Вице-президент АСЭ - директор проекта по сооружению Белорусской АЭС Виталий Полянин о детстве, учёбе, первых шагах в профессию и строительстве Белорусской АЭС
Пять лет назад именно работа привела в Островец Виталия Полянина, вице-президента АСЭ. За это время он полюбил и наш город, и нашу страну, а для островчан этот человек стал своим – его узнают и благодарят.
За свою работу Виталий Полянин отмечен рядом государственных наград, был признан «Человеком года Росатома», а за ввод первого энергоблока Белорусской АЭС награждён Орденом Дружбы. В начале ноября второй блок станции был сдан в эксплуатацию. Это и стало поводом для интервью. Провести его решили в формате «Сто вопросов взрослому». В роли интервьюеров выступили не только журналисты, но и ученики гимназии №1. Именно такое пожелание высказал Виталий Полянин. В итоге вышел интересный, честный и открытый разговор.
– В Островце я прожил и проработал 5 лет. Здесь осмыслил всю свою жизнь, на проекте очень много сделал, многих научил новому, но самое главное – я не передал свой жизненный опыт и знания молодёжи. Мой рабочий путь скоро закончится, а вам ещё жить и работать, поэтому хочу немного рассказать о себе. Не для того, чтобы похвастаться, а чтобы вы поняли, с чего я начинал, что прошёл, чем заканчиваю, что меня ждёт. Чтобы вы какую-то часть жизненного опыта взяли у меня и в будущем не боялись ничего. И если хотя бы один из вас в дальнейшем станет вице-президентом и будет строить атомные станции, я буду считать, что моя миссия в Беларуси удалась.1. Атомная станция построена, это историческое событие для Беларуси, и вы, Виталий Олегович, один из его героев. Каково это – ощущать сопричастность к белорусской стройке века и понимать, что она закончилась?
– Я знаю, что мы это сделали впервые в мире. Для Росатома это была первая зарубежная реализация такого проекта, который мы построили «под ключ» и сдали, чтобы этот объект у вас работал сто лет и вы не испытывали никаких проблем с электроэнергией.
2. Каким было ваше детство и кем вы мечтали стать?
– Я родился в Волгограде. Думаю, вы знаете, что это за город и какую лепту он внёс в победу над фашизмом. Мама у меня учитель математики, поэтому этот предмет я прекрасно знал. Отец всю жизнь работал в химической промышленности, прошёл путь от аппаратчика до руководителя.
Родителей я практически не видел: отец утром уходил – я ещё спал, вечером приходил – я уже спал. Зато в выходные дни мы с ним с удовольствием делали уборку, занимались какими-то делами.
В 10 классе я всё ещё размышлял, кем быть, читал, готовился, решал задачки и билеты. И в конечном итоге выбрал кораблестроительный институт в Ленинграде. О том, что буду учиться в этом городе, знал с первого класса – здесь получали образование мама и папа. А ещё у меня был дядя, которого я очень любил и уважал. Он закончил именно этот институт и уехал на Дальний Восток, строил там атомные подводные лодки. Виделись мы редко, но он для меня был настоящий авторитет.
С первого раза не поступил – подвела любимая математика. Надо было получить «пять», а я ушёл с «тройкой», хотя решил раньше всех в аудитории. Сдал работу, вышел и понял, что из пяти заданий правильно решил только два с половиной.
Сдавали мы математику и физику письменно и устно, и сочинение. В первый год я набрал 22 балла, а проходной был 22,5, а на следующий – 23 при проходном 17.
Возвращаться домой было страшно: что скажет папа. Он меня ругал за учёбу, говорил, что я учусь не твёрдо, «верхушки» сшибаю – в конечном итоге так и получилось.
И я решил остаться в Ленинграде: подал документы в техническое судостроительное училище при Балтийском заводе и одновременно пошёл в кораблестроительный институт на вечернее отделение.
Днём учился в училище, вечером – в институте. Группа в училище была разношёрстная – от отличников до хулиганов, приходилось завоёвывать авторитет. И у меня это получилось. Когда поздно вечером приходил из института в общежитие и садился за конспекты, на этаже стояла тишина, потому что проходила команда, что Полянин учится.
Год в техническом училище – это и учёба, и практика на заводе, и участие в строительстве атомного ледокола «Арктика». Для меня это была отличная школа выживания и самое лучшее время в жизни. Училище я закончил с отличием, хотя учиться было сложно.
К чему я вам это рассказал? Если у вас после школы что-то пойдёт не так, не отчаивайтесь. Надо просто взять себя в руки, выбрать самостоятельное решение и двигаться вперёд. У вас всё получится, не надо думать, что жизнь закончилась.
3. А как вы учились в школе и был ли у вас любимый предмет?
– Я уже сказал, как отец мне говорил, что я «верхушки» сшибаю. Но за второй класс я получил похвальный лист, за третий – тоже, первую четверть 4 класса закончил на все «пятёрки», но за поведение получил «неудовлетворительно». В тот год мы как раз переехали в другой район и меня отправили в другую школу.
Там у меня всё шло прекрасно, учился я хорошо. Лишь по русскому языку было 4. Я бы сказал, что это 5 с минусом, но кто-то считал, что это 4 с плюсом. Ибо в сочинении одну запятую я обязательно пропускал.
Больше всего любил алгебру, геометрию, физкультуру… Учиться было легко. На контрольных по алгебре и геометрии решал не только свой вариант, но и другие – в итоге наш класс всегда имел оценки не ниже 4.
Не любил неорганическую химию и поначалу ничего в ней не понимал. Но отец-химик быстро мне всё объяснил – были одни 5.
4. Как дети прошлого века проводили время вне школы? И чем занимались вы?
– Это было очень интересное время. Мы никогда не занимались ерундой, не шлялись по улицам. В разных классах были разные увлечения. Но всегда играли в хоккей – отец научил кататься на коньках ещё в саду. А ещё – в футбол, выступал за район в баскетболе и волейболе. У меня второй взрослый разряд по стрельбе – в 9-10 классах занимался этим видом спорта.
5. Поддерживаете ли вы отношения со школьными друзьями?
– В 8-10 классах мы учились практически одним составом. И когда закончили школу, было грустно. После школы 5-6 лет, пока учились в институтах, 2 раза в год встречались. Потом все разъехались по стране и сейчас видимся реже. Кого-то уже нет. Но с близкими друзьями поддерживаю отношения и теперь.
Класс был огромный – 45 учеников. Вели себя по-всякому. Где учителя строгие – было тихо и спокойно. На пении все стояли на головах. Но в целом мы с уважением относились к учителям.
До сих пор при встрече в Волгограде на улице здороваемся, разговариваем. Недавно списывался с классным руководителем – она сказала, что следит в интернете за моими успехами и радуется.
6. Помогали ли вы родителям по дому?
– Не сочтите за хвастовство, но до сих пор только я мою полы и посуду, хотя есть посудомоечная машина. Для меня примером был отец, который всё мог делать по дому. И всегда в моей комнате было чисто.
У меня две дочери. У старшей всё, как у меня, у младшей немного по-другому, хотя «бились» по этому поводу с ней с садика. Прихожу – и сам навожу у неё порядок, но не ругаю.
7. В наше время самая любимая игрушка детей – это смартфон. У вас, как у вице-президента, какой телефон? И какая самая любимая игрушка или игра были в детстве?
– У меня три айфона.
Что касается игрушек, то тогда их не было. Отец покупал клюшку, перчатки боксёрские, ещё что-то. Играли мы на улице. Например, в лапту, в камушки, в классики – с удовольствием составляли компанию девочкам.
8. Давайте вернёмся к Полянину – студенту. Было ли интересно учиться в вузе, какие предметы изучали?
– Учиться было интересно. Поскольку до этого год я учился на вечернем, в общежитии все студенты приходили ко мне, а я рассказывал, что такое начерталка и как чертить, как решать задачи и брать интегралы. С 3 курса, когда пошла специальность, стало ещё интереснее. А вот электротехнику не любил – в диплом пошла 3. Удивительно, но впоследствии она стала моей основной специальностью
– и когда приехал работать на АЭС, очень жалел, что изучал её плохо. Но зато сразу выучил.
9. Что запомнилось с первой практики?
– В училище я получил специальность «сборщик корпусов металлических судов», научился работать болгаркой, сварочными аппаратами и главное – разбираться в чертежах. Когда наша институтская группа пришла на практику на тот же завод, где я был, когда учился в училище, меня с дипломом судосборщика взяли в 7 цех. И я с удовольствием отработал 2 недели, получил 150 рублей – в то время это были огромные деньги, – купил джинсы за 100 рублей и поехал в стройотряд.
Кстати, каждое лето, все 5 лет, ездил в один и тот же стройотряд «Атлант». Кто-то ехал в Сочи загорать, кто-то к мамам-папам. А я в стройотряд в Коми АССР. Мы работали 6 дней в неделю с 8 утра до 9-10 вечера, всё было очень строго. Но мы успевали и отдыхать – устраивали конкурсы, ставили спектакли, организовывали дискотеки. Было очень интересно. Эта стройотрядовская закалка в дальнейшем очень помогла.
Если у вас будет такая возможность, обязательно ею воспользуйтесь, поучаствуйте в этом движении, но выбирайте стройотряд, где будете заниматься настоящим делом – от этого и польза, и удовольствие.
10. Как получилось, что корабль Виталия Полянина отправился не в открытое плавание, а взял курс на атомную энергетику?
– На 6 курсе у нас шло распределение. Приезжали представители предприятий и агитировали. Мечтал попасть на судостроительный завод, но в Ленинграде оставаться не хотелось – в то время там было сложно с жильём. И я решил возвращаться в Волгоград, где был и есть сейчас судостроительный завод. Но и там жильё не предлагали. В итоге распределился на Ростовскую АЭС. Это было через год-полтора после аварии в Чернобыле и на меня смотрели как на безумца-смертника.
А потом в газете «Правда» отец увидел статью о Калининской АЭС и предложил мне съездить в Удомлю, посмотреть на городок. И я перераспределился.
На родной Калининской станции отработал 20 лет. Правда, с жильём не повезло – ждали мы его 9 лет. Но главное – здесь меня взяли на действующие блоки, где я вырос как специалист. С них в дальнейшем перешёл на строящиеся – и до сих пор этим занимаюсь.
11. А какая первая запись в вашей трудовой книжке?
– Учёба в техническом училище №14 от Балтийского завода имени Серго Орджоникидзе – 9 линия Васильевский остров г. Ленинград. Специальность – «сборщик корпусов металлических судов 3 разряда».
Есть в ней и студотрядовские записи – бетонщик, плотник…
На Калининской АЭС начинал с работы оперативного персонала – был электрослесарем 6 группы, затем инженером ИВС, инженером систем управления и защиты реактора, начальником смены цеха.
Потом перевели на строящийся третий блок заместителем начальника цеха по эксплуатации – участвовал в его строительстве, затем в сооружении 4 энергоблока.
Вся моя жизнь на Калининской АЭС – это сплошная учёба и сдача экзаменов. В конечном итоге я решился руководить строительством атомных электростанций. Никогда не останавливайтесь, развивайтесь, посвящайте себя и работе, и учёбе, ведь только так вы станете специалистом.
12. Как стать вице-президентом Росатома? Есть ли у вас формула успеха?
– Надо работать. Не надо думать про деньги, должности – это придёт. Если вы будете стремиться, так сказать, уставать от старой работы и идти на новую, у вас будет всё. И через 15-20 лет станете вице-президентом.
13. Вы воплотили в жизнь много проектов, повидали много стран. Как оказались на БелАЭС?
– За 20 с небольшим лет поучаствовал в сооружении Калининской и Ростовской АЭС. Следующие проекты уже были связаны с должностью вице-президента – руководителя проекта. В городе Южно-
Уральск мы строили и сдавали 2 тепловых блока мощностью 420 мегаватт каждый. Затем я поехал на Нововоронежскую АЭС, где возводили 6 блок. Год работал в Финляндии, где шла реализация проекта Ханхикиви.
И потом Беларусь. Это был особый проект для Росатома, очень важный и первоочередной. Белорусская АЭС прошла все экспертизы и отвечает всем современным нормам и правилам. Она безопасная, надёжная и удобная для эксплуатации.
Проект интересный, страна замечательная, а Островец – просто прекрасный город.
14. Чем увлекаетесь в свободное время?
– Времени очень мало. Особенно в рабочие дни – они посвящены работе и семье. А в выходные – рыбалка, покататься на коньках, съездить в Минск, посмотреть Беларусь, полюбоваться красивой природой и достопримечательностями.
15. В вашей копилке достижений много званий и наград. Какое место в ней занимает Орден Дружбы за сдачу в промышленную эксплуатацию 1 энергоблока?
– Проект Белорусской АЭС особенный тем, что мы его реализовывали не в России. Мы возводили его с тем, чтобы этот объект ещё больше сблизил наши страны, наши народы и стал связующим звеном на долгие годы. И этот орден в тему укрепления наших отношений и нашей дружбы. Это намного важнее!
16. Как стать «Человеком года Росатома»?
– Надо прийти на проект, сплотить всех участников в единую команду, чтобы она шла одним курсом, реализовать проект – и можно лететь в Москву за наградой. (Улыбается) На это уходят годы работы. Но она имеет результат. И все, кто добивается его, получает награды
17. Вы не только построили Белорусскую АЭС, но и принесли много подарков городу. Это политика Росатома – «наследить» в городах присутствия?
– Мы любим не только строить, но и оказывать помощь везде, где работаем, налаживаем связи с местными организациями, военными, властями. Просто строить может каждый, а сделать так, чтобы о Росатоме осталась память в районе, где он работал, – это наша цель. И всё это бескорыстно, потому что мы работаем на будущее.
18. С какими чувствами покидаете Беларусь и Островец?
– Завершение каждого проекта – это не только безмерная радость, но и грусть. Уже сейчас много специалистов разъехалось на другие стройки. Радостно, что наши люди востребованы. А те, кто строил БелАЭС – супер-специалисты – и к ним особое отношение.
Грустно уезжать, здесь нам было очень комфортно и уютно. Но я не ухожу. Буду сопровождать этот проект, иногда приезжать и контролировать.
19. Что бы вы прямо сейчас сказали маленькому Виталию Полянину?
– Всё очень просто: только вперёд и никто, кроме нас.
– Успеха вам на новом месте! И до встречи в Островце!