабываемой поездки может стать первая строка припева из песни, исполненной хрустальным голосом Лидии Клемент: «Долго будет Карелия сниться».


Олег КЛЮШИН. Фото из архива БелАЭС.